«Развитие познавательной сферы дошкольника через ознакомление
с природой».
Подготовила:
Полякова Заряна Сергеевна
2015 год
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
Роль природы в формировании личности дошкольника………………5
Методы и приемы, развивающие познавательный интерес дошкольников в процессе ознакомления с природой………………….8
Создание условий для развития познавательного интереса детей….. 15
Работа с родителями по ознакомлению дошкольников с природой….18
Заключение……………………………………………………………………....21
Список литературы……………………………………………………………...22
Введение.
Многие родители хотят, чтобы их дети росли любознательными, умными, сообразительными. Как этого добиться? Что для этого нужно? Некоторые считают, что если ребенок научился читать, считать, печатать буквы до школы, то серьезных проблем в обучении не возникнет. Но многочисленные наблюдения и анализ учебной деятельности 7-8 лет доказывают, что такая подготовка ребенка к школе не оказывает решающего влияния на успешность последующего его обучения.
Главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Учебная деятельность младшего школьника будет успешной в том случае, если он сможет управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что надо сделать. Очень важно умение последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества не менее важны. Чем умение читать и писать. Их необходимо развивать в первую очередь.
Психика дошкольника в целом отличается повышенной восприимчивостью (сензитивностью) к обучающему воздействию со стороны окружающих взрослых.
Экспериментальные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показывают, что старший дошкольник может продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания. В этом возрасте дети проявляют активность и стремление учиться, т.е., сознательно овладевают теми способами игровых и учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Ребенок 5-6 лет уже может развивать свои способности и те личностные качества, которые определяют его успешность в предстоящей учебной деятельности, его социальную активность.
Наука педагогика в результате столь длительного периода развития предлагает нам сегодня великое множество средств и способов для развития познавательной сферы дошкольников, речь пойдет об одном из них – ознакомлении с природой.
1. Роль природы в формировании личности дошкольника.
Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, и поступки. Об этом писал В.Сухомлинский: «Годы детства – прежде всего воспитание сердца». Великий педагог справедливо считал: необходимым вводить детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». (1, с. 309)
Мнение выдающегося педагога, мною взято за основу обозначенного направления воспитательно-образовательной деятельности.
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развитию логического мышления.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное, влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребенку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.
Начиная работу в данном направлении, я преследовала конкретную цель: дать детям расширенные знания о природе, учить замечать прекрасное в природе, прививать любовь к природе, учить заботиться о ней. Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);
знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);
приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).
использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;
воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.
Решение данных задач станет обязательным этапом в подготовке дошкольника к обучению и окажет положительное влияние на развитие его познавательной сферы.
2. Методы и приемы, развивающие познавательный интерес дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Счастье – это быть с природой,
Видеть ее, говорить с ней.
(Л.Н.Толстой).
Родная природа – это лучший источник, из которого ребенок черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паучка в цветной траве, трудолюбивого муравья на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть и, если возможно, попробовать на вкус. И моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого, - в ближайшем окружении.
На базе новых знаний и представлений у детей появляется желание больше узнать о родной природе. Красива она во все времена. И, тем не менее, можно заметить равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любят играть под деревьями, они укрывают их от дождя, защищают от яркого солнца, но при этом дети не замечают какие разные у дерева листочки, и как они шелестят при дуновении ветра. Мало кто из детей любуется только что распустившимся цветком, его яркой окраской. Цель моей работы: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Для того чтобы дети стали участниками, творцами, я привлекаю их к озеленению участка, к уходу за комнатными растениями, к свершению пусть даже небольших поступков по спасению живых природных объектов (спасти птенца от кошки, перевязать надломленную ветку березы, огородить муравейник и пр.). При этом я широко использую игровые приемы.
В процессе сюжетно-ролевой игры, я опираюсь на игровой опыт воспитанников, на прочитанные ранее художественные произведения, на полученные знания в результате планомерной образовательной деятельности. Иначе говоря, в определенных условиях мои воспитанники занимаются, как им кажется, знакомым для них видом деятельности, но так как природа всегда неповторима в своем проявлении, каждый раз дети получают новые впечатления, узнают что-то новое, делают маленькие открытия и с блеском в глазах рассказывают о них. Все это, несомненно, развивает интерес к познанию и словесную память, так как запоминание слов является необходимым условием выполнения дошкольником взятой на себя роли. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее. В игре ребенок становится личностью
На прогулках, экскурсиях, во время наблюдений или трудовой деятельности, я использую прием литературный герой, на разных занятиях они приходят из разных книг и становится связующим звеном: синичка Зинька из расскоза В.Бианки, заяц Русачок из произведения В.Заходера и другие. При создании игровой ситуации, опираюсь на поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в условиях той обстановки, где в данный момент находятся мои воспитанники. Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры, общается с ними, оказывает необходимую помощь.
