Главная страница

Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы


Скачать 1.07 Mb.
Название Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы
страница 6/6
Дата 12.02.2016
Размер 1.07 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

В сочинениях преобладают реалистические тенденции, хотя дети используют и элементы сказок. Составляли рассказы коллективно, с помощью педагога. Сочиненные произведения получились близкими по смыслу, маленькими по объему, сюжет развит плохо, что говорит о неумении детей сразу совместить увиденное с опытом и на основе этого составлять рассказ. Также было много отвлекающих моментов, все старались поделиться своими впечатлениями, а о связности рассказа не заботились. Составлять рассказы нужно через некоторое время в группе.

2-ая прогулка была на тему "Страницы - льдинки" (экскурсия на реку).

Детям было предложено порассуждать на данную тему и составить рассказы. При сочинении этих рассказов педагог занимал пассивную роль. Дети без помощи воспитателя затруднялись сочинять, им нужен "толчок". Заметна сразу бедность сюжета, зачин и концовка скомканы, иногда отсутствуют. Но нужно все же отметить, что дети пытаются самостоятельно думать, фантазировать, составлять связный текст. Они признают и пользуются сказочными элементами, опираются на литературные произведения. Рассказы сочиняли К. Рома, П. Сережа, К. Лера.

Итак, подводя итог проведенной работы во время прогулок, можно отметить, что дети с большим интересом отнеслись к творческим заданиям. Беседа вызвала у них желание порассуждать. Дети пытались сочинять, хотя еще не у всех получалось хорошо.

В процессе прогулок удалось хоть на маленькое время активизировать воображение детей, отключить их от реальной действительности, перенести в мир фантазии.

Интересен тот факт, что дети стремятся придумать что-то новое, свое. Они стремятся к независимости, к тому, чтобы отличиться в глазах взрослого, что можно использовать как мотивацию в работе с детьми.

И все же в результате проделанной работы удалось добиться того, что рассказы детей стали длиннее, содержательнее, связнее, у детей в процессе систематической работы накоплен опыт творческого сочинения.

Дети пытаются самостоятельно думать, фантазировать, составлять связанный текст. Они признают и используют сказочные элементы, опираются на литературные произведения. Дети легко наделяют различные предметы чертами человеческого характера, вводя в свои сочинения различных героев. В сказке они легко наделяют волшебными чертами своих героев, что говорит в пользу детского воображения, нужно только больше внимания уделять этому вопросу.

IY. В целях развития творческого воображения и фантазии детей мы предложили им следующие задания.

  1. Ребенку было предложено изменить конец известной ему сказки "Колобок" так, чтобы Колобок остался жив. Как тогда может закончиться сказка?

  2. Следующее задание называлось " Волшебное окно ". Ребенку предлагали представить, что ему разрешили посмотреть через волшебное окно, которое не похоже на обычное, в которое мы всегда смотрим. Чтобы он (она) хотел(а) увидеть через это волшебное окно? (Необходимо было ответить целым предложением).

Детям была предложена познавательная задача, которую они должны были решить.

В отсутствие детей на стол была поставлена корзина со скорлупой от яиц и игрушечным вязаным цыпленком.

После прихода детей мы обратили их внимание на необычный предмет на столе и предложили его обследовать. Были заданы следующие вопросы: Кто это такой и как он сюда попал? Почему цыпленок не влезает обратно в яйцо? Настоящий он или нет? Дети с интересом приняли задание. Они исследовали цыпленка со всех сторон, пытались обратно вложить его в яйцо, чтобы оно было целым. Ребята обсуждали, откуда появилась здесь корзина с цыпленком. Все дружно согласились, что это волшебство. Были высказаны предположения, почему цыпленок не влезает обратно. Решили, что это цыпленок из мультфильма.

В сочинении принимали участие К. Маша, И. Настя, К. Лера, К. Рома, Ш. Вова, Л. Вика, П. Сергей.

