Главная страница

Пояснительная записка Рабочая тетрадь по обществознанию для проверочных работ представляет собой комплекс учебных заданий по курсу «Обществознание»


Скачать 235.18 Kb.
Название Пояснительная записка Рабочая тетрадь по обществознанию для проверочных работ представляет собой комплекс учебных заданий по курсу «Обществознание»
Дата 29.02.2016
Размер 235.18 Kb.
Тип Пояснительная записка

Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по обществознанию для проверочных работ представляет собой комплекс учебных заданий по курсу «Обществознание» для учащихся 5-х классов к учебнику Л.Н.Боголюбова.

Она включает вопросы и задания, кроссворды, тесты и др. Рабочая тетрадь по обществознанию соответствует программе.

«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Изучение курса обществознания не ограничивается работой с учебником.

Не вызывает сомнения, что наиболее интересное и увлекательное в обществознании – это

не бездумное заучивание или чтение заданных страниц текста, а неустанная работа мысли, размышления, поиски и открытия.

При разработке данного учебного пособия – «Тетради для проверочных работ по обществознанию для учащихся 5-х классов» – я исходила из необходимости:

– сохранения преемственности между ступенями школы;

– обеспечения воспитательного воздействия на формирующуюся личность через создание условий для освоения важнейших элементов гуманистической, нравственной, правовой, экономической, гражданской культуры;

– повышения качества обучения и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Учебное пособие реализует основные концептуальные идеи авторского коллектива лаборатории обществоведческого образования ИОСО РАО под руководством академика РАО Л.Н.Боголюбова.

Материалы пособия, с одной стороны, ориентированы на содержание действующей учебной программы и учебника, а с другой – выходят за их рамки, способствуя расширению кругозора, повышению общекультурного уровня учащихся.

Задания содержат определенный набор различных видов и форм учебных заданий и располагаются в последовательности, соответствующей курсу обществознания в 5 классе, предусмотренным учебным планом. При этом задания постепенно усложняются, ориентируясь на возросший уровень знаний, новые психологические возможности и мыслительные способности учащихся. В завершение каждой главы включены развивающие задания. Они предназначены для формирования универсальных учебных действий: самостоятельно составлять схемы, таблицы; осуществлять поиск необходимой информации; решать познавательные и практические задачи.

Обеспечить хорошие знания учащихся – стремление каждого педагога. Данные дидактические материалы помогут в реализации этой цели.

Тетрадь для проверочных работ по обществознанию для учащихся 5-х классов является важной составной частью учебника. Дидактические материалы направлены на повышение качества обучения, углубление знаний, развитие мышления учащихся, формирование у них УУД.

Главное назначение данного пособия – создать условия для организации на уроках обществознания систематической самостоятельной работы учащихся.

В целях уровневой дифференциации обучения в пособие включены задания различной сложности.

Работа с пятиклассниками строится с учётом того, что они только начали изучать предмет социально-гуманитарного цикла. Каждый параграф учебника рассчитан на два урока.

Тетрадь для проверочных работ по обществознанию состоит из нескольких глав: Введение, «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина».

Каждая глава содержит различные познавательные, практические, самостоятельные задания.

В тетради содержится самое необходимое, важное, используются графические схемы, таблицы, примеры кроссвордов.

Работа с пятиклассниками строится с учётом целевых установок.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период взросления человека, её познавательных интересов;

воспитание уважения к социальным нормам;

освоение системы знаний о человеке, семье, школе, труде, Родине;

овладение умениями познавательной, практической деятельности;

формирование опыта применения полученных знаний при выполнении различных заданий пособия, самостоятельной познавательной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ.


  1. Из имеющегося набора слов составь значение понятия ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ:


Наука, отношения, с окружающим миром, изучающая, общество, его законы, человеческое, человека и его.
Обществознание – это ____________________________________________________________


  1. Составь схему:

НАУКИ

▼ ▼

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

_______________________ _____________________

_______________________ _____________________


  1. Приведи примеры того, что создано природой, а что человеком.


