Главная страница

Система языка. Единицы и уровни языковой системы


Скачать 35.05 Kb.
Название Система языка. Единицы и уровни языковой системы
Дата 08.03.2016
Размер 35.05 Kb.
Тип Урок

Урок № 7-8

ТЕМА: Система языка. Единицы и уровни языковой системы.

ЗАДАЧИ:

- дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве, единицах и уровнях;

- продолжить развитие навыков краткой записи устного сообщения;

- устанавливать связь новой для уч-ся информации о русском языке с ранее приобретёнными знаниями.

Технология критического мышления.

ХОД

1. Проверка дом. задания:

- проверка упр. 14 и выборочно 15 и 16.

- что общего и чем различаются ЯЗЫК и РЕЧЬ (по таблице и тезисам, стр.14-17.)

2. ВЫЗОВ. Я вам предлагаю систему вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Ответы для учителя:

1) Совокупность элементов, единиц, частей, объединённых по общему признаку или назначению. Например, периодическая система элементов Менделеева, международная система единиц)

2) Звуки речи - морфемы - слова - предложения. Общее их назначение - участие в передаче понятий, мыслей, чувств человека.

3) Это многоуровневая система, построенная по иерархическому принципу: из единиц фонетического уровня строятся единицы морфемного уровня, дальше идут единицы лексического уровня, а из лексических единиц - единицы синтаксического уровня.

4) Звук речи - морфема -слово - предложение.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА. Сообщение учителя по теме урока. Уч-ся записывают основные положения (Учебник, стр. 23)

4. Устно: упр.17 ( текст Ф.М. Березина) рассказать о взаимосвязи лексики и словообразования, словообразования и морфологии.

5. РЕФЛЕКСИЯ. Обобщение на основе ответов на вопросы, чтения учебника на стр.17 и слова учителя:

- Назовите основные единицы языка и соответствующие уровни языковой системы.

- Каково назначение (функции) звука речи, морфемы, слова, предложения? Дайте их обобщённую характеристику.

- Назовите разделы школьного курса русского языка, в которых рассматриваются:

А) единицы фонетического уровня языковой системы;

Б) единицы морфемного уровня;

В) единицы лексического уровня;

Г) единицы синтаксического уровня.

6. Дом. работа:

- упр.45,46. Тщательно проанализировать содержание трёх последних абзацев лингвистического текста, включённого в упр. 46.

- Уч. на стр. 23 + записи = подготовить сообщение о системе языка, взаимосвязи единиц разных его уровней. А на основе текста Л.И. Скворцова (упр.46) сообщение о процессах развития языка на современном этапе.

- Упр. 13-16 - для повышения грамотности - письменно.

Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.

Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )

1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?

2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?

3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?

4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.