Главная страница

Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы


Скачать 1.07 Mb.
Название Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы
страница 2/6
Дата 12.02.2016
Размер 1.07 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

3. Приемы обучения словесному творчеству. Требования к устному сочинению детей.

Приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих задач, от уровня умения детей, от их активности, самостоятельности [1, с. 332].

В старшей группе при обучении творческому рассказыванию в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием: рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель "сочиняет" вместе с детьми.

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию, текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов.

Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.

Е.И.Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы представляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях [25]. Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А.Пиньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать три-четыре вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием - рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: "Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: "Подарок маме". Лучшие рассказы мы запишем". Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П.Короткова [17]. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и другие.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему — самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ. Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план. ("Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все").

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных.

Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета.

На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования. Детям предлагают придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей.

Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы [1, с.335].

Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

  1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнение красоты изображенного с живой действительностью.

3.Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4.Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений. Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Л.М.Ворошнина выделяет следующие требования к устному сочинению детей:

1. Самостоятельность (без наводящих вопросов воспитателя):

  • сюжет повествования не заимствуется из сочинений воспитателя или товарища;

  • выразительные средства, используемые в рассказах должны быть применены в новых сочинениях.

Элементы самостоятельности развиваются в процессе обучения рассказыванию.

2 Целенаправленность изложения - умение подчинить все содержание рассказа общему замыслу. Целостность рассказа формируется в процессе обучения. Работая над качеством сочинения, воспитатель следит за целенаправленностью изложения, за ответами детей.

3. Композиционная целостность.

Художественная выразительность означает умение поставить рассказ так, чтобы в нем были представлены зачин, развитие сюжета, кульминация и концовка; умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Художественная выразительность сочинения - это стремление создать яркую картину; образы (с учетом возраста, возможностей дошкольников). Показатель устной речи старших дошкольников - в умении придумать несколько вариантов рассказа. Это позволяет судить о творческом процессе, свидетельствует о продуктивности творчества (количество рассказов на одну тему). Творческий процесс предполагает постоянное совершенствование каждого созданного произведения. Этому умению следует обучать.

Исследователи конкретизировали программные задачи обучения этому виду повествования:

  1. Учить детей последовательно творческим рассказам и сказкам на тему по литературному образу, по пейзажной картине.

  2. Совершенствовать самостоятельность, целенаправленность рассказа, его композиционную целостность и художественную выразительность, развивать творческую продуктивность творческого рассказывания, учить совершенствовать новый вариант.

  3. Формировать интерес к творческому рассказыванию с помощью активной деятельности.

  4. Развивать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных рассказов (как своих, так и товарищей).

  5. Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушать их внимательно, давать оценку, обращать внимание на построение сочинения, использование выразительных средств языка.

6. При обучении детей способам творческой словесной деятельности

на материале русских народных сказок ставится задача активизировать запас хорошо известных сказок, обогащать опыт детей знанием новых народных сказок с доступным содержанием, образами сказочных героев. Дети должны глубже узнать и воспринять традиционные способы организации сюжета и построения сказки и использовать их при словесном сочинении.

Необходимо подвести детей к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях - формированию собственного замысла сказки, выбору темы, сюжета, героев, к овладению способами законченного построения, средствами выразительности.

Таким образом, обучение творческому рассказыванию обеспечивается в процессе определенной системы обучения.

Рассмотрим, какие пути видят исследователи для развития словесного творчества.
4. Факторы, влияющие на развитие словесного творчества

4.1 Наблюдения за окружающей действительностью.

Одним из факторов, оказывающих влияние на развитие словесного творчества, является обогащение опыта детей впечатлениями из жизни в процессе целенаправленного наблюдения окружающей действительности. "Мир, окружающий ребенка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой", - писал В.А. Сухомлинский.

Ребенок, контактируя с природой, получает различную информацию, накапливает цветовые впечатления. Формирование умения эмоционально воспринимать, понимать прекрасное в природе и художественной литературе,

творчески отражать элемент прекрасного в своей художественно-речевой деятельности в большей мере зависит от процесса воспитания и обучения.

Важно установить формы взаимосвязи природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способности воспринимать природу, сопоставлять наблюдаемые явления с художественными образами, мотивированно оценивать их.

У старших дошкольников на основе полученных знаний формируется реалистическое понимание природы, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически воспринимать и оценивать явления природы.

Ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах художественной деятельности, проявляет оценочное отношение к качествам природы, используя выразительные средства художественного слова [16].

Э.Короткова и Л.Колунова в своей работе рассматривают роль наблюдения в подготовке детей к творческому рассказыванию. Перед детьми могут быть поставлены творческие задания по продумыванию сказок. Существенным является организация наблюдательской деятельности детей.

Е.А.Флерина отмечала, что в рассказывании надо приучать ребенка творчески работать на хорошо знакомом материале.

В.И. Глоцер при характеристике детского поэтического творчества указывает на то, что оно чаще всего страдает от недостатка жизненных впечатлений.

Наблюдение вызывает работу воображения; когда педагог побуждает детей посмотреть на знакомое, привычное по-новому. Дети проявляют творческую инициативу. Наблюдение подготавливает воображение детей, их мышление и речь к творчеству. Дети легко фантазируют при составлении сказок, опираясь на свои наблюдения.

Наблюдение с привлечением образного слова содействует появлению выразительных пейзажных описаний в собственно детском словесном творчестве.

Наблюдение тесно связано с занятием по рассказыванию и составляет с ним единый комплекс педагогического воздействия.

Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих речевых заданий. Благодаря наблюдению повышается содержательность творческого рассказывания и заинтересованность им значительно возрастает.

Творческие успехи в рассказывании увеличивают интерес детей к наблюдениям.

Наблюдения, проводимые для подготовки детей к творческому рассказыванию, отличаются значительным своеобразием. Без учета этого своеобразия результативность работы снижается.

Наблюдение, предшествующее придумыванию сказок, продуктивнее проводить так, чтобы в процессе восприятия привносился образный материал, элементы сказочности.

Наличие словесно - образного материала элемента сказочности увеличивает интерес к самому наблюдению и одновременно вводит детей в атмосферу поэтического видения окружающего, что и подготавливает детей к лучшему выполнению творческих речевых заданий.

Такими наблюдениями активизируется в значительной степени воображение ребенка, на занятии по рассказыванию работа воображения продолжается, дети непосредственно приступают к составлению сказок.

Процесс творчества начинает доставлять детям больше радости и удовлетворения, ведь в творческий процесс дети включались еще до занятия и в течение какого-то промежутка времени вдумывались в образ своего будущего сказочного повествования, эмоционально сближаясь с ним. Наблюдение проводится за 3-4 дня до составления на занятиях сказок.

Наблюдение проводится на основе органической внутренней связи с занятиями по рассказыванию, представляет собой метод, активно воздействующий на творческую речевую деятельность старших дошкольников, на сам процесс протекания творчества как качества результата творческих действий.

Остановимся поподробнее на процессе непосредственного наблюдения [18,с.39]. Оно может быть организовано с помощью различных методов и приемов. Один из методов - целевые прогулки и экскурсии. Смысл их в том, чтобы научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, расширить представление о природном окружении.

Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, во всем многообразии их связей и отношений, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок, звуков, они замечают сезонные изменения. Помимо целевых экскурсий, наблюдения за природными явлениями можно осуществлять на ежедневных прогулках.

Знания о природных явлениях, полученных на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворения, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует и понимает красоту природных явлений.

Развивая у детей способность эмоционально, образно воспринимать красоту, поэтичность природы, необходимо учить их понимать глубину "души родной природы".

Наблюдение неразрывно связано с беседой. Рассмотрим некоторые особенности проведения беседы о природе.

  1. Беседа в сочетании с непосредственным восприятием (в ходе наблюдения, экскурсий, прогулок).

  2. Беседа в сочетании с самостоятельной работой детей (во время труда в природе, опытов, самостоятельных наблюдений).

  3. Беседа на основе уже имеющихся знаний (обобщающие, при рассматривании картин).

От беседы ребенок постепенно переходит к рассказыванию, расширяется опыт детей, совершенствуется речь, активизируется работа воображения. На основе ознакомления с природой можно использовать следующие виды рассказов (Виноградова Н.Ф.).

1.Сюжетные рассказы на основе непосредственного восприятия или труда в природе.

2.Сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний, полученных в результате беседы, чтения книг, рассматривания книг.

3.Описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года.

4.Описательный рассказ о сезоне в целом.

5. Описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Описательный рассказ - один из видов творческого рассказа.

