Главная страница

«Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом»


Скачать 252.16 Kb.
Название «Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом»
Дата 06.03.2016
Размер 252.16 Kb.
Тип Документы











  1. «Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом»



Подготовила:

Рафикова Сания Адгамовна,

учитель русского

языка и литературы

высшей категории

МОУ Большечирклейской сош

Николаевского района











  1. Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом»

Рафикова Сания Адгамовна, учитель русского

языка и литературы высшей категории МОУ Большечирклейской сош Николаевского района
Переход детей из начальной школы в среднюю часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с подростковым кризисом. Но социально-психологическая дезадаптация вторична, наблюдается она после того, как ученик начинает плохо понимать изучаемый материал, т.е. нарушается ведущая учебная деятельность. В чем причина? Одна из главных причин - недостаток интеллектуальных способностей, не сформировано понятийное мышление. Ученик может хорошо описывать, представлять, запоминать, воспроизводить, но, чтобы развивалось мышление, нужно ежедневно и систематически мыслить. Такую возможность дает развивающее обучение.

Способность мыслить необходима современному человеку, так как разнообразие социально-экономических и культурных перемен в нашем государстве начинает опережать способность людей объективно осмысливать новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы. Возникла проблема – решать ее нам, педагогам. И это уже не предположение, а требование, потому что в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования перед школой поставлена глобальная задача перехода на новую систему обучения, в основу которой положен системно - деятельностный подход. Что-то новое? Нет, именно такой подход лежит в основе развивающего обучения. Идея его была впервые сформулирована Л.С.Выготским: «Обучение ребёнка должно вести за собой его развитие - только в этом случае его можно назвать хорошим». Другими словами, обучение должно опережать развитие.

Развивающее обучение. Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим умом»). Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Зона ближайшего развития учеников вызывает появление личностных новообразований, как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления учащихся. Также развивающее обучение предполагает, что учитель открыт к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах (доклада, комментария, спора, доказательства, диалога). В данном контексте уместно подчеркнуть, что Х.-Г. Гадамер определяет сущность образования как «общее чувство» открытости человека самым разнообразным точкам зрения, свободы от догматизма.

Основной целью развивающего обучения является обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности. Субъект - человек, способный управлять своей деятельностью, поэтому основными задачами являются следующие:

формировать новый тип мышления – понятийный (рефлексивный), позволяющий исследовать и понимать сложность окружающего мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, решать задачи профессионального и жизненного самоопределения;

способствовать проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

формировать мотивацию к обучению, познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции, социальные компетенции учащихся.

Известно, что зачастую учителя русского языка не отводят данным задачам должного внимания, считая, что главное на уроках русского языка – формирование грамотности. В действительности же, чем раньше в учебном процессе начинать использовать приемы развивающего обучения, чем быстрее можно получить более высокие результаты не только в развитии детей, но и в обучении детей, то есть развитие и обучение взаимообусловлены. Итак, развивающее обучение это = ЗУН + способы умственных действий + самоуправляющие механизмы личности + эмоционально-нравственная сфера + деятельностно - практическая сфера. За счет чего достигается развивающий эффект на уроках русского языка? За счет особого способа организации совместной учебной деятельности. В Концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – основоположников развивающего обучения в школе XX века – выделяются принципы, на основании которых должно строиться обучение детей.

Принцип управления развитием. Развитием ребенка можно управлять средствами обучения. Психологи считают, что развитие интеллекта и мышления положительно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, личности человека в целом.

Принцип исследования и поиска. В развивающем обучении знания никогда не даются в готовом виде.

Принцип постановки учебной задачи. Логика построения урока такова, что цели, задачи, необходимость поиска нового учебного материала или его закрепления продиктованы проблемной ситуацией.

Принцип моделирования. Новое знание необходимо закрепить в модели.

Принцип «восхождения от абстрактного к конкретному» - обучение от общих к частным примерам.

Иными словами, учитель должен проектировать особый урок - опыт личности, столкнувшейся в своей деятельности с проблемой, которую необходимо решить. Неотъемлемой частью созданной среды должны быть позитивная связь и взаимодействие участников учебного процесса, возможность проявить индивидуальную ответственность и совместная оценка хода работы.

Какие методы и формы можно использовать на уроках при работе с нерусскими детьми?

