Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по обществознанию для проверочных работ представляет собой комплекс учебных заданий по курсу «Обществознание» для учащихся 5-х классов к учебнику Л.Н.Боголюбова.
Она включает вопросы и задания, кроссворды, тесты и др. Рабочая тетрадь по обществознанию соответствует программе.
«Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Изучение курса обществознания не ограничивается работой с учебником.
Не вызывает сомнения, что наиболее интересное и увлекательное в обществознании – это
не бездумное заучивание или чтение заданных страниц текста, а неустанная работа мысли, размышления, поиски и открытия.
При разработке данного учебного пособия – «Тетради для проверочных работ по обществознанию для учащихся 5-х классов» – я исходила из необходимости:
– сохранения преемственности между ступенями школы;
– обеспечения воспитательного воздействия на формирующуюся личность через создание условий для освоения важнейших элементов гуманистической, нравственной, правовой, экономической, гражданской культуры;
– повышения качества обучения и развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Учебное пособие реализует основные концептуальные идеи авторского коллектива лаборатории обществоведческого образования ИОСО РАО под руководством академика РАО Л.Н.Боголюбова.
Материалы пособия, с одной стороны, ориентированы на содержание действующей учебной программы и учебника, а с другой – выходят за их рамки, способствуя расширению кругозора, повышению общекультурного уровня учащихся.
Задания содержат определенный набор различных видов и форм учебных заданий и располагаются в последовательности, соответствующей курсу обществознания в 5 классе, предусмотренным учебным планом. При этом задания постепенно усложняются, ориентируясь на возросший уровень знаний, новые психологические возможности и мыслительные способности учащихся. В завершение каждой главы включены развивающие задания. Они предназначены для формирования универсальных учебных действий: самостоятельно составлять схемы, таблицы; осуществлять поиск необходимой информации; решать познавательные и практические задачи.
Обеспечить хорошие знания учащихся – стремление каждого педагога. Данные дидактические материалы помогут в реализации этой цели.
Тетрадь для проверочных работ по обществознанию для учащихся 5-х классов является важной составной частью учебника. Дидактические материалы направлены на повышение качества обучения, углубление знаний, развитие мышления учащихся, формирование у них УУД.
Главное назначение данного пособия – создать условия для организации на уроках обществознания систематической самостоятельной работы учащихся.
В целях уровневой дифференциации обучения в пособие включены задания различной сложности.
Работа с пятиклассниками строится с учётом того, что они только начали изучать предмет социально-гуманитарного цикла. Каждый параграф учебника рассчитан на два урока.
Тетрадь для проверочных работ по обществознанию состоит из нескольких глав: Введение, «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина».
Каждая глава содержит различные познавательные, практические, самостоятельные задания.
В тетради содержится самое необходимое, важное, используются графические схемы, таблицы, примеры кроссвордов.
Работа с пятиклассниками строится с учётом целевых установок.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период взросления человека, её познавательных интересов;
воспитание уважения к социальным нормам;
освоение системы знаний о человеке, семье, школе, труде, Родине;
овладение умениями познавательной, практической деятельности;
формирование опыта применения полученных знаний при выполнении различных заданий пособия, самостоятельной познавательной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.
Из имеющегося набора слов составь значение понятия ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ:
Наука, отношения, с окружающим миром, изучающая, общество, его законы, человеческое, человека и его.
Обществознание – это ____________________________________________________________
Составь схему:
НАУКИ
▼ ▼
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
_______________________ _____________________
_______________________ _____________________
Приведи примеры того, что создано природой, а что человеком.
ПРИРОДОЙ: ______________________________________________________________
ЧЕЛОВЕКОМ: ___________________________________________________________
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК.
это _________________________________________________________
_________________________________________________________
Чем первобытный человек отличается от современного человека?
«Первобытный человек» «Современный человек»
Ответ: __________________________________________________________________________________________
Графический диктант.
Ответь на вопросы «да» или «нет», но следующими знаками:
– да ▬▬ – нет
В результате получится график.
Природа – это всё то, что нас окружает.
Науки, которые изучают живую природу, - это общественные науки.
Люди делают всё коллективно, сообща – это общество.