Анализируя результаты данной серии заданий, можно отметить, что дети всё же умеют фантазировать. Они могут наделять предметы волшебными свойствами независимо от реалистического восприятия.

Дети вели себя белее раскрепощенно, уверено отвечали, были заинтересованы предложенными заданиями. Ребята были внимательны, самостоятельно отвечали, показали активную работу воображения, мышления.

Дети могут входить в сказочные ситуации как активные ее участники. Совмещение реальной жизни и сказки не смущает их уже как раньше.

Очень важно расковывать фантазию детей. Проводить работу следует постоянно и систематически, наряду с реальными представлениями использовать и сказочные элементы.

Анализируя проведенную работу по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, мы можем отметить следующее: в процессе данной работы удалось активизировать память, мышление, речь и воображение детей, подготовить их к творческой деятельности. Дети стали более активны, пытались самостоятельно думать, фантазировать, составлять связный текст.

Дети учились придумывать рассказ, сказку с литературным сюжетом, соблюдая структуру повествования (начало, середина, конец).

На занятиях дошкольники научились проявлять творческую инициативу и выдумку. Дети учились рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело использовать доступные художественные приемы. На занятиях интенсивно активизировался словарь детей. Удалось добиться того, что рассказы детей стали длиннее, содержательней. У детей в процессе систематической работы накоплен опыт творческого сочинения.

Выявление эффективности проведенной работы.

(Контрольный срез)

Цель - выявить эффективность проведенной работы.

Задачи:

  1. Составить задания для проведения контрольного среза.

  2. Провести контрольный срез.

  3. Выявить эффективность проведенной работы, проанализировав и сопоставив данные констатирующего этапа и контрольного среза исследования.

В соответствии с поставленными задачами были составлены следующие задания:

1. Придумать продолжение рассказа "Сон Андрюши". Ребенку
было предложено сле
дующее начало рассказа:

"Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде. А куда поехал Андрюша, и что он там увидел вы должны придумать сами".

2. Мы предложили детям провести конкурс на самые лучшие
рассказы.


"Все Ваши рассказы запишем в красивый альбом и будем читать малышам".

Ребенка просили придумать рассказ или сказку на любую тему. С каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа.

Оценивая эффективность проведенной работы, мы пользовались критериями, разработанными на констатирующем этапе.

Нами были получены следующие результаты:

Таблица №4

Уровень

Количество детей

В % соотношении

1 (высокий)

4

30,8

2 (средний)

7

53,8

3 (низкий)

2

15,4

Отказ от выполнения задания

нет

нет

Таблица №5

Имя ребенка

Самостоятель-ность в процессе сочинения

Целенаправ-ленность изложения

Композиционная целостность

Д. Даниил

+

+

+

И. Настя

+

+

+

К. Маша

+

+

+

К. Лера

+

+

+

К. Алина

+

+

+

К. Рома

+

+

+

К. Женя

+

+

+

Л. Вика

+

+

-

М. Анжела

+

+

+

П. Сережа

+

+

+

Р. Максим

+

+

+

У. Миша

+

+

-

Ш. Вова

+

+

+

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

Высокий уровень сформированности словесного творчества выявлен у 4 детей (К. Маша, К. Женя, Ш. Вова, К. Алина). Эти дети самостоятельно справились со всеми заданиями, показали высокий уровень развития творческих способностей. Их сочинения характеризуются композиционной целостностью и целенаправленностью изложения. Эти дети грамматически, правильно строят предложения, используют как простые, так и сложные предложения, а также в их сочинениях присутствуют разнообразные лексические средства.

Средний уровень развития словесного творчества имеет место у 7 детей (Д. Даниил, И. Настя, К. Лера, К. Рома, М. Анжела, П. Сережа, Р. Максим). Эти дети также проявили самостоятельность в процессе сочинения, но у них еще частично нарушена логика изложения и композиционная целостность.

