План — конспект урока по теме : «Синтаксический разбор простого предложения " в 5 «А» кл.
Цели урока:
-
научить правильно выполнять синтаксический разбор простого предложения;
-
закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и второстепенных членов предложения;
проверить умение ставить знаки препинания при однородных членах предложения, обращении.
Оборудование: листочки с заданиями, учебник, Толковый словарь.
Ход урока.
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке вы учились писать дружеское письмо. Сегодня мы послушаем ваши письма, которые вы адресовали своим друзьям. (чтение 1-2 писем)
- А какие ещё виды писем вы знаете?
-Молодцы, вы справились с домашним заданием. ( В конце урока нужно сдать письма на проверку)
3. Словарный диктант.
(1 ученик). Цветочный аромат,косматые дожди , потемнеть от сырости, наслаждаться пейзажем ( определить способ связи словосочетаний)
( 2 ученик) бегущая вдоль реки тропинка, одинокие золотые березки,серьёзная опасность, удивительный урожай моркови и капусты.( выполнить морфемный разбор слов: одинокие, удивительные; написать слово: бегущая в транскрипции.)
4 Орфоэпическая минутка.. Задание записано заранее на доске( выходит ученик и ставит ударение в словах, весь класс делает запись в словарик)
Квартал,щавель,банты, звонишь,торты,свитер, углубить, упростить.
5 Физминутка.( проводит ученица 5 кл)
Яблоня в моём саду
Гнётся сильно на ветру.
Наклонилась вправо, влево,
Покачаться захотела: 1, 2, 3, 4, 5.
Ветки вниз и вверх опять!
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька уснёт.
6 Фронтальный опрос
Игра «Кто быстрее»
-Назовите предложения по цели высказывания (Повествовательное,побудительное,вопросительное)
- В побудительном предложении содержитсясовет, просьба, приказ, пожелание. ( пример)
-В повествовательном предложении содержитсясообщение.( пример)
-В вопросительном предложении содержитсявопрос.( пример)
- Предложение по эмоциональной окраске может бытьвосклицательным и невосклицательным
-Подлежащее и сказуемое- это грамматическая основа.
-По наличию грамматических основ предложения бывают —односоставными и двусоставными.
-По наличию второстепенных чл. предложения-распространённые и нераспространённые. ( пример)
7. Объяснение нового материала.
-Тема нашего урока «Синтаксическийразбор простогопредложения».
_ Ребята, попытаемся сформулировать цели нашего урока, опираясь на тему. (Дети самостоятельно определяют цели урока)
- Ребята, дайте определение простого предложения.
- А какое вы ещё знаете предложение по наличию грамматической основы ? Чем сложное предложение отличается от простого?)
-Давайте вспомним этапы проведения синтаксического разбора предложения. Откройте учебники на с. 89 пар. 44
Закрепление материала.
1 задание ( На доске заранее крепятся в виде осенних листочков карточки с заданием)
-А теперь, ребята, представьте, что мы в лесу и нам нужно собрать листья для гербария.
-Ребята, а что такое гербарий? (один из учеников самостоятельно смотрит Л.З. слова «Толковый словарь» С.И. Ожегов, зачитывает вслух.)
- Но это необычные листочки, а с заданием по орфографии и пунктуации.
( 4 ученика выходят к доске, снимают листочки и выполняют самостоятельно).
Только один ученик берёт листочек и выполняет задание вместе с классом. (Нужно вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор предложения)
1 Берег п...крывали к...мыши и осока.
2 В саду растут и вишни и ябл...ни и груши.
3 Дуб теплолюбивое дерево.
4 Со...нце светит но (не) греет.
5 Ребята берегите природу!
После выполнения ученики у доски осуществляют взаимопроверку.
2 задание. (На доске заранее написаны отдельные слова. Нужно ученикам так переставить слова, чтобы получились предложения, затем их разобрать.) Два ученика выполняют это задание у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.
Маленькие рыжики, на еловом, белочка, сучке, подосиновики, сушить, развесила.( На еловом сучке белочка развесила сушить подосиновики, маленькие рыжики.)
Снег, выпадет, землю, глубокий, накроет, и, покрывалом белым.( Выпадет глубокий снег и накроет землю белым покрывалом.)
9. Подведение итога.
Учащиеся подводят итог урока.
Учитель комментирует работу в классе, выставляет оценки.
10. Домашнее задание. Выучить порядок синтаксического разбора параграф 44, упр 217.
|