Главная страница

Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы


Скачать 1.07 Mb.
Название Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы
страница 5/6
Дата 12.02.2016
Размер 1.07 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

II.Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

III. Целенаправленные наблюдения на прогулках.

IY. Задания на развитие творческого воображения и фантазии.

I. По намеченному плану мы проводили работу, которую начали с чтения художественной литературы, с целью обогащения словаря детей.

Детям каждый день читали книги, обсуждали почитанное вместе с воспитателем, разбирали о ком (или о чем?) рассказывается в книге, учились пересказывать прочитанное. Обращали внимание детей на структуру и форму произведения, подчеркивали интересный факт, раскрытый в нем, на художественные средства выразительности. В произведениях о животных обращали внимание на повадки зверей, их внешний вид.

Детям были прочитаны сказки с целью активизации запаса хорошо известных сказок, а также обогащения опыта детей знанием новых народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев.

Дети с большим желанием и интересом сами рассказывали известные им с раннего детства сказки: "Колобок"; "Репка"; "Курочка Ряба"; "Теремок"; "Маша и медведь" и др.

Под руководством педагога осуществлялся анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждали использовать эти элементы в своих собственных сочинениях. Дети должны глубже узнать и воспринять традиционные способы организации сюжета и построения сказки и использовать их при словесном сочинении. Необходимо подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях формированию собственного замысла, выбору темы, сюжета, героев, к овладению способами построения, средствами выразительности.

Детям были прочитаны русские народные сказки, авторские сказки (Толстой А. "Буратино", Волков "Волшебник Изумрудного города" и др.), рассказы о природе и животных (Пришвин, Жидков, Куприн, Бианкй и др.).

II. Обучение детей творческому рассказыванию по предложенному сюжету.

Задачи обучения:

  1. Учить детей в рамках предложенного сюжета, придумывать завязку, ход события и развязку.

  2. Учить описывать место и время действия.

  3. Учить соблюдать логику развития сюжета.

  4. Правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы.

  5. Эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Требования к выбору сюжета:

1. Должен вызывать желания у детей придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний.

2. Соответствие опыту ребенка, уровню его речевого развития.

3.Должен активизировать воображения ребенка, углублять интерес к речевой деятельности.

Методические приемы обучения:

а) вопросы педагога, предлагаемые в виде плана к рассказу;

б) указания разного типа: рассказать подробно; обдумывать весь рассказ от начала до конца, придумать начало рассказа; обязательно рассказать о том или ином; лучше обдумывать, как закончить рассказ и т.д.;

в) упражнения;

г) оценка;

д) использование речевых образцов;

е) прием совместных действий;

1. Занятия по сюжету "Сереже подарили новую игрушку".

Цель - учить детей придумывать рассказы, опираясь на речевой образец воспитателя.

В начале занятия педагог беседует с детьми о том, какую радость приносят подарки и затем предлагает послушать рассказ "Юре подарили новую игрушку", где подробно описывается игрушка и игровые действия с ней. Далее, подробно разобрав и обсудив с ребятами услышанный рассказ, педагог сообщает, что сейчас дети должны сами придумать рассказ, который называется "Сереже подарили новую игрушку", и конкретизирует задание соответствующими указаниями (см. приложение).

На данном занятии был применен речевой образец, по аналогии с которым дети смогут придумать свои рассказы. Был использован прием совместных действий - педагог задавал вопросы, давал указания.

В ходе данного занятия выяснилось, что речевой образец воспитателя очень облегчает процесс придумывания детьми своих рассказов, они следуют по намеченному педагогом плану.

Прием совместных действий, т.е. непосредственное участие педагога, помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.

Рассказы получились более полными, дети старались подробно описать игрушки и как с ними играть. Ребята использовали в своих сочинениях предложенный образец рассказа, поэтому их сочинения характеризуются композиционной целостностью. Хочется отметить рассказы К. Маши, К. Алины, Ш. Вовы.

2. Занятие по сюжету "Как Катя потеряла и нашла свою варежку".

Цель - учить детей придумывать продолжение и завершение рассказа по началу, данному педагогом, опираясь на предложенный план.

Педагог дает начало рассказа, которое содержит завязку и предлагает детям продолжить и развить сюжет до развязки. Чтобы переключить детей на продолжение рассказа, педагог сообщает план в виде вопросов, которого следует придерживаться, т.е. определяет пути развития сюжета.

Данный прием обучения творческому рассказыванию активизировал речевую деятельность дошкольников. Начало рассказа заинтересовало детей, предоставило простор для воображения, дало возможность для развития сюжетной линии. Рассказ педагога послужил для детей образом, которого они придерживались в процессе своей работы. Очень облегчил сочинения рассказов план педагога в виде вопросов. Он помог сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета.