И.А. Ветлугина справедливо замечает, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя. Воспитание выразительной речи, умение сказать не только правильно, но и образно подготавливает детей к преодолению лексических штампов [5] .

Овладение детьми образной речью не должно ограничиваться накоплением в их словаре эпитетов и умением составлять сложные в синтаксическом отношении предложения, оно предполагает, что на этой основе очень ярко будет развиваться словесное творчество.
4.2. Чтение художественной литературы.

Восприятие ребенком литературного произведения эмоционально и целостно. Каждая новая книга - это новые переживания, новые открытия. Однако не стоит каждый день предлагать детям что-то новое.

Мир знакомых образов близок малышам. В жизнь ребенка входят произведения различных жанров: стихи, рассказы, сказки. Более всего привлекательны для детей ритмически организованные произведения, в которых наиболее тесно связаны содержание и эмоциональный настрой. Это различные виды фольклора, потешки, прибаутки, дразнилки, считалки, песенки. Интерес к ним у ребенка сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.

Юмор в потешке, дразнилке основан на очевидных нелепостях, неожиданных сравнениях, преувеличениях, преуменьшениях, быстром и непредсказуемом развитии действий, звукоподражательных эффектов.

Дети улавливают юмористический характер описываемых событий. Жизнерадостный характер народной поэзии близок эмоциональному настрою самих детей. Прослушивание произведений является толчком для творческих попыток ребят.

Сказки созвучны естественному стремлению ребенка - оживить и очеловечить весь окружающий мир. Большое значение для развития творческого восприятия сказки имеет знакомство с несколькими вариантами одного сюжета. Большие возможности в расширении образного опыта ребенка имеет художественная проза. Художественный текст помогает ребенку воспринять окружающий мир, выразить собственные впечатления и переживания. Ребенок, используя стилистические средства языка, может создать яркую образную ситуацию, выразить последовательность смены действий и переживаний.

Языковая чуткость развивается на базе речевого опыта, наиболее совершенным образцом которого выступает художественный текст.

Художественная литература развивает художественные вслушивание и всматривание в образный мир искусства. Дети под влиянием взрослого не только выделяют сюжет, но и обращают внимание на форму, воплощенную автором, на художественные средства выразительности.

Поэтический слух - способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и их связь с содержанием. Поэтический слух есть у каждого ребенка, но наличие поэтического слуха не свидетельствует о том, что ребенок может сочинять.

О.С.Ушакова отмечает, что словесное творчество старших дошкольников можно развивать различными путями. Она отмечает, что наиболее эффективными, по ее мнению, являются:

1. Воздействие художественной литературы, т.е. такое донесение до ребенка литературного произведения, которое поможет ему осознать не только содержание, но и выразительность языка.

2. Побуждение к творческой деятельности, постоянное упражнение в творчестве [29].

Фактором, который воедино свяжет восприятие литературных произведений и словесное творчество, является развитый поэтический слух. В это понятие входит осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т.е. способность воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности.

Чувство поэтического языка развивается путем практических упражнений при выполнении творческих заданий.

Для того, чтобы ребенок стал активен в словесном творчестве, ему необходимо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания. А для этого надо помочь ему увидеть живое слово в действии.

Никаких логических определений и терминов детям не дается, и вся работа по выполнению творческих заданий проводится в практическом плане [29].

А.Е.Шибицкая указывает, что одним из факторов, определяющим развитие словесного творчества детей, следует признать влияние фольклора.

Во-первых, фольклор оказывает воспитательное влияние на личность ребенка, формирует художественные способности, необходимые для такого сложного процесса, как словесное творчество, т.е. создает предпосылки для его возникновения.

Во-вторых, он оказывает непосредственное влияние на словесную деятельность ребенка, развивает образную речь.

А.Е. Шибицкая отмечает, что еще одним материалом для обучения детей словесному творчеству чаще всего выступает сказка, особенно народная. Такой же точки зрения придерживаются следующие исследователи: Дж.Родари, В.А.Левина, И. А. Орланова, Д.М. Леушина и другие.

Народная сказка - благотворительный источник детского творчества. Познание традиционных сказочных сюжетов, образов, благородных идей сказки активно подталкивают воображение и творчество ребенка. Народная сказка неосознанно становится идеальным образом для создания собственных сочинений.

4.3. Мотивация речевой деятельности.

