Главная страница

Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы


Скачать 1.07 Mb.
Название Содержание Введение с. 2 I. Теоретические основы
страница 4/6
Дата 12.02.2016
Размер 1.07 Mb.
Тип Методические рекомендации
1   2   3   4   5   6

1.Выявление уровня сформированности словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи (констатирующий этап)

Анализ литературы по избранной теме показал, что проблеме развития словесного творчества уделяется большое внимание, но методик, направленных на обучение детей, не так много, поэтому проблема организации работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи продолжает оставаться актуальной.

Для оптимизации процесса обучения вначале необходимо выявить уровень развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

Эксперимент проводился на базе ДОУ № 80 города Орла в подготовительной логопедической группе. Всего исследованием было охвачено 13 детей старшего дошкольного возраста (список детей экспериментальной группы представлен в приложении № 1).

Констатирующий эксперимент проводился в подготовительной логопедической группе, в которой у большинства детей имелось фонетико-фонематическое недоразвитие речи, а у остальных детей - общее недоразвитие речи (III уровень), поэтому в течение года с детьми проводилась постоянная систематическая работа по коррекции речевого недоразвития при подготовке к школе. Это позволило нам при оценке уровня развития словесного творчества использовать показатели, разработанные Л.М. Ворошниной для детей с нормальным речевым развитием, однако при этом учитывались особенности речевой деятельности детей с речевым недоразвитием.

При анализе умений придумывать творческие рассказы мы использовали следующие показатели, выделенные Л.М. Ворошниной:[8]:

1.Самостоятельность – составление рассказов без наводящих вопросов, сюжет не заимствован, употребление выразительных средств в новых сочетаниях.

2. Целенаправленность – умение подчинить все содержание рассказа замыслу, не отступая от темы.

3. Композиционная целостность (структурированность) – умение строить рассказ в соответствии с заданной структурой, соблюдать композицию сюжетного монолога (начало, развитие сюжета, концовка).

4. Творческая продуктивность – умение придумывать несколько рассказов на одну тему.

В качестве дополнительных критериев оценки умений придумывать творческие монологи мы использовали следующие:

1. Использование слов разных частей речи.

2.Синтаксическая оформленность сочинений (наличие простых (распространенных и нераспространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений в текстах.

На основании этих показателей были определены уровни развития умений придумывать творческие монологи.

Высокий уровень. Ребенок составляет монолог без наводящих вопросов, сюжет не заимствован. Подчиняет все содержание рассказа замыслу, не отступает от темы, строит рассказ в соответствии с заданной структурой, соблюдает композицию сюжетного монолога (начало, развитие сюжета, концовка), придумывает несколько рассказов на одну тему. Ребенок использует простые и сложные предложения в зависимости от ситуации. Ошибок при построении предложений нет.

Средний уровень. Ребенок нуждается в частичной помощи со стороны педагога: составляет монолог с наводящими вопросами, сюжет заимствован, частично нарушена логика изложения, имеет место фрагментарное описание, сочинение состоит из нескольких фрагментов, внутри которых наблюдается логика изложения, однако между фрагментами эта логическая связь нарушена, сочинение излагается прерывисто, с незначительными заминками и паузами, недостаточно использует различные лексические средства, употребляет простые распространенные предложения, редко сложные предложения с сочинительными союзами, иногда допускает ошибки при построении предложений.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется придумать монолог даже с помощью взрослого, сюжет заимствован, композиция сюжетного монолога нарушена, может отсутствовать какая-либо структурная часть (чаще концовка), ребенок допускает значительные паузы в процессе рассказывания. Ребенок использует в основном простые предложения. Сложноподчиненные предложения не встречаются совсем. Наблюдаются множественные ошибки при построении предложений.

Для решения поставленных задач мы провели небольшие беседы с каждым ребенком. Детям было задано несколько вопросов-заданий с целью выявления умений, знаний детей, а также определения творческих возможностей детей.

  1. Любишь ли ты, когда тебе читают книги? Почему?

  2. Какие у тебя любимые книги?

  3. Кто из сказочных героев твой любимый?

  4. А ты можешь представить себе, что ты полетел(а) на космическом корабле на Луну? Что бы ты там увидел(а)?

  5. А хотел(а) бы ты путешествовать вместе с Буратино по стране дураков "? Что бы ты там делал(а)?

  6. Если неожиданно сломается телевизор, и ты не досмотришь интересный мультфильм, сможешь ли ты придумать конец? Какой?

  7. Сейчас я тебе прочитаю один рассказ, но у него нет окончания. Давай мы его сейчас придумаем. Чем может закончиться эта история?

Вася очень любил гулять по лесу, собирать ягоды, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но, куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?

  1. А ты можешь сейчас придумать и рассказать нам свою сказку (рассказ, стихи). Расскажи, пожалуйста.

Результаты фиксировались в протоколах и обрабатывались в таблицах (см. таблицу № 1, № 2, № 3).

Таблица №1

Уровень

Количество детей

в % соотношении

1 (высокий)

2

15,4

2 (средний)

3

23

3 (низкий)

6

46,2

Отказ от выполнения задания


2


15,4

Таблица №2

Имя ребенка

Самостоятель-ность в процессе сочинения

Целенаправ-ленность изложения

Композиционная целостность

Д. Данил

+

+

+

И. Настя

-

-

-

К. Маша

+

+

+

К. Лера

-

-

-

К. Алина

+

+

+

К. Рома

-

-

-

К. Женя

+

+

+

Л. Вика

отказ

отказ

отказ

М. Анжела

-

-

-

П. Сережа

-

-

-

Р. Максим

-

-

-

У. Миша

отказ

отказ

отказ

Ш. Вова

+

+

+


Таблица №3

Фиксируемые признаки речи

Имя ребенка

Имя сущ.

