|
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той
семейной жизнью, какая складывается
намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна,
что впечатления ее постоянны, обыденны, что она действует
незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий,
как воздух, которым мы живем».
А.Н.Острогорский.
«Два человеческих изобретения можно
считать самыми трудными, а именно:
искусство управлять и искусство воспитывать».
И.Кант.
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы.
Каждый человек появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера и другое.
Роза (ребенок)– прекрасный, благородный цветок. Недаром она считается царицей в цветочном мире. Бывает разной и по цвету, и по размерам, но всегда имеет шипы. Требует к себе бережного отношения. Ее легко можно сломать, засушить. Чтобы роза расцвела и радовала глаз, она должна вырасти из здорового семени, ей нужны крепкие корни, благородная почва, ее нужно любить, за ней нужно ухаживать. Любой ребенок прекрасен, как прекрасна любая роза. Ребенок имеет свои недостатки, так же как и роза имеет шипы. «Корнями» ребенка являются: генофонд, состояние здоровья, задатки, характер, семья, социум. Как розу можно легко сломать, засушить, так и в ребенке легко можно убить личность: словом, игнорированием, чрезмерной заботой, неправильным отношением к нему.
КОРМЛЕНИЕ КАШЕЙ (обучение ребенка)
Мама кормит маленького ребенка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать кашу и поднести ее ко рту малышу. Если ребенок не хочет брать кашу в рот, мама начинает играть с ним, развлекать его. При таком способе кормления и время экономится, и нет риска, что все вокруг окажется в каше. На второй картинке ребенок самостоятельно делает, если бы ребенок для первого случая сам станет есть, но перепачкав все: и одежду, и стол, и пол. Мама при этом рядом, лишь присматривая за малышом. Оба способа приведут к результату – ребенок будет накормлен и сыт. Но житейский опыт приобретет лишь второй малыш, который создал столько неудобств маме. Очень часто взрослые создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застегиваем ребенку пуговицы, стираем, готовим, заправляем постель и другое. А через несколько лет сталкиваемся с тем, что ребенок не самостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него все сделают и все решат. Вторая же ситуация требует от нас больше терпения, выдержки, времени - всего того, чего нам так не хватает. Но воспитание можно сравнить со вкладом в банк – что внесешь сегодня, то же получишь с процентами через несколько лет.
МЯЧ НА НАКЛОННОЙ ПЛОСКОСТИ (умственная деятельность)
Чтобы мяч двигался по наклонной плоскости вверх, необходима движущая сила. Эта сила должна быть стабильна и постоянна. В противном случае мяч неизбежно начнет движение в обратную сторону. И тогда, чтобы вернуть его на прежнее место, понадобится дополнительное усилие. В случае если сила будет прежней, мяч будет двигаться с прежней скоростью, но все же отставая от других. Мяч – это умственная деятельность человека. Наш ум требует постоянной загрузки. Недозагрузка умственной деятельности губительна для мозга. Стоит человеку сделать в учебе большой перерыв, и уже становится труднее наверстывать упущенное. Мозг начинает «лениться», и чтобы привести его в движение, необходимо дополнительное усилие, какой-то стимул. Проблемы в обучении часто связаны именно с тем, что когда-то упущенное не было восстановлено. Ребенку что-то непонятно, из-за этого ему становится неинтересно. Получается замкнутый круг, из которого трудно выйти.
Развитие личности происходит в общем «жизненном пути» человека.
(Рубинштейн).
