Главная страница

Рабочая программа внеурочной деятельности «эко»


Скачать 0.77 Mb.
Название Рабочая программа внеурочной деятельности «эко»
страница 1/5
Дата 10.03.2016
Размер 0.77 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3   4   5


РАЗРАБОТКА

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКО»

1-4 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «ЭКО» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального образования.

Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.

Программа выполняет развивающую, воспитательную и социализирующие функции.

Развивающая направленность программы реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучающимся в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы (физической, химической, биологической, социальной, технической) во взаимосвязи с окружающей их средой:

  • закладывает основы экологического миропонимания;

  • развивает опыт рефлексивно-оценочных действий, необходимых для осознанного, ответственного выбора своих поступков поведения.

Воспитательная и социализирующая функции программы обеспечиваются:

  • организацией личностного и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии;

  • социальным позиционированием;

  • детско-взрослым диалогом и социальным партнерством; самоопределением в экологических ценностях.

Программа внеурочной деятельности «ЭКО» составлена из расчета 70 часов, включая 20% времени, отводимого на вариативную часть.

Инвариативная часть рабочей программы в полном объеме включает в себя содержание примерной программы, на ее освоение отводится 56 часов.

Рабочая программа предусматривает, что 14 часов, отводимых на вариативный компонент, используется для углубления любой темы за счет регионально- ориентированного учебного материала или для изучения новой темы.

Направленность программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «ЭКО» направлена на:

- развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;

  • способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни;

  • действовать предусмотрительно;

  • осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни;

  • вести работу по экологическому просвещению;

  • ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, духовного развития и материального благополучия.

Новизна и актуальность

Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность и экологическая культура и апробируется в МБОУ КСОШ №3 впервые.

Она является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования и предусматривает:

  • формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях;

  • экологических рисках и способах их контроля;

  • этических и правовых нормах экологической безопасности;

  • историческом опыте экологической культуры разных народов;

  • экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.

Педагогическая целесообразность программы

Основным педагогическим средством решения задач курса является организация развивающих ситуаций учебного, учебно-проектного и социально-проектного типов. В них целенаправленно создаются условия для учебного и социального позиционирования, апробирования позиции взрослости, разных форм коммуникаций и взаимодействия, формирования жизненных установок, накопления опыта практических экологически ориентированных действий в окружающей среде.

Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую работу в музее, библиотеке, Интернете; оформление информационного уголка класса и боевых ситуационных играх.

Рассматриваемые экологические ситуации узнаваемы детьми, затрагивают их непосредственные интересы и потребности, что усиливает мотивацию к экологическому образованию и практической эколого-направленной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «ЭКО» - это программа по жизненно важным вопросам экологической безопасности и здоровья, она является мощным инструментом воздействия на поведение детей. Реализация программы не должна приводить к повышению интереса обучающихся в опасным формам поведения, порождению эко-фобий и оборонительного поведения, закреплению недостоверной информации и другим негативным последствиям. Рабочая программа учитывает специфические особенности тех групп, для которых они предназначаются, включая этнические, социально-экономические, гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также жизненный опыт и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы обучающихся.

Цель и задачи

Цель программы внеурочной деятельности «ЭКО» - развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Задачи:

  • расширение видов источников информации, в которых общающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить;

  • освоение экосистемой познавательной модели и ее применение для выявления экологических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях;

  • формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества;

  • приобретение чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;

  • развитие регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережение;

  • ведения эколого-просветительской деятельности;

  • формирование субъект-субъектного не прагматического отношения к природе;

  • осознание ценности принципа предосторожности.

Цели и результаты внеурочной деятельности в 1-4 классах формулируются на личностном, мета-предметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями школьного образования в области экологии и здоровья:

  • обеспечения экологического качества окружающей среды;

  • здоровья и экологической безопасности граждан страны;

  • международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной стратегии ХХ1 в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.

Личностные результаты предусматривают умения:

- оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;

- позиционировать себя в роли популяризатора безопасного образа жизни;

  • выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному ресурсоиспользованию, вредным привычкам;

  • демонстрировать личную готовность к не прагматическому отношению к природе.

Мета-предметными результатами являются умения:

  • объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

  • представлять эко-системную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

  • рефлексировать личные затруднения при работе с информацией;

  • находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

  • пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;

  • различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о ней;

  • выполнять проект;

  • называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;

  • позиционировать себя в роли эксперта, консультанта.

