|
Дистанционные образовательные технологии как одна из форм обучения
Дистанционные образовательные технологии
как одна из форм обучения
детей с ограниченными возможностями.
Известный педагог Б.Г. Гершунский утверждал, что образование как социальное явление – это и система, для которой характерно наличие инвариативных качеств, присущих ей в целом и каждому ее компоненту. К числу таких качеств в полной мере можно отнести гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность современного общества. Сегодняшний выпускник должен уметь не просто получить знания, он должен уметь найти их, использовать и передать. Он должен легко ориентироваться в системе постоянно изменяющихся запросов общества, быть мобильным и адаптированным в любой ситуации.
И как бы ни были оригинальны в методах воспитания родители и педагоги, их цели, желания и стремления, в конечном счете, диктуются обществом.
Давайте рассмотрим процесс обучения с разных точек зрения:
1.Обучение есть "основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс владения знаниями умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров и т.д.";
2. Совместная деятельность учителя и учащегося имеющая цель развития последнего, формулируя у него ЗУН, элементы мировоззрения и учебной деятельности
3.Обучение - двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека;
4.Обучение - "целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. То есть обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве". (Васильев В.К. "Предмет и основные этапы развития педагогики")
5. Белухин Д.А. утверждает: "Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование".
Анализ приведенных выше определений обучения показывает, что в них можно выделить три ключевых понятия: процесс, взаимодействия, педагогическая система. То, чем мы с вами и занимаемся ежедневно, причем не зависимо от предмета преподавания.
По оценкам экспертов в России отмечается увеличение людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, поэтому доступность качественных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья сейчас ставятся на одно из первых мест в системе образования.
Дети с ОВЖ зачастую не могут посещать учебные заведения и как следствие получить качественное образование в полном объеме. Эта проблема приводит к затруднению в социализации, и возможности стать, полноценными членами общества, не говоря уже о получении профессиональных навыков во многих областях.
По мнению А.С. Макаренко истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Для больного ребенка "завтрашняя радость" прежде всего – здоровье.
Помочь справится с недугом, дать почувствовать ребенку инвалиду живой интерес со стороны взрослых, не входящих в медицинское окружение – это, прежде всего задача родителей, психологов и педагогов. В нашей стране уже получило развитие инклюзивное обучение и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Что может дать детям такое обучение?
Учиться, не отставая от своих сверстников, общаясь с ними, но, что самое главное, прибывать в состоянии психологического комфорта.
Есть различные виды заболеваний, при которых дети могут получать образование лишь через дистационные формы обучения.
Что такое ДО?
ДО – систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя.
В Москве и в Санкт-Петербурге работают интернет-школы в рамках проекта "Развитие единой информационной среды для детей инвалидов и больных детей, не посещающих школу по состоянию здоровья", где дети получают базовое образование по основным предметам. А почему бы не создать в интернет пространстве дистационные курсы для детей с ограниченными возможностями по темам творческого цикла.
Как показывают последние исследования дистационное обучение развито в среднем и высшем звене образования, оно позволяет молодым людям получить ряд специальностей: «банковское дело», «менеджмент», «экономика» и «бухгалтерский учет», «автоматизированные системы управления и обработки информации», «правоведение». Замечательно, но как, же творческий потенциал, его развитие.
Окружающий мир ребенка должен признать возможности его творческой реабилитации. В культуре, ориентированной на индивидуальные ценности, главной целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является раскрытие скрытого потенциала личности. Ведь все дети талантливы. Тяга ребенка к художественному самовыражению, к игровому освоению мира, к творческому общению является базой реабилитационной деятельности. На различных творческих занятиях, в том числе и на занятиях росписью, дети смогут вовлечься в совместную деятельность, и сам процесс мероприятий будет способствовать развитию внимания, памяти, воображения, фантазии и логики мышления. Общение детей в ходе творческих занятий облегчит процесс самораскрытия и самопознания.
Конечно, Вы можете возразить, что невозможно «заставить» каждого познавать законы творчества, но этого и не надо делать, достаточно лишь приоткрыть «занавес», познакомить, чтобы понять хочет ребенок этим заниматься или нет.
Возможность преподавания курса художественной росписи для детей с ограниченными возможностями я представляю себе следующим образом:
1.владение компьютером
2.мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с преподавателем.
3.возможность общения преподавателя и других членов ученического коллектива с ребенком в режиме онлайн.
4.скорректированная программа для обучения детей с ограниченными возможностями.
5. создание курса в электронном виде с практическими навыками и отработкой основных положений руки, элементов строения и законов составления композиций
6.возможность «живого» общения в коллективе, т.е. организация совместного обучения
7.возможность индивидуальных очных занятий для коррекции пройденного материала и живого общения.
Как это можно осуществить:
Учитель, используя скайп и материалы специального учебного сайта, дает учебный материал, регулирует и контролирует деятельность учащегося, оценивает процесс усвоения полученных учеником знаний. В начале каждого занятия учитель инициирует контакт с ребенком, причем это возможно делать при работе в группе кружка одновременно, объявляет задачи и план проведения занятия, приглашает ребенка к общению в программах для онлайн взаимодействия. В течение всего занятия учитель находится в классе и доступен в программе для оперативного взаимодействия (чате, скайпе или др.) По окончании занятий учитель должен иметь представлении о достигнутом результате каждого своего подопечного и быть уверенным в том, что ведутся видеозаписи проведенных занятий. Это необходимо для полного представления о психологическом и эмоциональном состоянии обучаемого.
Курс может быть рассчитан на несколько этапов:
1.Получение первоначальных знаний о предмете росписи по дереву.
2.Знакомство с приемами росписи и овладение техникой городецкой росписи.
3.Овладение техникой как будущей специальностью.
В связи с этим возникает ряд проблем в основном на третьем этапе программы. Как ребенок прошедший курс может получить сертификат, или диплом о полученных умениях, знаниях и навыках, чтобы в дальнейшем получить статус квалифицированного специалиста. В дальнейшем с разрешением аккредитации виртуального обучения отпадет и эта проблема.
На сегодняшний день ДО поможет детям с ОВЖ преодолеть барьер, отделяющий их от учебных заведений, библиотек, учителей и одноклассников. Даст возможность уверенно смотреть в свое будущее, получить современную или интересную профессию.
|
|
|