|
Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы
Содержание
Введение ………с.2
I. Теоретические основы развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи…………………с.7
1.1.Понятие словесного творчества………………………………с. 7
1.2. Особенности формирования словесного творчества у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи. Виды и тематика рассказов детей……………………………………………….с. 12
1.3. Приемы обучения словесному творчеству. Требования, предъяв-
ляемые к устному сочинению детей……………………………………...с.17
1.4.Факторы, влияющие на развитие словесного творчества…………………………………………………………………………..с.21
1.5. Влияние сказки на развитие словесного творчества у детей…..с.30
П. Экспериментальное исследование проблемы развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями
речи…………………………………………………………………………..с. 43
П.1. Выявление уровня сформированности словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (констатирующий этап)……………………………………………………….. с. 43
П.2. Содержание и методика формирования словесного творчества
дошкольников с нарушениями речи (формирующий
этап)…………………………………………………...........................с.50 П.3.Аализ результатов проведенного
экспериментального обучения (по данным контрольного среза)…с.70
Заключение………………………………………………………………с.74 Методические рекомендации для педагогов ДОУ…………………...с.76
Список использованной литературы………………………………..с.79
Приложения…………………………………………………..................с.83
Введение
Проблема развития детского творчества приобретает все большее значение в настоящее время. Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Творческие, интеллектуальные возможности ребенка неисчерпаемы. Едва ли сегодня они используются на одну сотую. Раскрыть, реализовать их - задача невероятно трудная. Формирование нравственно-цельного, творчески мыслящего, инициативного человека - вот цель, которая может быть достигнута на основе решения проблемы развития личности ребенка.[24]
Для успешного решения этой проблемы большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности. Знакомство с произведениями искусства создают для развития творчества детей особенно благоприятные условия [5, с. 3].
Природа возникновения детского творчества неординарна. В педагогике сложились две противоположные тенденции в подходе к этому вопросу. В одних случаях источник творчества рассматривается как результат лишь внутренних, самозарождающихся сил ребенка. Становление творческих способностей сводится целиком к спонтанному моменту. В других случаях источник детского творчества ищут в самой жизни, в искусстве. Создание соответствующих педагогических условий является гарантией активного влияния на развитие детского творчества.
Сейчас еще не все ясно в этой многогранной проблеме, хотя ученые признали, что большое значение имеют и способности, и условия для их развития. Необходимо также отметить, что создание художественного произведения предполагает всегда обобщение ранее виденного, слышанного, отбор в нем типичного и вместе с тем переработку всего материала на основе творческого воображения, создания совершенно нового объекта [6,с.23].
Воображение неотделимо от творчества. Изучению воображения посвящены многочисленные работы советских и зарубежных ученых. Полученные факты свидетельствуют: в развитии воображения существенную роль играет слово. Речь является мощным толчком для развития воображения, так как она освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность представлять себе ту или иную вещь, которую он не видел, и мыслить о ней. Освободившись с помощью слова от власти непосредственных впечатлений, ребенок может выйти за их пределы.
Влияние слова на воображение не одностороннее, воображение также влияет на лучшее усвоение речи. И одним из таких примеров является словесное творчество детей.
С помощью словесного творчества ребенок экспериментирует со словами и предложениями, пытается что-то изменить, что-то придумать – словом, творить. Ему интересна эта деятельность, так как позволяет осознать полнее свои возможности и пополнить свой багаж чем-то новым. Словесное творчество обогащает и развивает мысль, делает ее более логичной и образной. Чувство радости и удовлетворения от достигнутого, эмоциональная напряженность делают привлекательным сам творческий процесс. Детское словотворчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы, дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. С психологической точки зрения основой творческих рассказов является творческое воображение. Л.С. Выготский, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, А.В.Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям [1, с.328]
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазий.
Все изложенное выше говорит о том, что избранная нами тема является актуальной. Проблема формирования словесного творчества давно является iпредметом психологических и педагогических исследований, но остаются в данной проблеме вопросы, которые еще ждут своего решения.
Объектом исследования является развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет - обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель — выявить особенности словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и методы и приемы работы по обучению творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза. Мы предположили, что процесс обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий:
- соблюдения условия систематичности и планомерности проведения работы по развитию словесного творчества;
- использовании разнообразных методов и приемов развития детского словесного творчества;
- планирования работы по развитию детского словесного творчества с учетом факторов, влияющих на развитие словесного творчества: наблюдение за окружающей действительностью; чтение художественной литературы; мотивация речевой деятельности;
- планирования работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учетом структуры дефекта.
Задачи исследования.
1.Дать теоретическое обоснование проблемы развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
2.Выявить уровень сформированности умений составлять творческие рассказы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
3.Составить и апробировать на практике серию занятий, направленных на формирование словесного творчества дошкольников с нарушениями речи.
4. Выявить эффективность проделанной работы.
Этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2009 - 2010) осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись основная идея, гипотеза, задачи и методы исследования.