Химия – это общественная наука.
Науки, которые изучают растения и животных, - это естественные науки.
Строительство городов, линий электропередач – это результат деятельности человека.
Астрономия – это общественная наука.
Правильный ответ: ___________________________________________________
3.Почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Продолжи предложение:
Человек в своём развитии проходит через несколько периодов:
_____________________________________________________________________________
5.Из имеющегося набора слов составить значение понятия ПОКОЛЕНИЕ:
Группа людей, оценивающих и мыслящих, сформировавшаяся в одних и тех же, условиях, одинаково, исторических, вокруг них, события, происходящие.
Поколение – это __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Старшее поколение предаёт свой опыт, свои знания, традиции, обычаи младшим, поэтому сохраняется преемственность в человеческой культуре.
6. Дополнить схему:
Человеческая культура
Материальная Духовная ______________________________ ___________________________________ ______________________________ ___________________________________
Запиши слова – ассоциации к понятию «детство»._____________________________________________
Заполни таблицу:
Стадии детства
|
Чему учится ребёнок
|
Рождение – 3 года
|
|
3 года – 6 лет
|
|
6 лет – 12 лет
|
|
Дополни таблицу рисунками или своими фотографиями.
Рождение – 3 года
|
3 года – 6 лет
|
6 лет – 12 лет
|
|
|
|
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ.
Найди в волшебном прямоугольнике родственников, читать можно по вертикали, по горизонтали и по диагонали.
В
|
О
|
П
|
П
|
А
|
С
|
Ы
|
Н
|
О
|
К
|
Л
|
Я
|
Р
|
У
|
Ч
|
З
|
Р
|
П
|
Л
|
Е
|
М
|
Я
|
Н
|
Н
|
И
|
К
|
З
|
А
|
П
|
О
|
А
|
М
|
Т
|
Е
|
С
|
Т
|
Ь
|
Т
|
О
|
Р
|
М
|
Е
|
Д
|
Е
|
Д
|
П
|
Е
|
В
|
М
|
А
|
Т
|
Ь
|
Д
|
Е
|
К
|
Л
|
Е
|
Д
|
Е
|
В
|
Щ
|
Г
|
З
|
Я
|
Т
|
Ь
|
Ш
|
Ь
|
М
|
Ы
|
В
|
О
|
Д
|
С
|
А
|
Я
|
З
|
Р
|
Н
|
Б
|
Б
|
Р
|
А
|
Т
|
Е
|
Ч
|
С
|
В
|
Е
|
К
|
О
|
Р
|
А
|
Н
|
Б
|
О
|
Ч
|
Е
|
Р
|
Ь
|
Ц
|
О
|
З
|
О
|
Л
|
О
|
В
|
О
|
И
|
А
|
Е
|
Т
|
Ь
|
В
|
Д
|
Я
|
Д
|
Я
|
О
|
Г
|
О
|
Т
|
Е
|
Ц
|
Х
|
Я
|
С
|
В
|
Е
|
К
|
Р
|
О
|
В
|
Ь
|
Д
|
Ч
|
Е
|
Ж
|
А
|
Б
|
Н
|
Е
|
В
|
Е
|
С
|
Т
|
К
|
А
|
И
|
И
|
К
|
Э
|
Р
|
А
|
З
|
О
|
Л
|
О
|
В
|
К
|
А
|
В
|
З
|
М
|
Ь
|
Ю
|
Ж
|
Н
|
Ш
|
У
|
Р
|
И
|
Н
|
Б
|
А
|
Б
|
К
|
А
|
К
|
Р
|
Е
|
Ш
|
Используя иллюстративный материал, оформить в тетрадь КОЛЛАЖ о семье.
МОЯ СЕМЬЯ – МОЁ БОГАТСТВО
Заполнить таблицу, дать определение следующим понятиям:
Детство
|
|
Ребёнок
|
|
Младенец
|
|
Подросток
|
|
Закон
|
|
Рассмотри рисунки.
Что такое семья?
Семья – это __________________________________________________________________
Чем все семьи похожи?______________________________________________________________
Нужна ли семья ребёнку? _____________________________________________________________
Распредели обязанности в семье:
Узнать, что написано в шифровке, тебе помогут буквы и цифры на звёздах.