Низкий уровень выявлен у 2-х детей (Л. Вика и У. Миша). Эти дети пытаются проявлять самостоятельность в сочинении, задания их заинтересовали, но их произведения еще небольшие, нарушена композиционная целостность.

Чтобы выявить эффективность проведенной работы, мы проанализировали и сопоставили данные констатирующего этапа и контрольного среза исследования и получили следующие результаты:

  • количество детей с высоким уровнем сформированности словесного творчества увеличилось с 2 до 4 человек;

  • количество детей со средним уровнем развития данного умения увеличилось с 3 человек до 7;

  • количество детей с. низким уровнем сформированности данного умения снизилось с 6 человек до 2.

Положительным результатом в нашей работе можно отметить тот факт, что при проведении контрольного среза не было ни одного отказа от задания, тогда как на констатирующем этапе таких детей было двое.

Исходя из полученных нами результатов, можно сделать вывод, что специально организованная поэтапная работа, проводимая в разных аспектах, способствует развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Данные контрольного среза это подтверждают, так как увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем развития словесного творчества.

Заключение.

Изучив литературу по проблеме развития детского словесного творчества и проведя работу по обучению творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, мы может подвести итог всей нашей деятельности.

Итак, на первом этапе исследования мы отметили ряд недостатков сочинений детей с нарушениями речи, что связано со спецификой их речевой деятельности (недоразвитием фонетики, лексики, грамматики, недостаточной сформированностью словесно-логического мышления и воображения), а именно: у детей нет достаточных речевых навыков для составления творческих рассказов, дети не обучены связно рассказывать, не владеют структурой связного высказывания, бедность словаря детей, скованность детской фантазии и воображения.

Специально организованная целенаправленная работа, проводимая поэтапно и учитывающая ряд аспектов, способствует развитию словесного творчества детей с нарушениями речи. Проводимая нами работа подтверждает это. Результаты контрольного среза показали, что количество детей с высоким уровнем развития словесного творчества увеличилось с трех до семи человек, с низким уровнем развития словесного творчества снизилась с шести до двух человек. Также после проведенной работы не было ни одного отказа от выполнения творческого задания, данная деятельность заинтересовала всех детей. Дети научились принимать задание и развивать сюжет, строить различные предложения, связывать их в единый текст. Улучшилось качество детских работ: последовательность в сюжетной линии; логичность, связанность, развернутость сюжета; дети стали использовать разнообразные части речи. Словарь детей расширился за счет специальных заданий, занятий, бесед, постоянного обучения, сочинений. В своих произведениях дети наряду с реальностью стали допускать возможность сказки и использовать сказочные элементы. С помощью познавательных заданий удалось расковать детскую фантазию.

Во время экспериментальной работы мы использовали различную мотивацию (сказочную, соревнования и т.д.), что значительно улучшило показатели.

Подводя итог всей нашей работы, мы можем сделать вывод о верности нашей гипотезы, что такая работа, учитывающая факторы, влияющие на развитие словесного творчества и включающая разнообразные формы работы, является весьма эффективной, т.к. у детей повысился уровень развития словесного творчества.

Таким образом, проведенная нами работа по развитию словесного творчества детей дошкольного возраста с нарушениями речи способствовала развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Но хочется отметить, что работа эта не закончена, в этом направлении еще надо работать. Работу нужно вести постоянно и систематически.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ.

При обучении творческому рассказыванию детей, имеющих нарушение речи, необходимо учитывать специфику их речевой деятельности, а также знать особенности формирования словесного творчества у этих детей.

Овладение творческим рассказыванием - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Процесс формирования детского словесного творчества не должен быть стихийным. Педагог должен поддерживать интерес детей к занятиям. Необходимо обращать внимание на то, какие задания не вызывают трудностей у детей и способствуют развитию определенных умений и навыков, а какие наоборот вызывают трудности. Стараться уделять больше внимания на развитие тех умений, которые не сформированы.

Знание особенностей формирования словесного творчества у детей с нарушениями речи дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения их творческому рассказыванию.

