|
Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе
Технология развивающего обучения на уроках русского языка
в процессе изучения сложного предложения
в основной школе
Соина С.А., учитель русского языка
и литературы МОУ «Мамоновская ООШ»
Пронского района Рязанской области
В настоящее время принципы личностно-ориентированного образования приобретают новые формы. Развивающее образование требует новых методов и технологий обучения. В основу технологии развивающего обучения положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. При такой форме обучения содержание, формы, методы должны максимально учитывать индивидуальные способности и особенности учащегося, а также предпочитаемые способы работы с учебным материалом. Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путём самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.
Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, формировать и далее развивать мотивацию обучения, а также направлена на обеспечение усвоения базовых и новых компонентов в содержании предмета. Исходя из опыта работы, элементы этой технологии могут с успехом применяться как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе с учащимися.
Особенности технологии: методы обучения – развивающие; обучение ориентированно на развитие каждого ученика; выявление уровня развития каждого ученика на каждом этапе обучения; применение разнообразных методов, средств и форм обучения; применение общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы; создание специальных средств – развивающих заданий, которые формируют рациональные умения умственного труда.
Актуальность данной технологии заключается в том, что каждый учащийся по мере своих возможностей должен стать коммуникативно-способным человеком, владеющим в полной мере устной и письменной речью. Обучение русскому языку необходимо осуществлять с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативных компетенций.
Так как курс русского языка в 9 классе – завершающая ступень обязательного образования, то при изучении этого предмета в школе необходимо:
- изучить раздел синтаксиса «Сложные предложения», а также сформировать учебные навыки учащихся при работе со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями;
- повторить материал других разделов русского языка в связи с наличием пробелов у части учащихся;
- систематизировать изученный материал на завершающем этапе изучения курса основной школы;
- подготовить учащихся к ГИА;
- и то, что важно лично для меня: развивать умение строить устное и письменное высказывание по ситуации общения.
Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.
Итак, синтаксису в современной лингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды на вопросы синтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксических единиц пересматриваются. Хочется так же, чтобы и в технологии преподавания русского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания.
Выделяются следующие синтаксические единицы «объекты» синтаксиса: словосочетание, предложение и сложное предложение.
Традиционное для русской синтаксической науки понимание синтаксических объектов характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью.
Сложное предложение отличается от простого, прежде всего характером образующих его компонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являются определённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Таким образом, синтаксическая природа компонентов простого предложения радикально отличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксического построения.
Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей или меньшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, по своей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому – сложному предложению.
Общность синтаксической природы компонентов и образуемого ими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняет ту же функцию, что и его компоненты – слова или словоформы – и по своей синтаксической природе не противостоит им.
Обязательным и конструирующим признаком компонентов сложного предложения является то, что они обладают категорией предикативности, соответственно, предикативными единицами.
Структурная схема сложного предложения включает следующие четыре класса необходимых характеристик:
1) потенциальный количественный состав сложного предложения (или открытость/ закрытость его структуры);
2) синтаксическая связь между компонентами и средства её выражения;
3) порядок компонентов, т.е. их расположение относительно друг друга;
4) особенности семантического наполнения, строения и лексического состава компонентов.
Всё сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.
Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов сложной: необходимо выбрать наиболее походящее научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении.
Сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции): интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи). Синтаксические упражнения, которые включают в себя работу, как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это:
-отграничение одних синтаксических структур от других;
-определение структуры данной синтаксической единицы;
-нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;
-составление схем предложений;
-составление предложений по схемам;
-составление предложений указанной структуры;
-полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.
Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений. Основная цель методики преподавание русского языка – освоение учениками общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.
На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащимися предложений с использованием всех союзов, приведённых в таблице.
Типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание:
а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами;
б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение;
в) речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом
«многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы;
г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической необходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов и обозначающих последовательность действий».
Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ.
Знакомство со сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении со сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения». Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.
При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока». Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений.
Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том, что при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложениях распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно.
Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления.
На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся).
В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования». Так же Текучёв даёт подробное описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью».
Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном, каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение.
В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения». Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).
Хотелось бы сказать несколько слов по поводу практического применения некоторых приёмов и упражнений по изучению темы «Сложное предложение». Так, в частности, известный советский методист Текучёв А.В. предлагает при изучении предложений с различными видами связи разбирать удачные и не удачные конструкции сложных предложений, используя собственные сочинения учеников.
Современные исследования психологии подростков позволяют сделать вывод о частичной неправильности такого приёма. Лучшие работы можно брать для примера, а с неудачными – следует быть осторожнее, так как ненароком можно нанести травму ещё не окрепшей психике взрослеющего человека. Указывая на ошибки, учитель должен применить всё своё чувство такта.
Для работы по редактированию сложных предложений в 9 классе можно брать для примера работу вымышленного горе-ученика или учителю самому допустить ошибку, но так умело, чтобы в то же время не потерять авторитет в глазах подопечных. Всё это требует большого профессионального мастерства учителя. В работе необходимо так же давать ученикам возможность самостоятельно мыслить, больше делать выводов, пусть даже путь к индивидуальному лежит через коллективное познание.
Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник.
Русский язык и его правила необходимо учить, как таблицу умножения, несмотря на гуманитарность (неточность) дисциплины, на большое количество нюансов и исключений из правил. Когда понятие укорениться в голове каждого ребенка, тогда можно приступить к рассмотрению частностей. А потому не будет лишним каждому (в зависимости от количества человек в классе) повторить вслух по очереди изучаемое правило. Сначала, или если ученики не приучены к такой работе, будет казаться смешным неоднократное повторение. Но, однако, в сочетании с самостоятельной проработкой примеров можно получить хороший результат.
Использование игрового материала на уроках русского языка
Так как тема «Сложное предложение» изучается обзорно уже с 5 класса, но не вводятся типы придаточных, то, как раз здесь и должно использовать игровой материал, опираясь на эмоционально-экспресивное восприятие пятиклашек. Справиться с этой нелёгкой задачей поможет пособие Т. Угроватовой «Подсказки на каждый день». Например, при введении понятия «Сложное предложение» можно предложить детям разобрать стихотворение Э Успенского «Память»:
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».
Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне…
Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне…
Знаю я, что говорю;
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок:
А чего хвалиться зрю?
Таких весёлых и в то же время полезных упражнений у Угроватовой много. Есть даже герои-помощники: Кот и Пёс, которые попадают в ситуации, где Кот представлен хитрецом и «грамотеем». В последнем упражнении предлагается написать диктант, в форме сказки, о том, как встретились различные типы сложных предложений. В игровой форме даётся весь материал в книге. Так интересно, используя игровые моменты, можно построить уроки по введению, так сказать, не основных тем 5 класса, и в то же время заложить прочные основы для понимания и углубленного изучения темы в 9 классе.
Психологами давно установлено, что эмоционально пережитые события на более долгое время остаются в памяти. Конечно, в старших классах уместнее использовать занимательный материал несколько иного характера.
Роль занимательных заданий
при изучении темы «Сложное предложение»
В 9 классе при изучении темы «Сложное предложение» можно использовать задания творческого плана. Это должна быть работа, направленная на развитие мыслительной деятельности. Например, можно организовать конкурс на лучший свод правил по синтаксису и пунктуации для проверки правописания в новой компьютерной программе или подобрать сложные предложения для обучения гуманоидов с соседней планеты.
На заключительных уроках создать проблемную ситуацию: например, написать текст, состоящий только из простых предложений на любую или определённую тему. Возможно такое в живом языке? Как это влияет на смысл? Остаётся ли язык так же богат и красив?
Для домашних упражнений можно использовать художественные произведения, изучаемые на уроках литературы. Пусть ученики самостоятельно выпишут сложноподчинённые с различными типами придаточных. Таким образом, можно вызвать интерес к изучению темы, однако, не забывая, играя, всё же учить.
В игровом материале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению, автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки. Теоретический материал разумнее применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными учениками при достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие в лингвистике.
Например, все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Есть задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики.
|
|
|