На данном занятии удалось активизировать детскую память и воображение, добиться, чтобы дети по предложенному сюжету составили содержательные и эмоционально выразительные рассказы. Активно на занятии работали Д. Данил, И. Настя, К. Маша, М. Анжела.

3. Занятие по сюжету "Сережа вывел на прогулку своего щенка"

Цель - учить детей придумывать рассказ, опираясь на план, предложенный педагогом и речевой образец.

В начале занятия педагог знакомит детей с целью занятия, сюжетом рассказа и представляет основных действующих лиц. Затем сосредотачивает внимание детей на описании выделенного им персонажа. Выслушав детей, педагог предлагает свой рассказ. После этого он переключает внимание детей на восприятие плана рассказа, ведется работа над планом. Только после этого детям дают указание придумать рассказ.

Анализ данного занятия показал, что рассказы детей становятся более содержательными, последовательными, лаконичными. На протяжении всего занятия дети удерживают в памяти сюжет рассказа и его план, нуждаясь в напоминаниях и подсказке. Ребята сопоставляли свои описания с речевым образцом педагога и получали возможность следовать его примеру в процессе выполнения творческого задания.

Процесс подготовки к рассказыванию эмоционально захватил детей, стал для них творческим делом.

На данном занятии в работу включились не только дети с высоким и средним уровнем сформированности словесного творчества, но и даже те ребята, для которых эта деятельность раньше казалась неинтересной - это У. Миша и Л. Вика. Их рассказы были еще не такими полными, последовательными и связными, но все же удалось заинтересовать их, активизировать их воображения. Также хочется отметить рассказы М. Анжелы, К. Жени, Ш. Вовы.

Итак, можно сделать вывод; чтобы речевая деятельность дошкольников протекала продуктивно, необходимо педагогу доходчиво, четко доводить до детей учебные задания, умело повышать активность ребят в период подготовки к рассказыванию, учить реализовывать в речи творческие замыслы.

4. Занятия по сюжету "Как Миша с друзьями ходил в лес за грибами"

Цель - учить детей придумывать рассказы по предложенному педагогом плану.

После того, как детям были сообщены сюжет и тема рассказа, педагог в процессе беседы знакомит детей с основными пунктами плана, акцентируя внимание детей на узловых моментах рассказа, на логической последовательности изложения, на связи отдельных частей и т.д.

Один из пунктов плана педагог разбирает вместе с детьми, отбираются лучшие варианты. Затем педагог просит кого-либо из детей повторить основные моменты рассказа (т.е. план), после этого дети начинают придумывать свои рассказы.

В дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, обращаю внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.

На данном занятии удалось активизировать память, мышление, речь и воображение детей, подготавливая их к творческой деятельности.

Вопросы педагога помогли детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстояло рассказать.

В своих рассказах дети в основном придерживались плана, благодаря чему рассказы получились последовательные, целенаправленные, содержательные, связные.

Конкретизирование отдельных вопросов плана обогащает рассказы детей жизненным материалом, побуждает их к поиску новых сюжетных линий.

На занятии активно работали К. Маша, К. Алина, П. Сергей, затем в работу включились Р. Максим, К. Рома и Л. Вика.

5. Занятие по сюжету "В детском саду встречают новенькую".

Цель - учить детей придумывать цепи коротких рассказов, объединенных одним героем.

В начале занятия педагог знакомит детей с заданием - придумать несколько рассказов о девочке Лене. Первый рассказ составляют вместе - педагог дает начало рассказа, а дети его продолжают и заканчивают.

Затем педагог предлагает послушать начало второго рассказа, а дети его продолжают и т.д.

В процессе такого занятия удалось составить разнообразные рассказы. Это очень продуктивный вид занятия по обучению детей творческому рассказыванию, т.к. на материале одного рассказа дети учатся описывать внешний вид действующего лица, на материале других упражняются в описании воображаемых игрушек, рисунков, в передаче диалогов и т.п.

Прием совместных действий, когда педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают, значительно облегчил решение речевой творческой задачи. В ходе занятия проявили активность и составили содержательные рассказы К. Женя, Ш. Вова, И. Настя, также рассказы сочиняли, но менее содержательные и последовательные – У. Миша, К. Лера и К. Рома.

6. Занятие по сюжету "Как ежик нашел дорогу домой".

Цель - учить детей придумывать сказки о животных.

После ознакомления детей с целью занятия и сюжетом будущей сказки педагог предлагает начало сказки, которое содержит завязку, и предлагает ребятам продолжит и закончить сказку.