Большой интерес у детей на занятиях вызывает Лесовичок (в роли которого выступаю я сама, в разное время года, одеваясь соответственно), он рассказывает об обитателях леса с показом иллюстраций, о первых цветах (садовых и полевых). Таким образом, прием театрализации способствует расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни и т.п., помогает раскрыть секреты природы и зажечь интерес к более глубокому познанию. Именно этот прием способствует раскрепощению ребенка, появлению уверенности в себе, развивает умение задавать вопросы и, прилагая усилия, пытаться ответить на них, что так важно для завтрашнего школьника.
Дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивается способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать. Подобные приемы предоставляют возможность дошкольнику быть активным и самостоятельным.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В.А.Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
В ситуации игры я сотрудничаю с детьми на равных, и это делает их более ответственными и самостоятельными. Свою роль в этом виде деятельности я вижу в том, чтобы заинтересовать играющих, «зажечь» на игру, поэтому организую игры, порой выдумываю их сама, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. Самое главное во время игровых занятий – обязательно отмечать все достижения воспитанника и не акцентировать недостатки, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
Словесные игры являются неотъемлемой частью экскурсий и особенно послеэкскурсионной работы, здесь импровизация не знает границ и часто игра приобретает форму командной, викторины или диспута, в котором дети эмоционально доказывают правоту своих высказываний. Словесная игра «Хорошо или плохо?» Хорошо или плохо нарвать букет ландышей или ромашек?
Хорошо: Плохо:
- красивые цветы; - быстро вянут;
- можно подарить; - большие букеты вредят природе;
- приятно пахнут; - вызывают аллергию;
- придают в доме уют. - лес останется пустым.
Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают, при ознакомлении с природой.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения Вопросы, возникающие в ходе экспериментирования, заставляют ребят думать, сопоставлять, анализировать.
Большая часть дидактических игр направлена на развитие мышления дошкольника, т.к. решение мыслительных задач требует раскрытия строения предметов, их взаимного пространственного расположения, связи с окружающими его объектами. Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку" помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.
Особенность интеллектуального развития дошкольника такова, что без его заинтересованности невозможно восприятие новых знаний, поэтому разбудить в моих воспитанниках познавательный интерес считаю своей первостепенной задачей. Данную задачу я поставила во главу, разработав цикл тем образовательной деятельности: «Птицы», «Жизнь диких зверей», «Лесной доктор», «Лес – наше богатство». В каждом из них на доступном уровне я даю детям представление о взаимосвязях в природе. Знакомство с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей, значение зеленых насаждений в жизни человека, многообразие растительного и животного мира – единая цепь явлений в природе, цепь, которая будет разрушена при неполадках в одном из звеньев. Подобные занятия способствуют развитию восприятия, пониманию закономерностей, лежащих в основе всего живого.
Образовательная деятельность на темы: «Куда исчезла вода?», «Сыплем, лепим», «Как увидеть воздух?», «Какого цвета снег», «Что вырастет из зернышка?» была нацелена на ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Дети получили правильное представление об окружающем мире, а при использовании приемов экспериментирования, при постановке несложных опытов, мои воспитанники проявляли невероятную активность и бесконечную заинтересованность в открытиях для себя секретов Царицы Природы.
Используя в своей работе методы и приемы, способствующие усвоению материала детьми, я даю им представление о совсем недетских проблемах:
Защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
Сохранение многообразия видов цветов занесенных в Красную книгу;
Охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Пониманию и осмыслению столь сложных проблем способствуют ежедневные наблюдения за объектами природы, явлениями, трудом взрослых и планомерные экскурсии, которым придаю особое значение.
В старшей группе со своими воспитанниками я провела цикл экскурсий к природным объектам в разное время года: «Путешествие в рощу», «Прогулка к водоему» и др. Верно говорят: лучше один раз увидеть. От похода к походу дети проявляли все больший интерес к встрече с природными объектами, учились сравнивать, анализировать, старались объяснить увиденные явления, объясняя взаимосвязями, о которых узнавали в ходе образовательной деятельности.
Свои впечатления от экскурсий, наблюдений, прогулок ребята выражают в творческих работах. Этот прием в расширении познавательного интереса своих воспитанников я считаю не менее значительным. В своих рисунках, аппликациях, лепке и поделках из природного материала они раскрываются как творцы, изображают то, что им больше всего понравилось, домысливают, фантазируют и порою бывают сами удивлены результатам творений собственных рук. Всё это повышает интерес детей к наблюдениям, способствует развитию наблюдательности, заставляет ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах. Творческий процесс завлекает детей, насыщает чувствами, эмоциями, пробуждает желание снова и снова узнавать, экспериментировать, действовать Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорили сами за себя: совершенствовалась речь, навыки практической деятельности, увеличивался кругозор и развивался познавательный интерес.