На втором этапе (2010 - 2011) составлялась методика исследования, проводился констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2011 - 2012) проводилось экспериментальное обучение и контрольный срез, обобщался и систематизировался полученный материал, формулировались выводы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования состоит в разработке серии занятий для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, направленных на развитие словесного творчества дошкольников. Данные нашей работы могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОУ, учащимися вузов и педагогических училищ.
.
I. Теоретические основы развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
1. Понятие словесного творчества. Краткий анализ исследований по данной проблеме.
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
В дошкольном возрасте значительно обогащается и усложняется эмоционально-выразительная функция речи. Ребенок усваивает значение слов, выражающих эмоциональное состояние, эмоциональное отношение к объектам и явлениям, значение слов, ассоциируемых с переживаниями эмоций, слов, обозначающих социально-значимые характеристики человека. Усвоение ребенком слов происходит в связи с более глубоким и четким различием признаков, предметов и явлений.
Развитие эмоционально-выразительной функции речи детей - хорошая основа для возникновения и формирования в дальнейшем художественного восприятия и элементов художественного воображения в словесном творчестве. В обогащении восприятия особое значение имеет искусство.
Слово может быть не только средством воображения, но и его "строительным материалом". Активность ребенка реализуется в овладении языком. Это проявляется в словесном творчестве детей в широком смысле этого слова, дети манипулируют, играют стихотворными формами (ритмом, рифмой, образами).
Особенности первых ритмических стихотворных форм были отмечены К. И. Чуковским. Дневниковые материалы подтверждают характеристики, данные им первым проявлениям словесного творчества детей. Они возникают чаще всего во время беготни или игры, повторяются несколько раз, поэтому короткие и всегда проникнуты чувством радости [14, с. 39].
К. И. Чуковский отмечал тяготение ребенка к "явным нелепицам", " перевертышам", часто встречающимся в детской и народной поэзии. В "перевертышах", небылицах ребенок посредством воображения "разрывает" связи между предметами и явлениями, их постоянными признаками, "отстраняется" от них, а затем связывает в новые сочетания. Таким образом "расшатываются" стереотипно сложившиеся ассоциации, активизируется мышление и воображение.
Развитие словесного творчества - сложный и несамостоятельный процесс, который появляется в непосредственной связи с развитием других психических процессов.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участие положительных эмоций.
Словесное творчество - сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин "творческие рассказы" - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облечь его в форму связного повествования. Требуется также умение придумать завязку, ход, события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
Словесное творчество является одним из этапов речи, освоения ребенком окружающей действительности, изучения природы слова, предложения.
Необходимо рассмотреть, как к пониманию словесного творчества подходили различные исследователи. Понятие словесного творчества ученые рассматривали по-разному.
О.С.Ушакова под словесным творчеством дошкольников понимает продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов [26].
А.Е.Шибицкая отмечает, что словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретности образов, картин, явлений, представленных в сознании ребенка; эти образы представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются в то же время точными повторениями, копиями увиденного, услышанного, пережитого ребенком. Это результат деятельности воображения, направленного на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях [31, с.99] .
Таким образом, словесное творчество - это речевая деятельность, требующая умения создавать новые образы и ситуации и выражать их в логически последовательном рассказе или сказке сюжетного или описательного характера, на основе знаний об окружающей действительности под влиянием произведений искусства (литературы и фольклора). Оно обобщает наиболее типичные факты детского словесного творчества.
Следует отметить, что словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований). Все это очень интересно само по себе и привлекает различных ученых и исследователей, всех, кого интересует данная проблема.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, М.М Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлано-вой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения [1, с.328].
В настоящее время имеется целый ряд исследований по формированию словесного творчества. Это работы Л.М. Ворошниной, М.А. Орлановой, А.Е. Шибицкой, О.С. Ушаковой, А.М.Бородич, В.А.Левина и многих других.
Условно можно выделить 3 группы исследователей:
1. Л.М. Ворошнина, A.M. Леушина, Э.П. Короткова, A.M. Бордич. В центре своего внимания эти ученые ставят развитие связной монологической речи при обучении детей словесному творчеству. В методике предлагаются следующие обучающие приемы:
Обучение структуре строения повествования или описания, рассказывания сказки.
Осознание средств в раскрытии образа.
Продолжение рассказа или сказки, начатого воспитателем.
Такая система работы учит планировать речевую деятельность, отбирать речевые формы, адекватные теме. Логически-вербальная деятельность имеет преимущество перед творчеством. Реализует эту деятельность воспитатель, что ведет к подавлению творческой самостоятельности.
2. Исследования сотрудников НИИ дошкольного воспитания:
А. Е.Шибицкой, О.С.Ушаковой и других показали, что задачу развития детского словесного творчества можно решить, опираясь на основные положения проблемы взаимосвязи творчества и обучения. Данная система работы способствует успешному решению задачи развития словесного творчества по ряду причин:
Соответствует характеру творческой деятельности ребенка, сочетая в себе накопление художественного опыта, а также собственного творчества.
Органически сочетает в себе обучение и творчество, не подавляя каждой из деятельности.
Ведет ребенка по естественным ступеням обучения.