Педагог предлагает детям план в виде вопросов, которого следует придерживаться, т.е. определяет пути развития сюжета и таким образом переключает детей на продолжение начатой сказки.

Дети с большим интересом придумывали сказки о животных. По-видимому, наблюдательность и любовь к животным дают возможность мысленно представить их в разных условиях.

Ребята были активны на занятии. Их сказки получились интересные, эмоциональные, последовательные. Сочинения детей отличались выдумкой, занимательным сюжетом, выразительностью.

На занятии был применен прием совместных действий - педагог начинает сказку, а дети ее продолжают и заканчивают, что облегчило сочинения сказок. Ребята также следовали плану, предложенному педагогом.

Хорошо работали на занятии Д. Данил, К. Алина, К. Маша. Также проявили инициативу и воображение М. Анжела, П. Сережа. Сюжет заинтересовал Л. Вику и У. Мишу - они тоже пробовали сочинять.

Знакомство детей с сюжетом будущей сказки, сообщение плана ее изложения, активизация словаря детей - все это создает условия для овладения новыми способами творческой речевой деятельности.

Итак, анализируя результаты занятий по обучению детей творческому рассказыванию по предложенному сюжету, мы можем отметить, что рассказы детей стали более последовательными, лаконичными, целенаправленными. Сочинения ребят были содержательные и эмоционально выразительные. В ходе этих занятий дети научились придумывать завязку, ход развития и развязку, соблюдать логику развития сюжета. Удалось активизировать память, мышление, речь и воображение детей. На занятиях дошкольники научились проявлять творческую инициативу и выдумку. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы и на их основе развивают в рассказах воображаемые события и действия. По сюжетам ребята придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами.

Эффективные приемы в данной работе - вопросы педагога в виде плана, указания разного типа, упражнения, использование речевых образцов - все это заметно облегчает творческую деятельность детей.

В ходе данных занятий дети учились рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело использовать доступные художественные приемы. От занятия к занятию дети проявляли все больше активности и инициативы.

Дети научились предварительно обдумывать свои ответы, руководить процессом рассказывания. Также дошкольники в процессе этих занятий учатся внимательно, заинтересовано слушать рассказы, не прерывать рассказчика, давать возможность высказаться полностью. При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Педагог привлекает внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании. С этой целью на протяжении всего занятия, особенно в объяснительной его части, взрослый преднамеренно вводит в свою речь намеченный ранее словарный материал. Речевой образец побуждает детей произносить правильные словосочетания и фразы. Они быстро запоминают акцентируемые слова и стараются ввести их в свой рассказ, тем самым активизируют свой словарь.

III. Параллельно с обучением детей придумывать рассказы и сказки на занятиях в группе, также проводились целенаправленные наблюдения на прогулках, цель которых была привлечь внимание детей к литературным объектам; обсудить особенности птиц, деревьев ветра, облаков, дождя; придумывание о них рассказов, сказок. На прогулках поощрялось творческое составление рассказов индивидуально и коллективно.

На прогулках были проведены следующие беседы и наблюдения:

  1. Куда спешат облака? Что они видят на земле?

  2. Что такое ветер? Для чего он нужен? Какой он бывает?

  3. "Деревья и птицы" Почему птицы не улетели на юг? Как птицы говорят друг с другом? Есть ли птичий язык? Что хотят больше всего деревья? О чем они говорят?

4. Проводились целевые прогулки на тему "Транспорт" и "Странницы льдинки".

1. Прогулка на тему "Куда спешат облака? Что они видят на земле?" На прогулке предложили детям понаблюдать за облаками; обратили внимание на размеры, форму, быстроту движения, что они напоминают. За облаками наблюдали 2 раза. Во время первого обсуждения в беседе принимали участие 6 детей (К. Маша, К. Женя, Ш. Вова, К. Рома, Д. Данил, Р. Максим).

Дети сошлись во мнении, что облака спешат в теплую страну, где греет солнце, много цветов, жирафы гуляют. Затем обратили внимание на форму, на что они похожи. Ш. Вова рассказал сказку, как слон стал облаком, которую сочинил сам.

Во время второй беседы мы предложили ребятам не просто высказать свое мнение, а рассказать сказку всем вместе (коллективно). Сначала дети стеснялись, но после введения мотивации (предложение помочь Неумейке сочинить сказку про облако) ребята стали активнее. Начала сочинять сказку К. Маша, затем ей помогал Данил Д. и Максим Р. В обсуждении принимали участие и другие дети, кто дополнял, кто предлагал свой вариант.