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
5
|
4
|
6
|
7
|
5
|
|
8
|
2
|
9
|
10
|
11
|
5
|
ТЕСТ по главе 1 «ЧЕЛОВЕК», по главе 2 «СЕМЬЯ»
1 задание.
Инструкция для учащихся: тест состоит из 10 заданий, из трёх вариантов ответов только один верный.
|
Наука, изучающая человеческое общество и законы, человека и его отношения с окружающим миром: а) обществознание, б) естествознание, в) история
То, что создано природой: а) машины, б) дома, в) растения
То, что создано человеком: а) орудия труда, б) земля, в) рыбы
Человек в своём развитии проходит через несколько периодов: а) детство, юность, старость; б) детство, зрелость, старость; в) детство, юность, зрелость, старость.
-
Отличие человека от животного: а) умел изготавливать орудия труда, б) умел разговаривать, в) имеет потребности в пище.
Ребёнок в возрасте от 12 – 16 лет: а) подросток, б) ребёнок, в) младенец
Как называется Международный документ, защищающий права детей:
а) Конвенция о правах ребёнка, б) Билль о правах, в) Семейный кодекс
8. В чём состоит главная обязанность родителей: а) воспитывать своих детей,
заботиться об их развитии, обучении и профессиональной подготовке,
б) содержать своих детей, следить, чтобы были одеты и накормлены, в) содержать
своих детей, следить, чтобы были одеты, накормлены и у них было много
игрушек.
9. Ребёнком называется человек в возрасте до: а) 16 лет, б) 18 лет, в) 14 лет.
10. Стадии детства: а) грудной, ясельный, дошкольный, школьный, б) грудной, ясельный,
школьный, в) ясельный, дошкольный, школьный.
2 задание.
Помогите этим людям сесть на свой стул (стрелками проведи их путь до своего места)
ДЕТСТВО
|
Малая группа, объединяющая детей
и родителей
|
ЧЕЛОВЕК
|
Особая стадия развития человека, когда
он познаёт мир, учится быть взрослым
|
ВОСПИТАНИЕ
|
Международная Конституция о
правах ребёнка
|
СЕМЬЯ
|
Человек, не достигший
совершеннолетия – 18 лет
|
РЕБЁНОК
|
Биосоциальное существо,
обладающее даром речи, мышлением,
способностью изготавливать
орудия труда.
|
КОНВЕНЦИЯ
|
Действие взрослых, направленное
на развитие личности ребёнка
|
ГЛАВА 3. ШКОЛА.
Проверочная работа на усвоение – соединить стрелками: виды письменности из 1 столбика со странами из 2 столбика.
Священное письмо – иероглифы (в какой стране)
|
НА РУСИ
|
Алфавит изобрели
|
КИТАЙ, ЕГИПЕТ
|
Арабские цифры изобрели
|
ИНДИЙЦЫ
|
Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием
|
КЛИНОПИСЬ
|
Берестяные грамоты для письма использовали
|
ФИНИКИЙЦЫ
|
Письменность жителей Двуречья
|
КИРИЛЛИЦА
|
Составить рассказ на тему «Однажды во сне я оказался (лась) в древней школе».
Вставить пропущенные слова:
1.Обучение ______________ начинается ____________ лет.
2. Каждый ___________ обязан закончить ______ классов.
3. Все _____________ обязаны соблюдать __________________ _____________
4. Ученик может пропускать _________только по _________________ причине.
5. По итогам _______ ученики сдают _________________ .
|
Продолжить пословицы о дружбе:
Человек без друзей – что ______________________________________________
Нет друга – так ищи, а ________________________________________________
Неверный друг – ____________________________________________________
Не имей сто рублей, а ________________________________________________
Крепкую дружбу и ___________________________________________________
Ищи друзей, а _______________________________________________________
Для друга ничего ____________________________________________________
Отметьте правильный ответ.
1. Школа необходима:
|
1. Для передачи знаний, умений, которыми владеют взрослые, дети.
2. Для общения.
3. Для подготовки детей к взрослой жизни.
|
1 –
|
2. Алфавит изобрели:
|
1. На Руси.
