Главная страница

Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип урока: урок-исследование


Название Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Тип урока: урок-исследование
Дата 29.02.2016
Размер 445 b.
Тип Урок


«ТАЙНЫ ПОЭМЫ Н.В. Гоголя “Мертвые души”

  • Урок обобщения и систематизации полученных знаний.

  • Тип урока: урок-исследование

  • Эпиграф:

  • Дальнейшее продолжение выясняется в голове всё чище, величественнее, из которого может быть со временем кое-что колоссальное

  • Из письма С.Т.Аксакову,1840 г.


АННОТАЦИЯ

  • Программы и технологии, использованные при создании работы:

  • Работа в Интернете, сканирование, набор текста с использованием текстового редактора Microsoft WORD, Microsoft PowerPoint, поиск информации в Интернете.

  • Данная работа может быть использована для обобщения и систематизации полученных знаний

  • нового материала.

  • Фрагмент урока в 9 классе по теме: «Тайны поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

  • Количество слайдов – 15.

  • Объем презентации – 258 Кб.





Цели урока:

  • 1.Обучающая: зная трактовку поэмы Гоголя Белинским, как сатирическую и

  • социально-отличительную, помочь увидеть и иной её смысл.

  • 2.Развивающая: развитие исследовательских умений и навыков учащихся.

  • 3. Воспитывающая: формирование положительного отношения к

  • существованию разных точек зрения на один и тот же факт.



ПЛАН УРОКА

  • Этапы урока: Методы и формы работы:

  • Оргмомент Приветствие

  • Мотивационное начало урока Работа с текстом

  • Деятельность учащихся по теме Организация частично- поисковой работы по теме

  • Итоги урока Рефлексный анализ

  • Подготовка к уроку:

  • Учащиеся:

  • Должны знать содержание произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души»

  • Учитель:

  • Оформление доски. Портрет Н.В.Гоголя



Ход урока

  • 1. Оргмомент.

  • 2. Прочтем эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

  • ( Все, кажется, ясно и понятно, кроме одного- «кое-что колоссальное». Это «кое-что колоссальное» известно самому автору. Создается впечатление, что это все он замыслил в первом томе и «хитрит» с читателем, заведомо уводя от главного развития сюжета, сатирическим изображением действительности, обличительной стороной).

  • -Обратите внимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе, где он не хочет ссориться со своим героем, ибо «ещё не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку; две большие части впереди- это не безделица».

  • Две большие части впереди, о чем это говорит?

  • (Вот теперь понятно, что он задумал роман, состоящий из трех частей. Одну мы прочитали, значит, ещё должно быть две части).

  • -Встречались ли мы с такими трехчастными романами? (Да, встречались. Это «Божественная комедия» Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад- чистилище-рай. Выходит, можно предположить, и поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именно такой. Наверное, он хотел провести героя именно этой дорогой. Зачем?)

  • -Вот подумаем все вместе, попытаемся ответить на этот вопрос.



  • Фиксация вопроса на доске.

  • -Может быть, стоит обратиться к личности самого автора? Что отличает его от тех писателей, с которыми вы познакомились? (Прежде всего то, что Гоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он все больше и больше ощущал прилив некой божественной силы, которая не покидала его в процессе написания произведения. И в этом он видел тайный смысл. Ведь так же, как и Пушкин, он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокое предназначение пророка. Тогда и поэма «Мертвые души» - произведение пророческое.)

  • -Попытаемся глазами Гоголя посмотреть на тот мир, который был перед ним. Будучи человеком честным, умным, религиозным, чувствительным, что он мог видеть?

  • -Давайте попробуем соединить все ваши высказывания в единую мысль - что получится.(Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.)



  • Вот мы и подошли к главному. Попытаемся ответить на вопрос, на какие грехи указывал Гоголь, что он имел в виду? (Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдится своей жизни и своих поступков. Живут как живут.)

  • Я подскажу вам. Одним из самых тяжких грехов православная церковь считает заблуждение ума. Не кажется ли вам, что гоголевские герои заблуждаются, думая, что живут правильно? И вообще, какое зло они несут в себе?

  • Есть ли в этом мире пошлости что-то светлое, хотя бы частичное обращение к свету? (Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. А ведь мы уже говорили, что это ложные ценности.)