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);

  3. Использование игровых форм;

  4. Диалогическое взаимодействие;

  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

  6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

  7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

  8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

  9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

  10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

  11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

  12. Деятельностный подход в обучении.

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Проектно-исследовательская работа - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Все развивающие виды деятельности на уроке русского языка (приемы работы, упражнения) основаны на 4-х мыслительных операциях.

Пример №1.

Логический отбор формирует индуктивное мышление, его конкретно-практическую направленность, интуитивное чутье языка, является одним из показателей здравого смысла. Например: женщины выше мужчин бывают … (всегда, обычно, часто, никогда, иногда); комментарий – это … (закон, лекция, объяснение, следствие, намек); противоположностью надежды является … (грусть, злость, нежность, уныние, отчаяние)

Определение общих черт и исключение лишнего – в процессе выполнения таких заданий развиваются способности к абстрагированию, память, внимание, оперированию понятиями. Например, нужно найти лишнее слово: идти, мчатся, ползти, бежать, лежать; разум, вывод, решение, начинание, договор; граница, мост, общество, расстояние, супружество.

Аналогии развивают комбинаторные способности, подвижность мышления, его обстоятельность. Например: лес – дерево, луг – ? (куст, пастбище, трава, сено, тропинка); искать – находить, размышлять - ? (запоминать, приходить к выводу, расследовать, петь, вспоминать); год – весна, жизнь - ? (радость, старость, рождение, юность, учеба)

В ходе упражнений на классификацию (обобщение) развиваются способности выносить суждение, способность к абстракции, образованию понятий, умение словесно выражать мысль. Пшеница, овес - … (зерновые); похвала, наказание - … (меры воспитания); благословение, проклятие - … (пожелания).
Все виды работ учащихся на уроке должны строиться учителем с опорой на основные мыслительные операции.

Урок – это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения. Любое педагогическое действие имеет силу в ряду себе подобных. Поэтому независимо от конкретной цели деятельности, типа, развивающий урок имеет постоянную психологическую структуру.

Я использую приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. При этом помню, что сами этапы развивающего урока достаточно размыты. Это некая целостность, объединённая темой и деятельностью учащихся, где учитель лишь режиссёр хорошо поставленного спектакля.

Первый этап урока – установление межличностного контакта.

Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.

Например:

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!

Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

Да, камень, но там, внутри, цветок розы, –  возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

Да, крепкий камушек….

В.А. Сухомлинский

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту   русского языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрасной.

Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.

Интересная цитата, вопрос, иллюстрация, развернутая метафора, факт интригуют, обращают на себя внимание детей. Межличностный контакт возникает, когда учитель предъявляет детям свою индивидуальность, создает атмосферу душевного комфорта. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим детей в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально. Итак, давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, чтобы ощутить тепло и доброжелательный настрой друг друга. Положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта. Большую роль играет эмоционально насыщенный дидактический материал. Красивое, умное слово призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус. Вот, например, цитата начала одного из уроков в 9 классе: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть» (Б.Франклин). В каком объеме обсуждать эти слова – решение учителя и детей.

Для определения темы урока можно использовать приёмы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые
Задание классу (устно). Найдите общее слово:
сказуемое, дополнение (члены предложения);
подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.
б) нахождение в группе предметов лишний.
Задание классу (устно).
1. Разберите слова по составу: Напишете, напишите, полюбите
2.Найдите лишнее
3. Объясните свой выбор
Вывод: Тема урока – «Правописание глаголов повелительного наклонения»

Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).
На моей «таблице» убежали слова. Для того, чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить её первоначальный вид.

Учащиеся устно восстанавливают «потерянный» алгоритм.

Как называется, такая схема? (алгоритм)

Каково значение этого слова?

Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?

Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.

Например, к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»

«Число, порядок при счёте, какой?, сколько?, количественные, порядковые, собирательные, пять, пятый, пятеро медвежат».

Следующий этап – включение в предметную деятельность и актуализация знаний с целью повторения и создания ситуации успеха.

Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.

На первых пора можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вышеуказанного вида сокращения текста, выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи  одноклассников.

Интересны задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, хайку.

Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Используя технологию критического мышления, можно предложить вышеуказанные стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

Составление лестницы знаний, сравнительной характеристики изучаемых понятий, решение грамматических задач, составление текста-сообщения по указанным принципам логики, составление текста-рассуждения на основе предварительной аналитической работы – методические приемы, которые может использовать учитель. Учащиеся возвращаются к изученному, освоенному, самое главное – переживание успешности.