2. Финикийцы.
3. В Китае.
|
2 –
|
3. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общих интересах.
|
1. Дружба.
2. Общество.
3. Культура.
|
3 –
|
4. Кто на нас влияет?
|
1. Средства Массовой Информации.
2. Родители.
3. Ровесники.
|
4 –
|
5. Функция школы:
|
1. Общение.
2. Обучение.
|
5 –
|
6. Какие качества характера помогают быть другом:
|
1. Зависть.
2. Преданность.
3. Готовность помочь друг другу в любую минуту.
4. Враждебность.
5. Верность.
|
6 –
|
7. Люди, живущие одновременно с нами.
|
1. Друзья.
2. Товарищи.
3. Современники.
|
7 –
|
ГЛАВА 4. ТРУД
Заполни схему (используя текст в учебнике на с.70):
2. Труд человека кормит (отгадай загадки и нарисуй орудия труда):
В лес идёшь – домой глядит, из лесу идёшь – в лес глядит.
|
Зубы имею, а зубной боли не знаю.
|
Сам с локоток, а борода с веник.
|
Два братца, одно сердце.
|
Кто не может жить без моха и без клиньев?
|
Кто от дыма питается?
|
3.Проверочная работа – выбрать правильный ответ и поставить «+» в одном из кругов:
Продукт, произведённый на продажу
ТОВАР ЦЕНА РЫНОК РЕМЕСЛО
Деятельность человека, которая требует знаний и умений.
ТОВАР ТРУД УСЛУГИ РЕМЕСЛО
Создание чего-то нового, ценного.
ТРУД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО РЕМЕСЛО
Когда ты идёшь в парикмахерскую, ты пользуешься…
ЗДАНИЕМ РАБОТОЙ УСЛУГОЙ ТРУДОМ
Человек, достигший высокого мастерства в своём деле, вкладывающий в свой труд творчество, смекалку, делающий предметы необычные и оригинальные.
РЕМЕСЛЕННИК МАСТЕР УЧЕНИК ПОДМАСТЕРЬЕ
4.Продолжить пословицы о труде:
Труд человека кормит, а ___________________________________________________
Горька работа, да _________________________________________________________
Без труда ________________________________________________________________
Взялся за гуж – не говори, _________________________________________________
Делу – время, ____________________________________________________________
Каков мастер, ___________________________________________________________
5.Выбери для себя по уровню (знанию) и выполни задание:
ГЛАВА 5. РОДИНА.
Вставить пропущенное слово:
Патриотизм – это ________________ к Родине.
Подбери синонимы к слову «родина». Найди в словаре Даля толкование слов «отечество», «родина».
ОТЕЧЕСТВО – это ____________________________________________________________
РОДИНА – это _______________________________________________________________
Символика (что такое, используй текст учебника на с.95):
Государственный герб РФ (опиши):
Государственный флаг РФ (нарисуй):
-
-
-
-
Что означает каждый цвет флага?
Напиши ЭССЕ (небольшое сочинение) на тему «В жизни всегда есть место подвигу».
Расскажи о каком-либо человеке нерусской национальности, который внес свой вклад в развитие культуры России – в науку, литературу, музыку, живопись, архитектуру.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка знаний по главе 5 «РОДИНА»
1 задание – ответь на вопрос «да», «нет»:
Патриот – это человек, любящий своё отечество
Синий цвет флага – цвет чистоты и святости
Гимн – торжественная песнь
Белый цвет флага означал величие
Символ власти монарха – золотой шар с крестом или короной наверху
Геральдика – наука о гербах
Официальные символы России – герб, гимн, флаг
Слово «демократия» означает власть монарха
Граждане РФ обязаны защищать Родину
Принадлежность человека к определённой нации – национальность
2 задание – заполни кроссворд:
-
-
-
-
По вертикали:
1. Эмблема государства.
3. Символ государства.
5. Правила, обязательные для всех жителей страны.
7. Жезл – один из почётных знаков носителя верховной власти.
По горизонтали:
1. Житель страны.
2. Документ, удостоверяющий личность.
4. Они живут на территории России.
6. Чувство любви к Родине.
|