ПРИРОДОЙ: ______________________________________________________________
ЧЕЛОВЕКОМ: ___________________________________________________________

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК.


это _________________________________________________________

_________________________________________________________


  1. Чем первобытный человек отличается от современного человека?





«Первобытный человек» «Современный человек»
Ответ: __________________________________________________________________________________________


  1. Графический диктант.


Ответь на вопросы «да» или «нет», но следующими знаками:
– да ▬▬ – нет
В результате получится график.


  1. Природа – это всё то, что нас окружает.

  2. Науки, которые изучают живую природу, - это общественные науки.

  3. Люди делают всё коллективно, сообща – это общество.

  4. Химия – это общественная наука.

  5. Науки, которые изучают растения и животных, - это естественные науки.

  6. Строительство городов, линий электропередач – это результат деятельности человека.

  7. Астрономия – это общественная наука.


Правильный ответ: ___________________________________________________
3.Почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Продолжи предложение:
Человек в своём развитии проходит через несколько периодов:
_____________________________________________________________________________
5.Из имеющегося набора слов составить значение понятия ПОКОЛЕНИЕ:
Группа людей, оценивающих и мыслящих, сформировавшаяся в одних и тех же, условиях, одинаково, исторических, вокруг них, события, происходящие.
Поколение – это __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Старшее поколение предаёт свой опыт, свои знания, традиции, обычаи младшим, поэтому сохраняется преемственность в человеческой культуре.

6. Дополнить схему:

Человеческая культура



Материальная Духовная ______________________________ ___________________________________ ______________________________ ___________________________________
Запиши слова – ассоциации к понятию «детство»._____________________________________________

Заполни таблицу:


Стадии детства

Чему учится ребёнок

Рождение – 3 года




3 года – 6 лет




6 лет – 12 лет





Дополни таблицу рисунками или своими фотографиями.



Рождение – 3 года



3 года – 6 лет



6 лет – 12 лет











ГЛАВА 2. СЕМЬЯ.


  1. Найди в волшебном прямоугольнике родственников, читать можно по вертикали, по горизонтали и по диагонали.




В

О

П

П

А

С

Ы

Н

О

К

Л

Я

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

Н

И

К

З

А

П

О

А

М

Т

Е

С

Т

Ь

Т

О

Р

М

Е

Д

Е

Д

П

Е

В

М

А

Т

Ь

Д

Е

К

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

З

Я

Т

Ь

Ш

Ь

М

Ы

В

О

Д

С

А

Я

З

Р

Н

Б

Б

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

Б

О

Ч

Е

Р

Ь

Ц

О

З

О

Л

О

В

О

И

А

Е

Т

Ь

В

Д

Я

Д

Я

О

Г

О

Т

Е

Ц

Х

Я

С

В

Е

К

Р

О

В

Ь

Д

Ч

Е

Ж

А

Б

Н

Е

В

Е

С

Т

К

А

И

И

К

Э

Р

А

З

О

Л

О

В

К

А

В

З

М

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

У

Р

И

Н

Б

А

Б

К

А

К

Р

Е

Ш



  1. Используя иллюстративный материал, оформить в тетрадь КОЛЛАЖ о семье.



МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО


  1. Заполнить таблицу, дать определение следующим понятиям:




Детство




Ребёнок




Младенец




Подросток




Закон





  1. Рассмотри рисунки.




Что такое семья?
Семья – это __________________________________________________________________
Чем все семьи похожи?______________________________________________________________
Нужна ли семья ребёнку? _____________________________________________________________




  1. Распредели обязанности в семье:



  1. Узнать, что написано в шифровке, тебе помогут буквы и цифры на звёздах.






1

2

3

4







5

4

6

7

5




8

2

9

10

11

5


ТЕСТ по главе 1 «ЧЕЛОВЕК», по главе 2 «СЕМЬЯ»
1 задание.


Инструкция для учащихся: тест состоит из 10 заданий, из трёх вариантов ответов только один верный.