Нужно отметить, что дети пытались сочинять, хотя еще и не у всех получалось. Но уже сам факт, что беседа вызвала интерес у многих детей, говорит о положительном влиянии проводимой работы.

Во время бесед было составлено 4 сказки. Как положительный результат можно отметить, что детская мысль заработала, отключилась хоть на некоторое время от реальной действительности, перенеслась в мир фантазии.

2. Следующее наблюдение проводилось на прогулке на тему " Что такое ветер?".

Особенность наблюдения заключается в том, что ветер нельзя увидеть как что-то объемное, а можно наблюдать только его действия, что позволило детям делать самые невероятные предположения.

Предполагалось эту тему рассмотреть на нескольких прогулках, но интерес детей изменил намеченный план. Ребята стали сами в процессе обсуждения сочинять рассказы, выдвигать версии.

Был рассмотрен вопрос "Что такое ветер?" в представлении каждого ребенка и как его можно увидеть. Были выдвинуты следующие предположения.

  1. Ветра нет, т.к. его нельзя увидеть и потрогать (Д. Даниил).

  2. Ветер колышет деревья, осенью рвет листья, он есть, но кто он - неизвестно. (Ш. Вова).

На площадке было ветрено, и детям предложили окунуть пальчики в стакан с водой и подержать их над головой. Затем обсудили еще раз, есть ветер или нет, как его можно объяснить. После опыта дети пришли к выводу, что ветер есть, а вот откуда он берется - неизвестно.

Детям было предложено сочинить сказку про ветер по предложенному началу.

Активно в сочинении сказки приняли участие К. Маша, Д. Даниил, М. Анжела, К. Алина, К. Лера.

П. Сережа сочинил загадку про ветер. Ребята с интересом обсуждали, чем может закончиться сказка. Развитие получила версия Леры К., она была самой сказочной, близкой к литературным произведениям. Дети брали за основу другие сказки и совмещали в единый сюжет. Большое влияние на сочинение имело чтение сказки "Волшебник Изумрудного города".

Хотя в свою сказку дети добавили очень мало своих находок, сказка получилась связной, с постепенно развивающимся сюжетом.

3. В дальнейшем на прогулке было проведено наблюдение за повадками птиц и особенностью деревьев (беседа на тему "Деревья и птицы").

Нам было интересно, как свяжут воедино дети две темы: птицы и деревья.

Предварительно было прочитано много книг о природе, о повадках птиц, а также об особенностях и разновидностях деревьев.

Во время прогулки дети с интересом восприняли предложенные задания, у них уже был накоплен опыт по составлению творческих рассказов. В своих сочинениях ребята очеловечивали предметы, вводили сказочные элементы, у многих детей присутствовала опора на литературные произведения, у некоторых сюжет развивался по конструкции сказки. В сочинении сказок приняли участие все дети. Только два ребенка не соединили в своих сочинениях эти две темы (К. Алина и Д. Даниил).

В сказке Алины К. сочетается и вымысел, и реальность, и настроение ребенка, от волшебной сказки переход в нашу реальную жизнь. Реализм не всегда уходит из сочинений детей, иногда он переплетается с фантазией и дополняет ее.

Рассказ-сказка Даниила Д. также сочетает в себе и вымысел, и реальность, и следование литературному образу (предварительная работа - чтение рассказа М.Горького "Воробьишко"), дополняет известную сказку элементами реальной действительности, вводит новые детали.

Положительным результатом в нашей работе можно отметить, что рассказы стали длиннее, содержательнее, связнней. У детей в процессе систематической работы в данном направлении накоплен опыт творческого сочинения.

Дети легко соединили две темы в одну (К. Женя, К. Маша, Ш. Вова), в некоторых случаях одна из тем становилась фоном для развития другой. Дети легко наделяют деревья и птиц различными человеческими чертами характера, вводят в свои произведения различных героев. В процессе проведенной работы удалось активизировать воображение детей.

4. С детьми проводились две прогулки - экскурсии. 1-ая прогулка на тему "Транспорт" (путешествие на перекресток).

Цель - учить детей сочинять рассказы на основании наблюдений во время прогулки (следить за работой светофора, за машинами и т.д.).

В обсуждении приняло участие 13 детей, было составлено коллективно 2 рассказа.

В сочинении первого рассказа принимали участие 5 детей (Д.в Даниил, И. Настя, К. Маша, У. Миша, К. Рома).

В сочинении другого рассказа принимали участие 7 детей (К. Алина, Р. Максим, М. Анжела, П. Сережа, Ш. Вова, Л. Вика, К. Женя).
1   2   3   4   5   6