Для лучшего усвоения материала, совместно с детьми оформила альбомы с иллюстрациями и художественными высказываниями и правилами поведения в природе: «Лес - богатство нашего края», «Что растет на лугу?». Оформила папку-передвижку «Растения Красной книги родного края».
С целью углубленного изучения темы "Домашние и дикие животные" изготовила мини-макеты "Скотный двор" и "Лесная поляна", здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных. Изготовленные пособия дети активно используют в самостоятельной, а также, в ходе организованной образовательной деятельности
Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых они не оставляют равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих в процессе развития познавательного интереса дошкольников, таково мнение доктора педагогических наук Н.А.Рыжовой, и я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, ассоциируют их с образом человека, пытаются характеризовать их как человека, но, в то же время, узнают об особенностях жизни животных, повадках, проблемах выживания в естественной среде.
Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного, а это значит – больше рассматривать, наблюдать, познавать, интересоваться.
3. Создание условий для развития познавательной сферы дошкольников.
Уголок природы.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, будит в нем интерес узнать что-то новое. Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Уголок природы имеет огромное значение для воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность способствуют развитию конкретных представлений о растениях. В-третьих, привлечение детей к уходу за цветами закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения ко всему живому. В-четвертых, красивые и здоровые растения влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
Дети ежедневно, под моим руководством систематически наблюдают и ухаживают за комнатными растениями (поливка, мытье листьев, рыхление, удаление сухих листьев). Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. В ходе образовательной деятельности на тему «Сравнение комнатных растений» (герань и хлорофитум), дети овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями ( окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). В процессе систематического ухода за растениями у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к цветам, укрепляя, таким образом, интерес к природе, настойчивость в достижении результата.
К сожалению, в нашем детском саду нет возможности разбить огород на участке, поэтому в определенный период года маленький огород появляется на окне в групповой комнате. На занятиях дети самостоятельно сеют семена огурцов, укропа, сажают лук. Выращивание овощных культур дает возможность детям в течение года наблюдать за ростом и развитием растений и получать свежие овощи зимой и ранней весной. Каждому ребенку предоставляется возможность самому проделать весь несложный процесс посева (рассмотреть, посадить и полить). Кроме того ведется календарь зарисовок растений, где ребята сами рисуют с натуры растение, через определенные промежутки времени (наличие листиков, цветов, усиков, плодов).
Чтобы привлечь внимание детей, вызвать эмоциональную отзывчивость. Провела с детьми занятие-развлечение на тему: «Вот веселый огород, что здесь только не растет!», цель которого: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. С особым азартом ребята отгадывали загадки, играли в игры: «Опиши, я отгадаю», «Кто знает, пусть продолжает», «Угадай на вкус», «Найди овощи, которые можно есть сырыми», разгадывали кроссворд, вспоминали интересные физкультминутки, рассказывали стихи об овощах.
Не имея возможности содержать животных в уголке природы, мы рассматриваем их на прогулке, используем картинный материал и игрушки. В ходе образовательной деятельности я с успехом применяю игры- перевоплощения, дидактические игры: «Угадай, кто я?», «Море волнуется раз…», «Кто как кричит?», «Третий лишний», «Повторяй друг за другом» и др.; рисование животных по трафаретам; чтение сказок и стихотворений: «Кот, петух и лиса», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк», И. Демьянов: «Зимующие птицы», «Снегири», Первая прогулка» и др.
Участок детского сада.
Результативность образования и воспитания во многом зависит от условий, в которых находится ребенок. Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – одно из важнейших условий организации работы с детьми. На участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.
На территории нашего детского сада при поддержке сотрудников станции юных натуралистов создан эколого-развивающий комплекс: более 20 разновидностей деревьев и кустарников. Такое преобразование природной среды способствовало ее активному использованию в воспитательно-образовательном процессе.
Например, на площадке природы, которая расположена за групповыми участками, находятся лужайка, уголок отдыха, цветники и разнообразие деревьев и кустарников, в том числе и плодоносных (шиповник, яблоня, жимолость и др.) Я регулярно прихожу сюда с детьми, чтобы наблюдать за цветущим лугом и прилетающими на него насекомыми, в ходе поисково-опытнической деятельности найти ответы на интересующие вопросы. Здесь мы сравниваем растения в парах: ель и сосна; хвойное дерево и лиственное (сосна и дуб); соцветие на яблони и на жимолости; кустарник и дерево и т.д. Решаем познавательные (развитие растения от семени до семени; видовое разнообразие растений), эстетические (любование плодовыми деревьями в разное время года) и природоохранные (обучение трудовым навыкам по выращиванию растений, уходу ха ними) задачи.
