|
Система языка. Единицы и уровни языковой системы
Урок № 7-8
ТЕМА: Система языка. Единицы и уровни языковой системы.
ЗАДАЧИ:
- дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве, единицах и уровнях;
- продолжить развитие навыков краткой записи устного сообщения;
- устанавливать связь новой для уч-ся информации о русском языке с ранее приобретёнными знаниями.
Технология критического мышления.
ХОД
1. Проверка дом. задания:
- проверка упр. 14 и выборочно 15 и 16.
- что общего и чем различаются ЯЗЫК и РЕЧЬ (по таблице и тезисам, стр.14-17.)
2. ВЫЗОВ. Я вам предлагаю систему вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Ответы для учителя:
1) Совокупность элементов, единиц, частей, объединённых по общему признаку или назначению. Например, периодическая система элементов Менделеева, международная система единиц)
2) Звуки речи - морфемы - слова - предложения. Общее их назначение - участие в передаче понятий, мыслей, чувств человека.
3) Это многоуровневая система, построенная по иерархическому принципу: из единиц фонетического уровня строятся единицы морфемного уровня, дальше идут единицы лексического уровня, а из лексических единиц - единицы синтаксического уровня.
4) Звук речи - морфема -слово - предложение.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА. Сообщение учителя по теме урока. Уч-ся записывают основные положения (Учебник, стр. 23)
4. Устно: упр.17 ( текст Ф.М. Березина) рассказать о взаимосвязи лексики и словообразования, словообразования и морфологии.
5. РЕФЛЕКСИЯ. Обобщение на основе ответов на вопросы, чтения учебника на стр.17 и слова учителя:
- Назовите основные единицы языка и соответствующие уровни языковой системы.
- Каково назначение (функции) звука речи, морфемы, слова, предложения? Дайте их обобщённую характеристику.
- Назовите разделы школьного курса русского языка, в которых рассматриваются:
А) единицы фонетического уровня языковой системы;
Б) единицы морфемного уровня;
В) единицы лексического уровня;
Г) единицы синтаксического уровня.
6. Дом. работа:
- упр.45,46. Тщательно проанализировать содержание трёх последних абзацев лингвистического текста, включённого в упр. 46.
- Уч. на стр. 23 + записи = подготовить сообщение о системе языка, взаимосвязи единиц разных его уровней. А на основе текста Л.И. Скворцова (упр.46) сообщение о процессах развития языка на современном этапе.
- Упр. 13-16 - для повышения грамотности - письменно.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
Приложение к урокам № 7-8.
Система вопросов по новой теме урока « Система языка. Единицы и уровни языковой системы»: Работа со словарём. Теорией 5-9 кл. ( § 29 )
1) Каковы значения слова система? Какое из них применимо к устройству русского языка?
2) Какие элементы, единицы и по какому принципу или их назначению объединены в языке и создают его систему?
3) Рядоположены ли эти единицы? Одинаковое ли у них назначение, функции?
4) Какая из этих четырёх единиц самая простая? И т. д. по возрастающей.
|
|
|