Каждый человек проходит свой путь развития. Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, региона, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Формирование личности в зависимости от типа ведущей деятельности
ПЕРИОД
|
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
ВЕДУЩАЯ СТОРОНА СОЦИАЛИЗАЦИИ
|
Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы»
|
Игра
|
А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
|
Младший школьный возраст (6-11 лет)- этап «мастерства»
|
Учебная деятельность
|
Б- освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности
|
Подростковый (11-14 лет)
|
Общение со сверстниками
|
А- освоение норм отношений между людьми
|
Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения
«мир и я»
|
Учебно-профессиональная деятельность
|
Б-освоение профессиональных знаний, умений
|
Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости»
|
Трудовая деятельность, профессиональная учеба
|
А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально-трудовых умений
|
Факторы, влияющие на развитие ребенка. Каковы же они? И для себя вы можете ответить
Факторы, влияющие на развитие ребенка
|
ДА
|
НЕТ
|
1. Планирование беременности
|
|
|
2. Ожидание ребенка определенного пола
|
|
|
3. Постоянство материнской заботы
|
|
|
4. Режим питания
|
|
|
5. Наказания
|
|
|
6. Поощрения
|
|
|
7. Стиль воспитания
|
|
|
8. Порядок рождения ребенка в семье
|
|
|
9. Имя ребенка. В честь кого его назвали
|
|
|
Небольшой комментарий/ по поводу порядка рождения ребенка в семье:
Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любви и заботы матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника.
Младшему ребенку в семье больше свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно.
Средний ребенок может показывать характеристики как младшего, так и старшего или их комбинации. Часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье.
Единственный ребенок оказывается самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Более, чем какой-либо другой ребенок, единственный ребенок наследует характеристики своего родителя того же пола. Единственные дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, он может походить уже в детстве на маленького взрослого.
Если разница в возрасте составляет больше 5- 6 лет, каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку. Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятно, что дети будут вступать в конкуренцию за достижения между собой.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ
|
ВАРИАНТЫ ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЫ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ)
|
- подтверждение от взрослых «нехорошести» ребенка
|
«Я- нехороший, Другие – хорошие»
Кредо: «Моя жизнь не много стоит»
Варианты:
- пассивное переживание неудач,
- стремление улучшить себя с помощью каких-то предметов (внешнее превосходство за счет модной одежды, дорогостоящей машины и другое);
- стремление улучшить себя за счет достижения успехов в карьере. Спорте(внешнее превосходство).
|
- отверженность ребенка;
- противоречивое поведение родителей;
- жесткие наказания
|
«Я – нехороший, Другие плохие»
Кредо: «Жить вообще не стоит»
Варианты:
- неудачи;
- алкоголизм, наркотики;
- суицид
|
- утверждения взрослых о положительных качествах ребенка;
- принятие ребенка таким, какой он есть;
- усилия самого человека по самосовершенствованию; признание человеком своих прав и таких же прав за другими;
- стремление быть самим собой;
- принятие ответственности за свою жизнь;
- стремление сделать жизнь вокруг себя лучше;
- продуктивный подход к неудачам: «Так не получилось, как найти другой способ решения проблемы?»;
- заинтересованность в благополучии других, в сотрудничестве с людьми
|
«Я – хороший, Другие – хорошие, жизнь – хороша»
Кредо: «Жизнь стоит того, чтобы жить»
Для того, чтобы стать Побудителем, необходимы сознательные действия и целеустремленность
|
«Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития».
Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника – игра. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности УЧЕНИЯ. В начальный период обучения учащимся первого класса требуется опора на внешние предметы, модели, рисунки. Они постепенно научаются заменять предметы словами, удерживать в голове образы предметов. К окончанию начальной школы учащиеся уже могут выполнять действия про себя- в умственном плане. Это означает, что их интеллектуальное развитие поднялось на новую ступеньку, у них сформировался внутренний план действий. Обучаемые младшего школьного возраста отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний, каждый из них обладает устойчивыми индивидуальными особенностями.
ЦВЕТОК (готовность к школе)
Что нужно цветку, чтобы он распустился? Здоровое семя, крепкие корни, плодородная почва, которую необходимо поливать и удобрять, свет, тепло. При таких условиях цветок вовремя распустится, будет радовать глаз и даст плоды. Иногда в почве может оказаться червячок, который подгрызает корни. Тогда болеет весь цветок.