3. Интересные педагогические работы, посвященные обучению детей сочинительству, поэтическому осмыслению мира - В.Глоцер, В.Левин, Д.Родари.
Одна из работ - книга Д.Родари "Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй", где автор предлагает оригинальные способы "стимулирования воображения ребенка" и приемы обучения сочинительству. Наиболее ценными в книге Дж. Родари является стремление расковывать фантазию, учить детей творческому взгляду на мир, не бояться парадоксальной мысли. Кроме того, основной прием обучения Дж. Родари - игра.
Но, вместе с тем, не все предлагаемые приемы бесспорны. Родари признает, что дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказки рассказывались теми же словами, что и в первый раз. Детям необходим порядок и успокоение [11, с. 61].
Эта ситуация оправданна: ребенок верит сказке, принимает ее правила, живет внутри них и не желает их разрушать. В связи с этим приемы, предложенные педагогами, лучше всего использовать в старшей и подготовительной группе, где дети уже немного оторвались от ситуации, привычной сказки, и могут дать волю фантазии.
Исследователь предлагает следующие приемы.
Сказки наизнанку (переверни сказки), что было бы, если бы Красная Шапочка была злая, а волк добрый.
Что было бы потом (вводят нового героя или слово).
Салат из сказок.
Использует опорные слова и добавляет постороннее слово.
Близка к этому исследованию работа отечественных ученых Л.М.Гурович и М.Л.Панкратовой, которые предлагают прием - сказки-кальки (выделение сюжетной линии). Это не механическое копирование известной сказки, а лишь заимствование ее принципа, дающее толчок к развитию самостоятельного сюжета [11, с. 49].
2. Особенности формирования словесного творчества у детей с нормальным речевым развитием и у детей с нарушениями речи. Виды и тематика рассказов детей
В формировании художественного, в частности словесного, детского творчества Н.А. Ветлугина выделила три этапа [1, с. 329] .
На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребёнка надо учить образному видению окружающего.
Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Возникновения замысла у ребёнка проходит, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поиску средств его реализации: поиска композиции, выделении поступков героев, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить её, испытывая эстетическое удовольствие. Потому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.
1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.
-
Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, продумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но "придумал " (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Если современный нормально развивающийся ребенок к 4,5 - 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки; правильно использовать все звуки; его словарный запас составляет до 4-5 тыс. слов, то иная картина наблюдается у детей с нарушениями речи.
Проявление речевого недоразвития у детей отличается большой вариативностью.
Общее недоразвитие речи (III уровень) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразований создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют названия части предметов названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. В грамматическом строе распространены ошибки в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи, построении предложений.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. Трудно даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текста по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников. Характерно, что отсутствие у детей чувства рифмы и ритма мешает заучиванию ими стихов.
Таким образом, при общем недоразвитии речи нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики, что находит отражение в связной речи.
В картине фонетико-фонематического недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой её стороны, но нередко при этом задерживается и лексико-грамматическое развитие. При ФФН наблюдается бедность словаря. Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: недостаточно сформировано словесно-логическое мышление и недостаточно развиты свойства воображения (произвольность, целенаправленность, устойчивость и активность). Эти процессы являются обязательными компонентами творческой речевой деятельности, так как речь и мышление тесно связаны между собой, а творческие рассказы создаются при активной работе воображения, т.е. дети придумывают рассказы и сказки с опорой на образы воображения.
Из всего выше сказанного следует, что нередко у детей с речевым недоразвитием суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. При рассказывании эти дети нередко испытывают трудности самостоятельно связно и последовательно излагать свои мысли об увиденном и услышанном, отражать в речи воспринятое, находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко-и словопроизношения.
Все перечисленные особенности речевой деятельности детей с речевым недоразвитием необходимо учитывать при оценке уровня развития словесного творчества у них и при обучении их творческому рассказыванию.
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитанием уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступный их пониманию, интересный для них. Тогда у детей появится желание придумать рассказ или сказку.
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: "Как мальчик нашел щенка", "Как Таня ухаживала за сестренкой", "Подарок маме", "Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад", "Почему девочка плакала?", "Как девочка Катя потерялась в зоопарке". Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу - предложить рассказывание на отвлеченную тему, например, придумать рассказ "Про веселый случай", "Про страшный случай", по типу "У страха глаза велики", "Про интересный случай".
Е.И.Тихеева предлагает следующую тематику: "Как Ваня чуть не утонул"; "Катя разбила куклу"; "Приключения на катке"; "Случай с мальчиком, которого послали опустить в ящик письмо"; "Медвежонок на прогулке"; "День рождения зайца".
Л.М.Ворошнина выделяет несколько видов творческого рассказывания:
придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем (Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова);
-
придумывание рассказов по плану; по указаниям воспитателя; придумывание конца рассказа, начатого воспитателем (A.M. Дементьева, О.И. Соловьева, Н.А. Орланова).
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ Л.М.Ворошниной выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием. Начинать обучение творческому рассказыванию лучше всего с придумывания рассказов реалистического характера ("Как Миша варежку потерял", "Подарки маме к 8 Марта").
Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.
Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать [1, с.331].
|
|
|