Непосредственно на нашем групповом участке разбиты цветники, оборудована беседка с вертикальным озеленением, в создании всего этого мои воспитанники принимали активное участие. Здесь имеется место для разнообразных игр с песком, водой, глиной и т.д.
Уже в старшем дошкольном возрасте я привлекаю своих воспитанников не только к выполнению определенных действий, но и к их планированию. Вместе с детьми мы обсуждаем, как лучше разместить оборудование, где высадить те или иные растения, что мы сможем получить в результате терпеливого ухода за растениями, как мы будем использовать полученные плоды: ягоды, шишки, желуди, орехи, семена растений, засушенные листья. Выстраивая таким образом работу на участке, я стремлюсь развить в своих воспитанниках способность к планированию своих действий, активное воображение, формированию более высокого уровня абстракции и обобщения, теоретического мышления. Я уверена, что мои воспитанники станут активными и инициативными школьниками и используемые мною приемы работы будут способствовать бескризисному переходу от игровой деятельности к учению.
4. Работа с родителями по ознакомлению дошкольников с природой.
Сегодня родители – полноценные участники воспитательно-образовательного процесса, но, не для кого не секрет, что многие из них не имеют педагогического образования и, к сожалению, пассивны в проявлении интереса к воспитанию детей. И в этой ситуации огромную роль может сыграть человек, которому взрослые люди доверяют своих детей – воспитатель. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
в-третьих, активизировать и обогатить воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в ежедневных беседах стремлюсь помочь родителям адекватно оценить развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, увидеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, освоить методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители имеют возможность быть свидетелями образовательной деятельности, участвуют в совместных мероприятиях, являются инициаторами помощниками в воспитательно-образовательном процессе. Суть моих рекомендаций родителям сводится к следующему:
- меньше учите, больше делитесь;
- поощряйте поисковую активность детей;
- активизируйте внимание ребёнка;
- учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе;
- знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным;
Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
С целью формирования у детей бережного отношения к природе, ознакомления с разумными правилами поведения в природе оформила для родителей цикл консультаций «Полюбим природу и сбережем!» Согласна со словами И.С.Соколова - Микитова: «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства».
Планируя работу с родителями, именно в этом больше всего хочется их убедить, привлечь их к участию, не остаться равнодушными к результатам воспитания своих малышей. Так непосредственными участниками образовательной деятельности на тему: «Волшебница-Водица», цель которого: расширить знания участников о воде, ее поистине волшебных свойствах и значении в жизни человека, стали дети вместе с родителями. Приятно отметить, что даже взрослые открыли для себя много нового и интересного, были высказаны пожелания о продолжении практики подобных мероприятий.
Активное участие родители (вместе с детьми) приняли в подготовке игры-путешествия «Посещение зоопарка». Дети принесли игрушки, изображающие различных животных, вместе с родителями построили клетки и загоны, соорудили пруд с оградой для водоплавающих птиц. Дома сочинили небольшие рассказы – каждый о своем животном (что животные едят, какие у них повадки, характер). В ходе игры, дети узнали о животных, которые занесены в Красную книгу (белый медведь, уссурийский тигр, снежный барс и др.) где они живут, почему их так мало, и как их охраняют.
Хорошим результатом своей работы считаю то, что совместно с родителями было принято решение и, впоследствии, оформлен альбом «Наши домашние любимцы», который стал самым востребованным методическим пособием при обучении рассказыванию и ознакомлении с жизнью животных.
Заключение.
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле… Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в ней нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность… Обращайтесь … к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому» . /К.Д.Станиславский/ Мудрые, проникновенные слова, воспевающие чудо-природу. Было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека великого учителя – Природу. Более совершенного дидактического пособия, чем естественные природные объекты, трудно себе представить.
В своей педагогической деятельности я использую те возможности, которые открываются передо мной в процессе ознакомления дошкольников с природой. Я стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, творчески применяю традиционные приемы воспитания и образования своих воспитанников при ознакомлении с природой. Формирую у детей представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, животных, растениях, живущих на земле, о правилах и обязанностях людей по отношению к природе. По результатам периодически проводимых срезов и мониторинга, очевиден результат моего труда:
- дети проявляют интерес к ознакомлению с природой;
- повышается творческая активность;
- развивается самостоятельность, инициативность; дети быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого.
Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой – не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес, стремление к успеху.
Список литературы
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.
2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.
3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.
4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.
5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.
6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.
8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.
9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.
10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.
11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.
12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43-49.
|