То же самое происходит с ребенком, когда он поступает в школу. Ошибочно мнение, что чем лучше интеллектуально подготовлен ребенок, тем успешнее он будет в школе. Часто упускается из виду развитие самих психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности: память, внимание, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, воля, развитие мелкой моторики руки, мотивация и прочие. И получается, что мы, взрослые, пытаемся гнать телегу впереди лошади. Изобразив эти процессы в виде корня цветка, можно предположить, что при сильных и здоровых корнях (хорошо развитых психических процессах) и благоприятной почве (обучение на принципах гуманизма) цветок все равно распустится (ребенок быстро научится и читать, и писать, и решать задачи). Но состояние цветка зависит еще и от качества листьев, через которые тоже идет питание. Червячок, который может оказаться в почве, - это кризис 7 лет, когда у ребенка формируется самооценка, когда он уже умеет скрывать свой истинные чувства от взрослых. И не заметив этого червячка, мы можем столкнуться в дальнейшем с дезадаптацией.
Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет( от 11 до 16). Возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми: упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, детские компании, поиск друга, поиск того, кто может тебя понять. У подростка меняется система ценностей: семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы.
В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущей деятельностью играет общение со сверстниками в контексте собственной деятельности подростка. У подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, осознание собственного поведения, умение оценивать возможности своего «Я». Главная ценность в этом возрасте- система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее. Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает свое самосознание, образ «Я».
РЫБА НА БЛЮДЕ – как она манит ароматами, как хочется ее попробовать. Но есть ее нужно медленно, не спеша, разглядывая каждую косточку, каждый кусочек в отдельности. Тогда она наградит своим вкусом и полезными свойствами. Если же поторопиться, то можно подавиться косточкой. И тогда вместо вкуса мы долго будем помнить боль в горле от застрявшей косточки. А иногда может потребоваться и хирургическое вмешательство. То, как ребенок торопится попробовать взрослую жизнь, можно сравнить с тем, как мы едим костлявую рыбу. Если очень поторопиться и захотеть откусить слишком большой кусок, есть риск подавиться косточкой. И эта боль будет очень долго мучить человека. Если же есть не спеша, рассматривая каждый кусочек, видя и зная все опасные косточки, можно почувствовать настоящий вкус деликатеса.
Старшеклассник (период ранней юности с 14-15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения – гимназии, колледжи, училища. Основное значение: быть самим собой. Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представляет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений. Отвечая самому себе на вопросы: «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» Молодой человек формирует представление о самом себе, осознание своих достоинств и недостатков; система взглядов, убеждений; утверждает свою самостоятельность и оригинальность. Ранний юношеский возраст – период подготовки к выбору будущей профессии и осуществления профессионального выбора, перехода к профессиональному обучению. Человек учится не ради самого учения, а для чего-то значимого для него в будущем.
Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
Ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
Ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным.
Ребенка хвалят – он учится быть благодарным.
Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
Каждый из нас имеет право на ошибку. Если ошибки, которые хороший родитель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет. Если родитель от усталости поступает бестактно или несправедливо, он прикладывает все усилия, размышляет, спрашивает совета, прислушивается к себе и к ребенку, чтобы исправить ошибку.
Наказание уместно, когда:
- оно следует немедленно за проступком.
- оно оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества.
- объяснено ребенку.
- оно справедливое, нежестокое.
- гораздо большее значение для детей имеет поощрение: словом, жестом, взглядом, действием.
ЗАБОР (преодоление трудностей)
Когда люди видят на своем пути глухой забор, они действуют по-разному. Одни идут на пролом, царапаясь и падая, пытаются перелезть через него. Другие решают дальше вообще не идти и поискать более легкий путь. Третьи пытаются найти дверь или щель в этом заборе. Кто-то сидит и ноет, ждет, а иногда требует помощи. Кто-то преодолевает забор с помощью друзей, знакомых. Также человек действует и в трудных жизненных ситуациях. Одни борются до конца, не унывая и не отступая перед неудачами, другие раскисают при первой же трудности, третьи начинают хитрить искать различные лазейки. Самое главное при этом - будет ли достигнута цель? Каждый привык к своему способу решения проблемы, и трудно бывает попробовать другой. Но необходимо научиться преодолевать заборы.
« Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра мы забываем, что кем-то он является уже сегодня» Сташа Таушер
« Временами воспитание детей доставляет радость, а временами переходит в партизанскую войну» Эд Аснер
«В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечности, он становиться равнодушным к добру и красоте» В.Сухомлинский.
|
|
|