  1. Наука, изучающая человеческое общество и законы, человека и его отношения с окружающим миром: а) обществознание, б) естествознание, в) история

  2. То, что создано природой: а) машины, б) дома, в) растения

  3. То, что создано человеком: а) орудия труда, б) земля, в) рыбы

  4. Человек в своём развитии проходит через несколько периодов: а) детство, юность, старость; б) детство, зрелость, старость; в) детство, юность, зрелость, старость.

  5. Отличие человека от животного: а) умел изготавливать орудия труда, б) умел разговаривать, в) имеет потребности в пище.

  6. Ребёнок в возрасте от 12 – 16 лет: а) подросток, б) ребёнок, в) младенец

  7. Как называется Международный документ, защищающий права детей:

а) Конвенция о правах ребёнка, б) Билль о правах, в) Семейный кодекс

8. В чём состоит главная обязанность родителей: а) воспитывать своих детей,

заботиться об их развитии, обучении и профессиональной подготовке,

б) содержать своих детей, следить, чтобы были одеты и накормлены, в) содержать

своих детей, следить, чтобы были одеты, накормлены и у них было много

игрушек.

9. Ребёнком называется человек в возрасте до: а) 16 лет, б) 18 лет, в) 14 лет.

10. Стадии детства: а) грудной, ясельный, дошкольный, школьный, б) грудной, ясельный,

школьный, в) ясельный, дошкольный, школьный.

2 задание.

Помогите этим людям сесть на свой стул (стрелками проведи их путь до своего места)






ДЕТСТВО




chair1 Малая группа, объединяющая детей

и родителей



ЧЕЛОВЕК


chair1 Особая стадия развития человека, когда

он познаёт мир, учится быть взрослым




ВОСПИТАНИЕ


chair1 Международная Конституция о

правах ребёнка




СЕМЬЯ


chair1 Человек, не достигший

совершеннолетия – 18 лет




РЕБЁНОК


chair1 Биосоциальное существо,

обладающее даром речи, мышлением,

способностью изготавливать

орудия труда.



КОНВЕНЦИЯ

chair1 Действие взрослых, направленное

на развитие личности ребёнка


ГЛАВА 3. ШКОЛА.



  1. Проверочная работа на усвоение – соединить стрелками: виды письменности из 1 столбика со странами из 2 столбика.




Священное письмо – иероглифы (в какой стране)

НА РУСИ

Алфавит изобрели

КИТАЙ, ЕГИПЕТ

Арабские цифры изобрели

ИНДИЙЦЫ

Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием

КЛИНОПИСЬ

Берестяные грамоты для письма использовали

ФИНИКИЙЦЫ

Письменность жителей Двуречья

КИРИЛЛИЦА




  1. Составить рассказ на тему «Однажды во сне я оказался (лась) в древней школе».




  1. Вставить пропущенные слова:




1.Обучение ______________ начинается ____________ лет.

2. Каждый ___________ обязан закончить ______ классов.

3. Все _____________ обязаны соблюдать __________________ _____________

4. Ученик может пропускать _________только по _________________ причине.

5. По итогам _______ ученики сдают _________________ .




  1. Продолжить пословицы о дружбе:




  • Человек без друзей – что ______________________________________________

  • Нет друга – так ищи, а ________________________________________________

  • Неверный друг – ____________________________________________________

  • Не имей сто рублей, а ________________________________________________

  • Крепкую дружбу и ___________________________________________________

  • Ищи друзей, а _______________________________________________________

  • Для друга ничего ____________________________________________________




  1. Отметьте правильный ответ.



1. Школа необходима:

1. Для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, дети.

2. Для общения.

3. Для подготовки детей к взрослой жизни.

1 –

2. Алфавит изобрели:

1. На Руси.

2. Финикийцы.

3. В Китае.

2 –

3. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общих интересах.

1. Дружба.

2. Общество.

3. Культура.

3 –

4. Кто на нас влияет?

1. Средства Массовой Информации.

2. Родители.

3. Ровесники.