  • Работа с текстом произведения

  • -Назовите конкретно по тексту эти ложные ценности. (Это и книга у Манилова, с закладкой на 14-й странице, это и знание о мире через голландские рубашки и французское мыло у Чичикова. Зато сколько выпито, съедено, сколько разговоров о копейках и рублях! Да это же целая среда обитания, это мир плотный, заполненный предметами. К этим вещам человек как бы пришит. Превзошел всех Плюшкин со своей знаменитой “кучей”. Кажется, это конечный результат мира серости.)



  • - А теперь скажите, для чего Гоголь дает такие подробности? Наверное, не зря он это делает? (Он дал понять, что же в мире считается главным. Душа здесь отсутствует. Вот теперь понятно, почему мы не встретили в произведении ни одного красивого человека. В такой среде обитания чаще всего «ни то ни сё», «не то баба, не то мужик», «старухи, держащие голову несколько набок, в чепцах и с фланелью на шее».)

  • - Действительно, откуда здесь взяться здоровому телу, если поражена душа?

  • Вывод 1-й на доске:

  • - Итак, подведем итоги наших исследований:



  • - Проследим дальше за мыслью Гоголя. О чем рассуждает он? ( Он переходит дальше к рассуждению вообще о человеческой глупости на разных ступенях жизни человека и в разные времена.)

  • - Покажите это на примерах («….иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка»; «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане»; мне кажется, что я встречаю таких людей и в нашей жизни.)

  • -Вот в этом-то и ключик. Зло всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости, торжествует и сегодня и убивает постепенно живую душу. В этом Гоголь действительно пророк.

  • Вывод 2-й на доске:



  • -А посмотрите, как установлены пространственно-временные отношения в мире гоголевских героев? Не кажутся ли они вам несколько необычным? (Да, когда читаешь книгу, то ходишь будто бы по кругу.)

  • -Назовем это замкнутым пространственным, где царят бездорожье, непролазная грязь, порой не видно ни зги.

  • - А как живет каждый персонаж, отдельно взятый?

  • -А как главный герой? Каким вы его видите?

  • -Следует заметить, что границы эти иллюзорны, точно так, как и сами «царства-государства». И жизнь в них иллюзорна, призрачна. Заметили ли вы это?

  • -Вот это и есть призрачность существования.

  • -Итак, заканчивается поездка Чичикова комнатой Плюшкина, в которой было холодно, как в погребе, нежилым повеяло. А на улице в это время?

  • -А как же приспособились к этой жизни сами герои? Что мы здесь видим?

  • -Выходит, что у каждого и свое время годф. Оно тоже призрачно. Нет реальности времени внутри этих царств.



  • Вывод 3-й на доске:



  • -Так что же. Они вечны? Попытаемся ответить на вопрос, обратившись к названию поэмы. Подумаем, что значит «Мертвые души»? Что надо понимать под словом «душа»? Теперь мы уже точно говорим, что человек состоит не только из тела, но и души. Должен ли человек, погрязший в грехах материального мира, все-таки вспомнить о божественной душе своей и воскреснуть? Что вкладывает в смысл названия Гоголь? Может, это те самые мертвые души, которые он скупает у помещиков, а может, это символ живых душ помещиков, погрязших в самом страшном грехе-»заблуждении ума»?

  • -Приведите такие примеры.

  • Вывод 4-й на доске:



  • -А сам Чичиков, кто он такой? На линии развития сюжета - понятно. А если всмотреться? Что о нем только не говорят чиновники: и разбойник Ринальдо Ринальдино, и подделыватель ассигнаций, и переодетый капитан Копейкин или даже сам Наполеон. А в народе ходили слухи об антихристе.

  • Вывод 5-й на доске:



  • -Да, Гоголь дает человечеству надежду на спасение. Еще древнерусские книжники отмечали, что русские святые, пророки влияют на ход мировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точки зрения становится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд – сверху: «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудесного, прекрасного далеко». Исчезнет зло, пройдут «грядущие дожди», и возвысится Русь перед другими народами и государствами.

  • Как видите, с одной стороны, Гоголь – пророк, с другой – миссионер. Он пришел, чтобы сказать Слово и с надеждой ждал его воплощения. Он торопил время. Ему хотелось побыстрее очистить Русь оь зла.

  • -Задание для учеников, имеющих повышенный уровень подготовки.

  • Предположите содержание II и III (ненаписанных) частей книги «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

  • -Домашнее задание.

  • Литература.

  • Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. –М. – Л.: Художественная литература,1959.

  • Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Комментарий: Пособие

  • для учителя. – Л.: Просвещение,1974.