Предметными результатами являются представление:

  • о научной области экологии, предмете ее изучения;

  • об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;

  • о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;

а также умения:

- применять экосистему познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;

  • устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и расточительным потребительством;

  • приводить примеры экологически сообразного образа жизни и не расточительного природоиспользования в местных условиях.

Особенности программы

Программа определяет минимальный объем внеурочной деятельности в 1-4 классах, оставляя возможность дополнения ее вариативной составляющей педагогическим коллективом образовательного учреждения при участии обучающихся и их родителей (законных представителей). К доработке и реализации программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться специалисты государственных учреждений, представители общественных институтов.

Содержание программы структурировано в виде разделов - модулей:

  • Раздел №1. «Прикладное и изобразительное искусство в руках юных экологов».

  • Раздел №2. «Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды».

  • Раздел №3. «Первые шаги в науке как показатель формирования экологической грамотности».

  • Раздел №4. «Информационные технологии как средство экологического просвещения».

  • Модули могут изучаться в любой последовательности (за исключением первого и последнего).

Формы и режим занятий

Приоритетными видами внеурочной деятельности в программе считаются организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, а также трудовая.

Из форм организации внеурочной деятельности наиболее актуальны конкурсы, экскурсии и т. д.

Поведение итогов представляется в виде индивидуальной и коллективной работы (выставка, презентация и др.) в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.

Экологическое образование во внеурочной деятельности реализуется через системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально-значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровье-сберегающей тематикой.

Занятия проводятся два раза в неделю, после уроков в специально оснащенном кабинете. Каждое занятие длится 25 минут в 1-2ых классах, 45 минут – в 3-4-ых классах.

Ожидаемые результаты

На этапе начального образования на первое место во внеурочной деятельности выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы.

Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу-нельзя» и его эмоционально-ценностного переживания. Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.

Основные виды внеурочной деятельности: эмоционально-эстетическая, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно-значимые полезные дела и начала научно-познавательной деятельности.

Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового учебного типов.

В 1-4 классах внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКО»

1-ый класс

Раздел 1.

Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов (16 Ч)

Природа в жизни человека. Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство».

Знакомство с произведениями изобразительного и прикладного искусства.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс рисунков на асфальте, экологических рисунков, поделок из природного материала.

Ролевая ситуационная игра «Земля: 100 лет спустя».

Киноклуб: видеофильмы о творчестве народов мира.

Раздел 2.

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды (15 ч)

Развиваем экологическую зоркость. Определение понятий «игра», «театр».

Последствия деятельности человека на планете. Флора и фауна. Вода, воздух, почва.

Изучение образов животных и растений в фольклоре коренных народов своей местности.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурсы пантомимы «Узнай меня», «Крестики-нолики».

Игра «Экологическое лото».

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), режиссер А. Бабаян.

Раздел 3.

Первые шаги в науке как показатель экологической грамотности (23 ч)

Знакомство с основами исследовательской (проектной) деятельности. Определение понятий «наука», «проект». Работа с Интернет-ресурсами, в библиотеке, музее. Представление материала.

Виды конкурсов, фестивалей, форумов и научно-практических конференций экологической направленности (база данных). Знакомство с Красной книгой.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс экологических знаков «Светофор», конкурс рисунков «Красная книга. Растения и животные».

Экологическое чтение «Занимательная ботаника», «Рассказы о животных».

Киноклуб: видеофильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.

Раздел 4.

Информационные технологии как средство экологического просвещения (16 ч)

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Определение понятия «просвещение», «информационная технология». Использование информационных технологий для просветительских целей.

Формы организации внеурочной деятельности:

Дистанционный конкурс фоторепортажей «День добрых дел»

Виртуальные экскурсии «Живая планета», «Природа родного края».

Посвящение в юные экологи.

Киноклуб: видеофильмы о жизнедеятельности растений и животных.

2-й класс

Раздел 1.

Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов (16 ч)

Природа в жизни человека. Знакомство с искусством разных народов. Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство». Природа как объект удовлетворения духовных потребностей человека в красоте.

История развития прикладного искусства. Определение объектов прикладного искусства путем познания окружающей среды. Знакомство с произведениями прикладного характера своей местности.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс рисунков на асфальте, литературный конкурс, экологических рисунков, поделок из природного материала.

Ролевая ситуационная игра «Земля: 100 лет спустя».

Киноклуб: видеофильмы о творчестве народов мира.

Раздел 2.

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды (15 ч)

Развиваем экологическую зоркость. Определение понятий «игра», «театр», «экологический след». Работа в малых группах, правила общения.