Во-первых, необходимо совершенствовать все стороны речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонетическую, т.е. работа должна включать в себя обогащение словаря, формирование грамматических навыков,

Этого можно добиться в процессе специальных логопедических занятий, а также с помощью словарных упражнений, чтения художественной литературы. Необходимо пополнять и активизировать словарь детей за счет слов-определений, слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Для того, чтобы ребенок стал активен в словесной творческой деятельности, ему необходимо овладеть элементарными способами выражения в слове определенного содержания. С детьми необходимо разучивать народные стишки, песенки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, сказки. Знание детьми фольклора побуждает их в дальнейшем использовать какие-то элементы в собственных сочинениях. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения.

Во- вторых, необходимо учить детей самостоятельно связно и последовательно излагать свои мысли об увиденном и услышанном, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом. Надо, чтобы дети знали композицию повествования и описания, владели структурой связного высказывания. Этому умению детей можно обучать с помощью различных приемов: рассказывание детей вместе с педагогом по вопросам, придумывание продолжения и завершения рассказа с опорой на речевой образец педагога и на план в виде вопросов, рассказывание по предложенному сюжету и т.п.

Так как творческие рассказы создаются при активной работе воображения, необходимо его активизировать с помощью познавательных заданий, игр, наблюдений.

Работу по развитию словесного творчества необходимо осуществлять и вне занятий в группе. Словесное творчество можно развивать во время целенаправленных наблюдений на ежедневных прогулках, во время которых необходимо учить детей наблюдать, логически мыслить, воспринимать и оценивать явления природы. Перед детьми могут быть поставлены творческие задания по придумыванию сказок. Наблюдение также вызывает работу воображения, подготавливает воображение детей, их мышление и речь к творчеству. Детям легче фантазировать при составлении рассказов, сказок, опираясь на свои наблюдения.

Необходимо постоянно обогащать опыт детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания. Это могут быть экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, иллюстраций в книгах, журналах, чтение книг.

На протяжении всей работы по развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо использовать различные приемы мотивации речевой деятельности, что способствует формированию интереса к рассказыванию, настраивает детей на словесное творчество, а также повышает качество детских сочинений.

Мы считаем, что предлагаемые рекомендации помогут подвести детей с нарушениями речи к наибольшей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях: обогащению и активизации словаря, формированию грамматических навыков, формированию собственного замысла, выбору темы, сюжета, героев, к овладению способами законченного построения повествования, средствами выразительности, что будет способствовать развитию словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Список использованной литературы.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников, М., 2000, - 400 с.

  2. Алиева С. Народная сказка как средство развития родной речи //Дошкольное воспитание 1973, № 10, с.44-49.

  3. Алиева Т. Книга и творчество ребенка //Дошкольное воспитание 1990, № 10, с.83-85

  4. Аникин В. П. Русская народная сказка, М. 1984, - 215с.

  5. Бородин A.M. Методика развития речи детей, М. 1981, - 255 с.

  6. Виноградова Н.Ф., Ушакова О.С. Связная речь // Развитие речи детей дошкольного возраста /под ред. Ф.А. Сохина, М., 1979, с.114-144.

  7. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание 1984, № 11, с. 5-17

  8. Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки //Дошкольное воспитание 1991, № 5, с. 5-8

  9. Венгер Л. О чем рассказывает сказка //Дошкольное воспитание 1994, №5, с.7-9.

  10. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей //Художественное творчество и ребенок. - М., 1972, с. 24-28.

  11. Ворошнина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей 7 года жизни в условиях мотивации их деятельности, Пермь, 1977, с.5-7.

  1. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию //Дошкольное воспитание 1978, № 4, с 4-8.

  2. Ворошнина Л.В. Творческое рассказывание //Дошкольное воспитание, 1982, № 9, с. 28-31.

  1. Ворошнина Л.В. Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2002. с.31 - 33.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М., 1967,-19с.