Пример №2

Актуализация знаний.

Составление текста по указанным принципам логики.

На баяне исполняют не только народную но и классическую музыку.

Баян большая гармоника со сложной системой ладов.

Голос его звучит всюду на конкурсах музыкантов-исполнителей в концертных залах филармоний рабочих и сельских клубах.

Слушаешь баянную музыку и понимаешь сердце охвачено необыкновенным трепетом дышится легко и свободно хочется петь.

Веселые трели жаворонка на рассвете и звонкое журчание ручейка раздольные мелодии и мощь органных аккордов все доступно этому волшебнику в руках искусного мастера.

Шаг 1.

Прочитать предложения. Рассмотреть схемы. Сформулировать задание к упражнению (предложения нужно записать в соответствии со схемами так, чтобы получился текст; расставить недостающие знаки препинания).

Шаг 2.

Из четырех предложений текста выделить те, в которых двоеточие и тире выполняют одинаковую синтаксическую функцию, и сформулировать тему урока (8 класс , «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»). Выполнить синтаксический разбор предложения, не вошедшего в текст, составить схему, сформулировать тему урока (9 класс, «Бессоюзное сложное предложение»).
На всех этапах урока преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления, сопоставления. На этапе активизации знаний в упражнения включаются задания как из ранее пройденного, так и неизвестного материала, чтобы установить преемственные связи прежних и новых знаний.

Создание проблемной ситуации – «зацепка» - этап урока, на котором учащиеся осознают интеллектуальный разрыв между хорошо знакомым материалом и новым, неизвестным. Это может быть учебная интеллектуально-лингвистическая задача, в ходе решения которой учащиеся осознают недостаточность своего знания и фиксируют место разрыва в знаково-символической форме. Возникает проблемная ситуация – остановка в привычной деятельности, поворот в известном материале или новый материал. Учителю не надо торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия, а стремиться к тому, чтобы ученик сформулировал не только цель дальнейшей работы, но и предложил план действий для решения проблемы.
Пример №3

Организация учебных действий. Решение учебной задачи.

Тема: «Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении» (9 класс).

Шаг 1.

Запятая в СБП.

Предложения прочитать. Сделать синтаксический разбор. Выяснить смысловые отношения частей данных сложных бессоюзных: как происходят события, о которых сообщается? (отношения одновременности или последовательности); какова интонация? Выдвинуть гипотезу о постановке знака между частями СБП.

  1. Нынче жарко парит на дворе тепло пахнет разогретой муравой из-за ярко-зеленых вершин сада ослепительно белеют великолепно круглящиеся облака (И.Бунин).

  2. Равнины белеют под снегом чернеется лес впереди Савраска плетется ни шагом ни бегом не встретишь души на пути (Н.Некрасов).

  3. Смотри не опоздай.

  4. Попробуй возрази.

Шаг 2.

Запятая или точка с запятой в СБП.

Прочитать предложения. Выяснить, что общего в построении этих предложений, в чем различие?

Обратить внимание на смысловую связь между частями СБП и интонацию (смысловая отдаленность частей СБП во втором предложении выражается большей интонационной законченностью). Выдвинуть гипотезу о постановке знаков между частями СБП.

  1. Светлеет воздух видней дорога яснеет небо белеют тучки зеленеют поля (Тургенев).

  2. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая бархатная травка солнечные лучи почти никогда не касались его холодной серебряной влаги.

  3. Изумрудные лягушата разбрасывая брызги прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережет их.

Сопоставляемые предложения прозрачны в построении, поэтому дети не испытывают особого труда в их анализе, легко обнаруживают пунктуационную аналогию.


Шаг 3.

Моделирование.

Шаг 4.

Закрепление разбором аналогичных по построению предложений.

Фабрика очевидно была в полном расцветании и завалена работой отовсюду несся бойкий гам и гул непрестанной деятельности машины пыхтели и стучали скрипели станки колеса жужжали хлопали ремни катились и исчезали тачки бочки нагруженные тележками раздавались повелительные крики звонки свистки торопливо пробегали мастеровые в подпоясанных рубахах с волосами прихваченными ремешками (Тургенев).

Шаг 5.