4 –

5. Функция школы:

1. Общение.

2. Обучение.

5 –

6. Какие качества характера помогают быть другом:

1. Зависть.

2. Преданность.

3. Готовность помочь друг другу в любую минуту.

4. Враждебность.

5. Верность.

6 –

7. Люди, живущие одновременно с нами.

1. Друзья.

2. Товарищи.

3. Современники.

7 –



ГЛАВА 4. ТРУД


  1. Заполни схему (используя текст в учебнике на с.70):




2. Труд человека кормит (отгадай загадки и нарисуй орудия труда):



В лес идёшь – домой глядит, из лесу идёшь – в лес глядит.


Зубы имею, а зубной боли не знаю.

Сам с локоток, а борода с веник.

Два братца, одно сердце.



Кто не может жить без моха и без клиньев?

Кто от дыма питается?



3.Проверочная работа – выбрать правильный ответ и поставить «+» в одном из кругов:



  1. Продукт, произведённый на продажу


ТОВАР ЦЕНА РЫНОК РЕМЕСЛО




  1. Деятельность человека, которая требует знаний и умений.


ТОВАР ТРУД УСЛУГИ РЕМЕСЛО




  1. Создание чего-то нового, ценного.


ТРУД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО РЕМЕСЛО


  1. Когда ты идёшь в парикмахерскую, ты пользуешься…


ЗДАНИЕМ РАБОТОЙ УСЛУГОЙ ТРУДОМ




  1. Человек, достигший высокого мастерства в своём деле, вкладывающий в свой труд творчество, смекалку, делающий предметы необычные и оригинальные.


РЕМЕСЛЕННИК МАСТЕР УЧЕНИК ПОДМАСТЕРЬЕ



4.Продолжить пословицы о труде:


  • Труд человека кормит, а ___________________________________________________

  • Горька работа, да _________________________________________________________

  • Без труда ________________________________________________________________

  • Взялся за гуж – не говори, _________________________________________________

  • Делу – время, ____________________________________________________________

  • Каков мастер, ___________________________________________________________



5.Выбери для себя по уровню (знанию) и выполни задание:





ГЛАВА 5. РОДИНА.


  1. Вставить пропущенное слово:


Патриотизм – это ________________ к Родине.
Подбери синонимы к слову «родина». Найди в словаре Даля толкование слов «отечество», «родина».
ОТЕЧЕСТВО – это ____________________________________________________________

РОДИНА – это _______________________________________________________________


  1. Символика (что такое, используй текст учебника на с.95):




ГЕРБ


ГИМН

ФЛАГ




  1. Государственный герб РФ (опиши):











  1. Государственный флаг РФ (нарисуй):












Что означает каждый цвет флага?



  1. Напиши ЭССЕ (небольшое сочинение) на тему «В жизни всегда есть место подвигу».


  1. Расскажи о каком-либо человеке нерусской национальности, который внес свой вклад в развитие культуры России – в науку, литературу, музыку, живопись, архитектуру.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка знаний по главе 5 «РОДИНА»
1 задание – ответь на вопрос «да», «нет»:




  1. Патриот – это человек, любящий своё отечество




  1. Синий цвет флага – цвет чистоты и святости




  1. Гимн – торжественная песнь




  1. Белый цвет флага означал величие




  1. Символ власти монарха – золотой шар с крестом или короной наверху




  1. Геральдика – наука о гербах




  1. Официальные символы России – герб, гимн, флаг




  1. Слово «демократия» означает власть монарха




  1. Граждане РФ обязаны защищать Родину




  1. Принадлежность человека к определённой нации – национальность


2 задание – заполни кроссворд:




5







2

























3

























1




















































4
















7




























6























































По вертикали:

1. Эмблема государства.

3. Символ государства.

5. Правила, обязательные для всех жителей страны.

7. Жезл – один из почётных знаков носителя верховной власти.
По горизонтали:

1. Житель страны.

2. Документ, удостоверяющий личность.

4. Они живут на территории России.

6. Чувство любви к Родине.