  3. Гавриш Н.В. Характерные особенности речетворческой деятельности в дошкольном детстве //Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2002. с.33 -35.

  4. Занятия по развитию речи в детском саду /под ред. О.С. Ушаковой, М., 1993. -271 с.

  5. Иванова Э. Воображение и творчество ребенка //Дошкольное воспитание, 1987, № 10. с. 51-53.

  6. Капунова Т.М. Тренинговые занятия как один из методов в работе психолога детского сада по формированию у детей способности к словесному творчеству //Проблемы современной науки. Орел 1996. с. 31-34.

  7. Колосовская А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М. 2000, -16с.

  8. Колунова Л.А. Роль работы над словом и развитие словесного творчества старших дошкольников // Развитие детской речи: традиции и перспективы, М., 2002, с.36-37.

  9. Кондратьева К., Сомкова, О. Как использовать модель для развития речевого творчества //Дошкольное воспитание, 1991. № 10, с. 52 - 56.

  10. Короткова Э.П. Воспитывать интерес к творческому рассказыванию //Дошкольное воспитание 1973, № 7, с. 8- 11.

  1. Короткова Э.П., Колунова Л.А. Роль наблюдений в подготовке детей к творческому рассказыванию. Проблемы обучения детей-дошкольников, Ростов-на-Дону, 1974, с.3-8.

  2. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию. М. 1978, 110 с.

  3. Куршева Г.А. Мордовский фольклор и развитие словесного творчества старших дошкольников //Развитие детской речи: традиции и перспективы, М., 2002. с.39

  4. Леушина A.M. Развитие связной речи дошкольников / Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 35, 1941.

  5. Николаева С.А. Устное народное творчество // И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева Детская литература, М., 1997. с.10-32.

  6. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку //Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П. Усовой. М., 1955, с. 92-118.

  7. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М., 1963, 135с.

  8. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М., 1985, 203с.

  9. Пропп В. Поэтика фольклора. М., 1998, 175с.

  10. Прохорова Л.Н. Путешествие по Фанталии (Практические материалы по развитию творческой активности дошкольников), С-Пб, 2000. 160 с.

  11. Родари Дж. Грамматика фантазии (введение в искусство придумывания историй), М.,1978, 78с.

  12. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, М.,1999, с.439-445

  13. Танина Л.В. Развитие словесного и театрального творчества дошкольников // Развитие детской речи: традиции и перспективы, М., 2002. с.52-53.

  14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей, М., 1967, - 216 с.

  1. Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет //Дошкольное воспитание, 1972, №9, с. 24-32

  2. Ушакова О. О словесном творчестве детей // Художественное творчество и ребенок / под ред. Н. Ветлугиной, М. 1972, с. 145-147

  3. Ушакова О. Развитие поэтического слуха как средство формирования словесного творчества детей 6-7 лет // Художественное творчество детей в детском саду / под ред. Н. Ветлугиной, М. 1974, с. 139-142

  4. Ушакова О. Развитие речи дошкольников. - М., 2001, - 240 с.

  5. Ушинский К. Д. Родное слово. Избр. пед. соч., т. П. М., 1954, с. 569-570

  6. Шибицкая А.Е. Словесное творчество детей 6-7 лет на материале русских народных сказок // Художественное творчество детей в детском саду / под ред. Н. Ветлугиной, М. 1974, с. 134-139

  7. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание, 1992, №7-8, с. 11-20



Приложение № 1

Список детей экспериментальной группы

1. Д.Даниил (ФФН)

2. И. Настя (ФФН)

3. К. Маша (ФФН)

4. К. Лера (ОНР)

5. К. Алина (ФФН)

6. К. Рома (ОНР)

7. К. Женя (ФФН)

8. Л. Вика (ОНР)

9. М. Анжела (ФФН)

10. П. Сережа (ОНР)

11. Р.Максим (ОНР)

12. У. Миша (ОНР)

13. Ш. Вова (ФФН)




1   2   3   4   5   6