Последствия деятельности человека на планете. Флора и фауна. Вода, воздух, почва. Ограниченность природных ресурсов.

Изучение образов животных и растений в фольклоре коренных народов своей местности. Театр как форма воздействия на экологическое сознание обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс пантомимы «Узнай меня», «Птица года», «Крестики-нолики».

Ролевая игра «Экологический след нашего класса».

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), режиссер А. Бабаян.

Раздел 3.

Первые шаги в науке как показатель экологической грамотности (23 ч)

Знакомство с основами исследовательской (проектной) деятельности. Определение понятий «наука», «проект». Структура исследовательской (проектной) работы. Работа с Интернет-ресурсами, в библиотеке, музее. Представление материала. Защита проекта.

Виды конкурсов, фестивалей, форумов и научно-практических конференций экологической направленности (база данных). Знакомство с Красной книгой.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс экологических знаков «Светофор», рисунков «Красная книга Московской области. Растения и животные».

Экологическое чтение «Многообразие представителей растительного и животного мира».

Киноклуб: видеофильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.

Раздел 4.

Информационные технологии как средство экологического просвещения (16 ч)

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Определение понятия «просвещение», «информационная технология». Использование информационных технологий для просветительских целей. Техническое оснащение в проведении мероприятий по экологии, показ видеороликов, театральных выступлений.

Формы организации внеурочной деятельности:

Дистанционные конкурсы: «Ядовитые растения», фоторепортажей «День добрых дел».

Виртуальные экскурсии «В мире животных», «Флора нашей планеты».

Киноклуб: видеофильмы о лекарственных растениях и санитарах леса.

3-й класс

Раздел 1.

Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов (16 ч)

Природа в жизни человека. Знакомство с искусством разных народов. Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство». Знакомство с основами изобразительного искусства. Природа как объект удовлетворения духовных потребностей человека в красоте. Великие эко-художники планеты.

История развития прикладного искусства. Определение объектов прикладного искусства путем познания окружающей среды. Знакомство с произведениями прикладного характера своей местности. Изобразительное и прикладное искусство как показатель безопасности общения человека с природой.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс рисунков на асфальте, литературный конкурс, экологических плакатов и рисунков, поделок из природного материала.

Ролевая ситуационная игра «Земля: 100 лет спустя».

Киноклуб: видеофильмы о творчестве коренных жителей Московской области.

Раздел 2.

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды (15 ч)

Развиваем экологическую зоркость. Определение понятий «игра», «актер», «мастерство», «театр», «экологический след». Работа в малых группах, правила общения.

Последствия деятельности человека на планете. Флора и фауна: вчера, сегодня, завтра. Среда обитания. Вода, воздух, почва: состояние и перспективы. Ограниченность природных ресурсов. Экологические катаклизмы.

Бережное отношение к природным ресурсам в фольклоре. Изучение образов животных и растений в традициях и обычаях народов своей местности. Взаимоотношения человека с окружающей средой в современном кинематографе. Театр как форма воздействия на экологическое сознание обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс пантомимы «Узнай меня», «Птица года», «Крестики-нолики».

Театральные миниатюры о погибших животных.

Игры-викторины «Пинг-понг», «Да-нет».

Ролевая игра «Экологический след нашего класса».

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), режиссер А. Бабаян.

Раздел 3.

Первые шаги в науке как показатель экологической грамотности (23 ч)

Знакомство с основами исследовательской (проектной) деятельности. Определение понятий «наука», «проект», «исследование», «реферат». Структура исследовательской (проектной) работы. Выбор темы. Актуальность и новизна работы. Цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования. Методика работы. Выводы и заключение. Практическая значимость проекта. Сбор материала. Работа с первоисточниками, официальными документами, Интернет-ресурсами, в библиотеке, музее. Представление материала. Знакомство с экологическим инструментарием. Оформление проекта (рисунков, фотографий). Правила составления презентации. Защита проекта.

Виды конкурсов, фестивалей, форумов и научно-практических конференций экологической направленности (база данных). Знакомство проектами, посвященных Красной книге.

Формы организации внеурочной деятельности:

Конкурс экологических знаков «Светофор», конкурс кроссвордов «Они жили на планете», рисунков «Международная Красная книга. Растения и животные», «Письма от животных».

Экологическое чтение «Удивительный мир растений и животных».

Конкурс кроссвордов «Они жили на планете».

Киноклуб: видеофильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.

  1   2   3   4   5