Главная страница

Дистанционные образовательные технологии как одна из форм обучения


Скачать 55.15 Kb.
Название Дистанционные образовательные технологии как одна из форм обучения
Дата 29.02.2016
Размер 55.15 Kb.
Тип Документы

Дистанционные образовательные технологии

как одна из форм обучения

детей с ограниченными возможностями.

Известный педагог Б.Г. Гершунский утверждал, что образование как социальное явление – это и система, для которой характерно наличие инвариативных качеств, присущих ей в целом и каждому ее компоненту. К числу таких качеств в полной мере можно отнести гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность современного общества. Сегодняшний выпускник должен уметь не просто получить знания, он должен уметь найти их, использовать и передать. Он должен легко ориентироваться в системе постоянно изменяющихся запросов общества, быть мобильным и адаптированным в любой ситуации.

И как бы ни были оригинальны в методах воспитания родители и педагоги, их цели, желания и стремления, в конечном счете, диктуются обществом.

Давайте рассмотрим процесс обучения с разных точек зрения:

1.Обучение есть "основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс владения знаниями умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров и т.д.";

2. Совместная деятельность учителя и учащегося имеющая цель развития последнего, формулируя у него ЗУН, элементы мировоззрения и учебной деятельности

3.Обучение - двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека;

4.Обучение - "целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. То есть обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве". (Васильев В.К. "Предмет и основные этапы развития педагогики")

5. Белухин Д.А. утверждает: "Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование".

Анализ приведенных выше определений обучения показывает, что в них можно выделить три ключевых понятия: процесс, взаимодействия, педагогическая система. То, чем мы с вами и занимаемся ежедневно, причем не зависимо от предмета преподавания.

По оценкам экспертов в России отмечается увеличение людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, поэтому доступность качественных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья сейчас ставятся на одно из первых мест в системе образования.

Дети с ОВЖ зачастую не могут посещать учебные заведения и как следствие получить качественное образование в полном объеме. Эта проблема приводит к затруднению в социализации, и возможности стать, полноценными членами общества, не говоря уже о получении профессиональных навыков во многих областях.

По мнению А.С. Макаренко истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Для больного ребенка "завтрашняя радость" прежде всего – здоровье.

Помочь справится с недугом, дать почувствовать ребенку инвалиду живой интерес со стороны взрослых, не входящих в медицинское окружение – это, прежде всего задача родителей, психологов и педагогов. В нашей стране уже получило развитие инклюзивное обучение и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Что может дать детям такое обучение?

Учиться, не отставая от своих сверстников, общаясь с ними, но, что самое главное, прибывать в состоянии психологического комфорта.

Есть различные виды заболеваний, при которых дети могут получать образование лишь через дистационные формы обучения.

Что такое ДО?

ДО – систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя.

В Москве и в Санкт-Петербурге работают интернет-школы в рамках проекта "Развитие единой информационной среды для детей инвалидов и больных детей, не посещающих школу по состоянию здоровья", где дети получают базовое образование по основным предметам. А почему бы не создать в интернет пространстве дистационные курсы для детей с ограниченными возможностями по темам творческого цикла.

Как показывают последние исследования дистационное обучение развито в среднем и высшем звене образования, оно позволяет молодым людям получить ряд специальностей: «банковское дело», «менеджмент», «экономика» и «бухгал­терский учет», «авто­матизированные системы управления и обработки информации», «правоведе­ние». Замечательно, но как, же творческий потенциал, его развитие.

Окружающий  мир ребенка должен признать возможности его творческой реабилитации. В культуре, ориентированной на индивидуальные ценности, главной целью работы с детьми,  имеющими  ограниченные возможности  здоровья, является  раскрытие скрытого потенциала личности. Ведь все дети талантливы. Тяга ребенка к художественному самовыражению, к игровому освоению мира, к творческому общению является базой реабилитационной деятельности. На различных творческих занятиях, в том числе и на занятиях росписью, дети смогут вовлечься в совместную деятельность, и сам процесс мероприятий будет способствовать развитию внимания, памяти, воображения, фантазии и логики мышления. Общение детей в ходе творческих занятий облегчит процесс самораскрытия и самопознания.

Конечно, Вы можете возразить, что невозможно «заставить» каждого познавать законы творчества, но этого и не надо делать, достаточно лишь приоткрыть «занавес», познакомить, чтобы понять хочет ребенок этим заниматься или нет.

Возможность преподавания курса художественной росписи для детей с ограниченными возможностями я представляю себе следующим образом:

1.владение компьютером

2.мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с преподавателем.

3.возможность общения преподавателя и других членов ученического коллектива с ребенком в режиме онлайн.

4.скорректированная программа для обучения детей с ограниченными возможностями.

5. создание курса в электронном виде с практическими навыками и отработкой основных положений руки, элементов строения и законов составления композиций

6.возможность «живого» общения в коллективе, т.е. организация совместного обучения

7.возможность индивидуальных очных занятий для коррекции пройденного материала и живого общения.

Как это можно осуществить:

Учитель, используя скайп и материалы специального учебного сайта, дает учебный материал, регулирует и контролирует деятельность учащегося, оценивает процесс усвоения полученных учеником  знаний. В начале каждого занятия учитель инициирует контакт с ребенком, причем это возможно делать при работе в группе кружка одновременно, объявляет задачи и план проведения занятия, приглашает ребенка к общению в программах для  онлайн взаимодействия. В течение всего занятия учитель находится в классе и доступен в программе для оперативного  взаимодействия (чате, скайпе или др.) По окончании занятий учитель должен иметь представлении о достигнутом результате каждого своего подопечного и быть уверенным в том, что ведутся видеозаписи проведенных занятий. Это необходимо для полного представления о психологическом и эмоциональном состоянии обучаемого.

Курс может быть рассчитан на несколько этапов:

1.Получение первоначальных знаний о предмете росписи по дереву.

2.Знакомство с приемами росписи и овладение техникой городецкой росписи.

3.Овладение техникой как будущей специальностью.

В связи с этим возникает ряд проблем в основном на третьем этапе программы. Как ребенок прошедший курс может получить сертификат, или диплом о полученных умениях, знаниях и навыках, чтобы в дальнейшем получить статус квалифицированного специалиста. В дальнейшем с разрешением аккредитации виртуального обучения отпадет и эта проблема.

На сегодняшний день ДО поможет детям с ОВЖ преодолеть барьер, отделяющий их от учебных заведений, библиотек, учителей и одноклассников. Даст возможность уверенно смотреть в свое будущее, получить современную или интересную профессию.