Возвращение к предложению, не вошедшему в текст на этапе актуализации знаний. Постановка цели на следующий урок.
Формулирование темы и цели урока учащимися осуществляется на основе установления логической связи между известным материалом и предполагаемыми действиями по решению проблемы. Цель урока подчиняется не только изучению учебного материала и проверке ЗУН, но и развитию интеллектуальных, волевых, нравственных, эстетических чувств учащихся. Методическая цель учителя на каждом уроке – создать условия для проявления познавательной активности учеников.

Организация учебных действий по анализу проблемной ситуации идет через упражнения, предусматривающие напряженную мыслительную деятельность (наблюдение, анализ, сопоставление, логические цепочки, установление взаимосвязей, исключение лишнего, обобщение, классификация). Необходимо фиксировать все гипотезы детей, сравнивать и координировать несовпадающие точки зрения. Данный этап работы дает ребенку возможность ясно осознать отличие старого знания от нового, известной и неизвестной формы работы. Учитель стремится к тому, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способом его применения, сделал самостоятельные выводы, поэтому вся работа на уроке основана на поисково-исследовательской деятельности учащихся. Открытый самим учеником способ действия запоминается надолго. Учителю важно, что главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство. А выполнение однообразных упражнений не ведет к развитию.

Следующий этап - разрешение противоречия и моделирование, схематизация, составление таблиц, рисунков, формул с использованием различных графических обозначений. Моделирование может использоваться на разных этапах. В условиях моделирования сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности.

Оценкой содержания учебного материала, деятельности на уроке, эмоций (рефлексией) должен заканчиваться каждый урок. Приемов очень много: устные и письменные высказывания, «Плюс-минус-интересно» (карты настроения), «Ротация», «Цветные шары» (эмоционально-цветовые ассоциации); синквейн, «Корзина идей», переосмысление и интерпретация предложенных в начале урока эпиграфов, цитат, иллюстраций. Иногда можно попросить детей принести понравившееся высказывание, или фотографию, или репродукцию картины, которые можно охарактеризовать в свете изучаемого материала или позже использовать на уроке.

В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы

Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:

а) н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных,

б) чередующиеся гласные в корне

в) правописание приставок

Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.

Таким образом, благодаря особому построению урока, методам и приемам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств учащихся, содержанию и форме подачи учебного материала, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, урок не только приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности, но и становится развивающим.

Литература:

1.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.

2.Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Концепция развивающего обучения . – М.: Изд.Центр МАРО, 2002.

3.Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. – М.: Вита-Пресс, 2008 г.

3.Туник Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2009.

Даймонд– это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота.

Алгоритм написания синквейна.

1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.

2-я строка. Какой? 2 прилагательных.

3-я строка. Что делает? 3 глагола.

4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.

5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Имя
Самостоятельное, предметное
Называет, конкретизирует, абстрагирует.
Может быть любым членом предложения.
Существительное

Хайку

Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:

Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то

Строчка 2: Какого?

Строчка 3: Как?

Тоска

Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…

Стих в виде хайку написать несколько труднее, потому что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет определенные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отношение к нему.


Диаманты

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Кроме приведённых выше видов работ, знакомых из разных источников, использую ещё один вид «стихотворения», придуманный мной и отредактированный моими учениками. Мы назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:

1-я строка. 1 существительное.

2-я строка. 2 прилагательных.

3-я строка. 3 причастия.

4-я строка. 4 глагола.

5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)

6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.

Учащимся даётся определённая тема, они подбирают существительные, которые ассоциируются с этой темой и по одному из них составляют штрихи.

Работы учащихся по теме «Весна»:

Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.

Чувства,
Искренние, противоречивые,
Чарующие, манящие, дурманящие.
Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,
Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.
Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.

Ручей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий.
Бежит, поёт, журчит, течёт,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.

Возможны дополнительные задания

Определить разряды прилагательных, залог причастий и т.д.

Сделать морфемный разбор каких-то слов или выделить специфические суффиксы частей речи.

Сделать синтаксический или пунктуационный разбор придуманного предложения.

Данный вид работы только на первый взгляд кажется лёгким, при выполнении учащиеся испытывают достаточно большие сложности, особенно на первых порах. Главное, чтобы они поняли причины затруднений и вместе с учителем наметили пути их решения.

Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет:

Расширить словарный запас учащихся

Проверить знание частей речи

Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.