Все исследователи единодушно признают, что мотивы играют большое значение, мотивы побуждают ребенка к деятельности. Но на практике об этом часто забывают.

В. Гербова в своих исследованиях отмечала следующее: в методике развития речи термин "связная речь" употребляется в двух значениях:

  1. "Процесс", "речевая деятельность";

  2. "Продукт", "результат речевой деятельности".

Если рассматривать связную речь как процесс, возникает вопрос; "Не связаны ли трудности обучения старших дошкольников описательным рассказам с недооценкой некоторых компонентов, составляющих учебную деятельность?" Наблюдения показали: начиная занятие, педагог непременно сообщает детям цель, однако о мотиве забывает.

Постановка познавательной задачи еще недостаточна, чтобы активизировать умственную деятельность, необходимо, чтобы задача была не только понята, но и принята ребенком, чтобы она затронула его интересы.

Автор отмечает, что необходимо найти мотив, который был бы значим для ребенка. Используя эти мотивы в проведении занятий, получали следующие результаты: желание детей рассказывать и слушать рассказы сверстников, увеличивалось количество и повышалось качество сочиненных рассказов.

Значение мотивации для умения составлять рассказы справедливо и для обучению творческому рассказыванию.

Л.А.Ворошнина указывает, что обязательным элементом предложенной системы обучения творческому рассказыванию являются приемы мотивации деятельности на занятиях с учетом возрастных особенностей детей. Работа проводится в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, направленный на освоение средств выразительного раскрытия образа.

  2. Передача портрета героя, его чувств и настроения, описание природы и места действия. При этом закрепляется навык использования средств выразительного раскрытия и формируются знания о композиции повествования.

3. Обучение рассказыванию с постоянным использованием специальных приемов мотивации деятельности детей [9].

Интересным для дошкольников является придумывание рассказов об игрушках (куклах, медвежатах и т.д.). Можно также использовать заводные и музыкальные игрушки.

Исследования Э.П. Коротковой показывают, что очень доступным и интересным для дошкольников является придумывание сказок об игрушках. Детям могут быть предложены различные сюжеты. Подготавливая детей к творческому рассказыванию, следует напомнить, что им предстоит сочинить сказку. Если дети придумывают сказку об игрушках на занятиях, хорошо принести игрушку, используя ее в целях активизации мышления, речи, эмоций детей. В связи с этим возникает возможность реализовать влияние художественно-образной наглядности в работе по развитию словесного творчества ребенка [18, с.11].

Создавались условия для овладения новыми способами творческой деятельности. С целью активизации деятельности детей на занятиях использовались приемы мотивации.

  1. "Научить Незнайку придумывать сказку ", "Рассказать кукле Тане, какая она красивая, нарядная", "Петрушка просит детей научить его рассказывать", "Расскажи медвежонку, что ему собираются подарить в День его рождения".

  2. "Лучшие рассказы услышат малыши", "Ваши рассказы запишем в красивый альбом, вечером его будут читать мамы и папы".

Работоспособность детей под влиянием специальных мотивационных установок изменяется на протяжении учебного года. На первом занятии внимание детей привлекают в основном с помощью игрушек, игровых элементов. Данные приемы вызывают речевую активность дошкольников, желание выполнить указание педагога. Мотивационную установку приходится повторять неоднократно, чтобы поддерживать желание высказаться.

Мотивационные установки, используемые на каждом занятии, способствуют формированию интереса к рассказыванию и, как результат, появлению одного - двух вариантов повествования.

Обучение с введением мотивационных установок способствует формированию связного высказывания по поводу картины, игрушки.

Обучение элементам творческого рассказывания осуществляется успешно при последовательном использовании взаимосвязи как внутри одного вида, так и разных видов рассказывания, а также необходима постоянная мотивация детской деятельности [9, с.6].

В своих работах Л.А.Ворошнина выделила следующие мотивы, значимые для детского творчества:

  1. Общественные (для малышей из другой группы, на выставку, для родителей).

  2. Игровые (в гости пришли игрушки, для них надо что-то сочинить или о них).

  3. Соревновательные (кто лучше сочинит).

  4. Личные мотивы (сочини, чтоб тебе понравилось).

  5. Подготовка к школе (ты скоро будешь учеником, пойдешь в школу, сочини).

Использование этих мотивов помогает воспитателю настроить детей на словесное творчество, объяснить им, для чего это все нужно [9].
1   2   3   4   5   6