Глагол

Причастие

Причастие

Прилагательное

Местоимение

Наречие

Пр.пред

Сл.пр.

В нач.ф. нач.нвч.форме

В сравн.ст




Нераспр










Д. Данил

+

+

-

-

+

-

-

+

+

-

+

+

+

И. Настя

+

+

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

К. Маша

+

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

К. Лера

+

+

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

К. Алина

+

+

-

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

К. Рома

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

К. Женя

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

+

Л. Вика

+

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

-

М. Анжела

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

П. Сережа

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

Р. Максим

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

У. Миша

-

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

-

Ш. Вова

+

+

-

-

+

-

-

+

+

+

+

+

+

Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы.

Высокий уровень сформированности словесного творчества выявлен у 2 детей (К. Маша и К. Женя). Эти дети справились со всеми предложенными заданиями, выполняя их самостоятельно, без помощи педагога. Они составили рассказ (сказку) с самыми интересными сюжетами (по сравнению с остальными детьми), использовали простые и сложные предложения. Их сочинения характеризуются композиционной целостностью, изложены целенаправленно. Сочинения имеют начало, середину и конец, т.е. наличие связного, последовательного и законченного сюжета. Необходимо отметить, что в ответах детей присутствуют различные лексические средства, используются разные части речи, образные слова и выражения. При ответах дети были эмоциональны, пользовались интонационной выразительностью речи.

Средний уровень выявлен у 3 детей (Ш. Вова, Д. Данил, К. Алина). В их сочинениях сюжет как правило заимствован из других художественных произведений, частично нарушены логика изложения и композиционная целостность. Сочинения излагаются прерывисто, с незначительными заминками и паузами. Дети нуждаются в частичной помощи со стороны педагога.

Детей с низким уровнем развития словесного творчества выявлено 6 (Р. Максим, П. Сережа, М. Анжела, К. Рома, К. Лера, И. Настя). Эти дети испытывают трудности при ответах на вопросы. Их сочинения очень небольшие (встречаются "рассказы" из одного предложения), язык беден, речь невыразительна. В сочинениях нарушена композиционная целостность и сюжетная линия, нет логики изложения.

Для 2 детей из группы творческая деятельность оказалась неинтересной. Они отказались от предложения продолжить рассказ и сочинить свою сказку (Л. Вика и У. Миша).

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что в основном в сочинениях детей просматривается неумение составлять рассказы, скачет сюжет, предложения преимущественно простые нераспространенные, сюжет бедный, произведения очень маленькие по объему, нарушена композиционная целостность. Дети не проявляют творческую инициативу и выдумку, малоактивны. Они нуждаются в постоянной поддержке педагога, ищут помощи. В рассказах детей мало творческих элементов, не используются доступные художественные приемы. В основном сочинения детей носят реалистический характер, фантазия детей скованна. Сюжет многих сочинений заимствован. Дети опираются на художественные произведения, выдают их за свои. В свои произведения вводят известных сказочных героев.

Итак, т.к. больше половины детей имеют низкий уровень сформированности словесного творчества, а также есть случаи отказа от данной деятельности, мы считаем необходимым проводить работу по формированию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Изучение опыта работы ДОУ по проблеме формирования умений придумывать творческие монологи показало, что данному направлению уделяется внимание в учебно-воспитательном процессе. Дошкольное учреждение работает по программе развития речи О.С.Ушаковой. Данная программа рекомендует проводить комплексные занятия, на которых ведущая задача – обучение связной речи. Эта задача решается в комплексе с другими задачами – развитие словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи. Занятия по развитию связной речи проводятся один раз в неделю. В связи с тем, что задачи развития связной речи разные (развитие диалогической речи, обучение пересказу, придумывание монологов по картине, игрушке, из опыта, творческих), в программе рекомендуется чередование разных видов рассказывания по неделям. Таким образом, обучение умению придумывать творческие монологи проводятся один раз в месяц.

Кроме того, педагоги не используют свободное от занятий время (наблюдения, прогулки, другие виды деятельности, например, рисование, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения) в течение дня для формирования умений придумывать творческие монологи.

При ознакомлении с художественной литературой воспитатели не уделяют достаточного внимания работе по различению жанров художественной литературы. Эта работа проводится нецеленаправленно, эпизодически. Педагоги иногда указывают, на слова, с которых начинается сказка, и выражения, которые встречаются в ней. Очевидно, что недостаток работы воспитателя оказывает влияние и на качество сказок, придуманных детьми.

Таким образом, данные констатирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы: использованию сказки в процессе обучения умениям придумывать монологи уделяется недостаточное внимание; занятия по обучению творческому рассказыванию в дошкольном учреждении проводятся редко, свободное время для реализации этой задачи не используется; дети-дошкольники владеют умением составлять сказки в большинстве на низком уровне. В связи с полученными данными возникает необходимость проведения специальной работы по обучению детей умению составлять творческие монологи.

2.Содержание и методика формирования словесного творчества

дошкольников с нарушениями речи (формирующий этап)

Цель - продолжить работу по развитию словесного творчества детей, направленную на повышение качества детских сочинений.

Задачи:

  1. Составить серию занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

  2. Провести серию занятий с детьми подготовительной логопедической группы.

  3. Выявить эффективность проведенной работы.

Мы наметили содержание работы с детьми, включающую следующие разделы:

I.Чтение художественной литературы, беседы, обсуждение прочитанного.
1   2   3   4   5   6