Главная страница

Как разбудить в ребенке желание читать?


Скачать 41.77 Kb.
Название Как разбудить в ребенке желание читать?
Дата 23.03.2016
Размер 41.77 Kb.
Тип Документы

КАК РАЗБУДИТЬ В РЕБЕНКЕ ЖЕЛАНИЕ ЧИТАТЬ?

У родителей часто возникает вопрос, как научить ребенка читать. Предлагаю вам методы и советы, которые вам в этом помогут.

Есть этап технического чтения, что называется «голый» навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной. Советуем несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое – то есть сам еще читать не хочет и по-настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

  • Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия! Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать –ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

  • Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

  • Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

  • Берите для первого чтения только подходящие книжки- яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах- их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находиться на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интересный текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте. А потом у отца / у домашних/ категорически «нет времени» на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится и прочитает ему... Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать. И читают с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.
Метод искры Даунис /детского психолога/

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлесона, где он всего в двух крупных строчках сообщает, что его любит и хочет с ним дружить. А подарок для него находиться там то и там то. Подарок в нужном месте находиться. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говориться, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длинеее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод неграмотной татарской женщины.

У одной татарской женщины достаточно смышленый сын в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка- баба Катя. И мальчик решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать – плохо и с ошибками. Баба Катя решила по воспитывать соседского мальчика «Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись, как следует, тогда и хвались».

Что тут стало с матерью! «Зачем ты обижаешь моего ребенка? Бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!) И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием.»Я ее выгнала- рассказала она. И сказала этой бабе Кате – не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне»

Дальше –больше. Мать зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. «Тогда,- объясняла она сыну - ручки меньше болят». Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери: «Ты чего мама, плачешь?»

- Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь ученым и много книжек прочитаешь.

- Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать. Когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. А сейчас сын стал очень хорошим математиком.

Советы родителям

  • Определите для книг заметное место в квартире

  • Создать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый простой из них, но в то же время бесценный, -это чтение малышу перед сном. Сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим.

  • Включайте в «репертуар» книги, в которых есть узнаваемые для малыша ситуации, непосредственно связанные с его жизнью. Побывали с ним в зоопарке –по свежим следам возьмите для чтения хорошую книгу о животных.

  • Старайтесь при чтении ребенку вслух постепенно превратить его из пассивного слушателя в активного «переработчика» информации. Задавайте по ходу чтения вопросы: как ты думаешь, почему на картинке этот мальчик грустит? И т.д. Время от времени прерывайтесь, чтобы узнать мнение малыша о том, например, что произойдет с главным персонажем книги дальше, и т.п.

  • Если малыш уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день и в определенное время. Поначалу можно быть рядом, просто слушая его или обсуждая прочитанное.

  • Подпишите ребенка на интересный детский журнал. Они с нетерпением будут ожидать каждого номера, а о том, чтобы прочитывался он или самостоятельно, можно договориться заранее.

  • Постарайтесь найти к одной из детских книг соответствующую аудиозапись. Дайте книгу в руки ребенку, включите запись и попросите его следить по тексту, отмечая, где звуковое сопровождение совпадает с текстом, а где не очень. Такая тренировка полезна и для выработки навыка беглого чтения, и для понимания текста.

  • Неплохим стимулом может стать чтение по ролям- вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи. Волей –неволей придется и маленькому упрямцу взять в руки книгу.

Можно рассказать ребенку часть сказки или рассказа (самый интригующий кусочек), а потом сделать вид, что что-то забылось, и попросить ребенка прочитать, на