|
Содержание: Необходимость правового образования
Актуальные проблемы правового образования.
(статью подготовила учитель ГБОУ СОШ № 962 СВАО Безина И.П.)
Содержание:
Необходимость правового образования.
Подходы к правовому обучению.
Методика изучения правовых проблем.
Приложение: детские эссе.
Библиография.
-
Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирование правовой культуры школьников, их правовой грамотности, практических навыков в сфере права.
Правовая компетенция учащихся, формируемая в процессе правовой подготовки, представляет собой комплексную характеристику, интеграцию в себе не только знания, но и навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, освоение способов и приобретение опыта деятельности, необходимого в ежедневной жизни.
В процессе модернизации российского образования в последнее время огромное значение придается усилению правовой подготовки школьников. Однако, многие специалисты все чащу задают вопрос: а можно ли вообще обучать праву ребенка, с какого возраста и на что необходимо обратить внимание в первую очередь?
По моему мнению, именно в процессе правового обучения как системы целенаправленного воздействия на индивида возможно создание целостного механизма формирование правовой активности современной личности.
Социально-правовая активность личности неотрывна от государственно-правовой среды как сферы общественной жизни.
Поэтому формирование правовой активности посредством современных технологий должно осуществляться в рамках школьного правового пространства.
Слово «право» употребляется в языках различных стран мира. Однако вопрос о его сущности до сих пор остается дискуссионным.
Серьезно задумываться над понятием «право» стали в связи с зарождением государственности.
О, том, как возникло это слово, не знает никто.
Лингвисты указывают лишь на его одинаковый корень со словами «правда», «правильный», «справедливый». Очевидно, его возникновение было связано с идеями добра, справедливости, которые должны торжествовать в человеческом обществе.
Несомненной новизной правового образования является отказ от традиционных нормативных установок в пользу центрального подхода к праву, к деятельному освоению правовых механизмов, средств и способов действия.
Критерием отбора правового содержания стала практичность, востребованность, применимость приобретаемых каждым учащимся правовых знаний и умений в реальной жизни.
Велика и воспитательная функция права, его роль в развитии личности, формировании мировоззрения, позитивных социальных установок, поведенческих навыков.
Правоведческий курс ориентирован на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и критерии, характеризовать основные правовые институты, механизмы процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства и права; различать виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, регулированных правом.
Правовая подготовка школьников это специально ориентированная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе их положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.
Практическую направленность курса права определяют ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически ориентированные к возрастным особенностям школьника.
В их числе проблемы взаимоотношений права и государства, правонарушения и юридическая ответственность; конституционное, гражданское, семейное, трудовое право, административное, уголовное и другие отрасли права.
Познавательная правовая активность учащихся – важнейшее условие осуществления процесса учения. Без активности ученика процесс обучения не будет результативным. Большую роль будет играть и добровольность обучения.
Ученик сам должен прийти в необходимости правового образования, выбрать правовой, экономический, юридический профиль в системе профильного образования.
В процессе правового образования личность усваивает определенные ценности, которые весьма значимы в обществе.
Современные технологии обучения праву прямо связаны с формированием правовой активности личности.
Современная система педагогических технологий правового образования характеризуется в пользу личностно - ориентированной педагогики.
Ведущая роль образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.
Учет возрастных особенностей учащихся, практическая направленность и преемственность на различных ступенях образования обеспечивают отбор правовых тем и разделов, актуальных для учащихся в соответствующем возрасте.
Особое внимание необходимо уделять правам, обязанностям и ответственности несовершеннолетних по мере расширения их дееспособности.
Новизна в правовом образовании носит относительный характер.
Часто методические приемы вовсе не являются новыми. Это «хорошо» забытые педагогические методики, которые использовались ранее, используются сейчас, а также те, которые необычны для российского образования, но заимствованы за рубежом.
Основная задача учителя в процессе правового обучения – сделать так, чтобы дети сами почувствовали, что права имеют непосредственное отношение к их жизни, осознали ответственность, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели решать конфликты в повседневной жизни.
На уроках права необходимо инициировать самостоятельную активность учащихся, выраженную в определенной форме работы.
В процессе изучения новой темы целесообразно предлагать учащимся небольшие вопросы, проблемы для обсуждения. Алгоритм ответа нужно пояснить школьникам заранее.
Необходимо выбрать такие работы, которые позволят учащимся, пережить ситуации реализации своих прав. Заставляют задуматься над проблемами прав человека в отношениях между гражданами и государством, учат детей общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами людей в обществе, создают в классе атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно.
Активные методы обучения позволяют формировать и поддержать устойчивый интерес ребёнка к праву. Под активными методами обучения подразумевают – различные виды индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных ролевых и других игр, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы, психотехнические игры и упражнения, дискуссии, рисунки, коллажи, комиксы, плакаты, составление схем и прочие необходимые для обеспечения серьезной мотивации учащихся на дальнейшее обучение.
Среди разнообразных направлений развития новых педагогических технологий наиболее адекватными целями правового образования являются: обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Определенную популярность завоевала методика мозгового штурма, используемая тогда, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы. При этом необходимо:
- четко сформулировать правовую проблему;
- подготовить материал для записи всех предложений по решению проблемы;
-выбрать ведущего;
- дать каждому возможность свободно высказаться;
- все предложения записываются.
Не проводить мозговой штурм боле 10 – 15 мин.
Далее обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистический характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнить путем голосования.
Для работы в малых группах, можно предложить памятку всему классу.
« Каждый ученик имеет право высказываться, если он захочет. Все участники группы уважают ценности и взгляды других игроков, даже тогда, когда у них иная точка зрения. Обсуждать необходимо только предложение, а не высказавших его людей. Делать замечания кратко и по существу. Все конфликты решающиеся мирным путем.
Если по ходу обсуждения проблемы возникают вопросы, следует обращаться к учителю или за дополнительной информацией. После завершения работы необходимо проанализировать проделанное».
Учебные игры оказывают большое влияние на формирование правовой активности личности. Они становятся значимым элементом урока. Игра может нести в себе огромный обучающий и воспитательный потенциал. Дидактическая игра – это творческая деятельность участников образовательного процесса. Она имеет педагогическую направленность и взаимосвязь с другими видами учебной деятельности. Новые знания и умения приобретаются в ходе игры непроизвольно, так как игра всегда связана с импровизацией. Игра должна носить добровольный творческий характер, в ходе которой школьники принимают самостоятельное правовое решение, развиваются творческие способности учащихся, а главное закрепляются навыки правомерного поведения.
Ход игры всегда должен быть детально продуман учителем. При возникновении проблем во время игры учитель должен показать, как лучше разрешить сложившиеся противоречия. В случае допущения ошибок, учитель должен их исправить, закрепляя правовою мораль поведения.
Большое распространение получили шарады. Одна группа показывает «немую сцену» (пантомиму), другая – отгадывает. Такие игры успешно применяются при решении проблем по теме судопроизводство (суд присяжных), юридическим профессиям, формам собственности (государственная, муниципальная, личная), видам договоров (аренда, купля-продажа), семейным правоотношениям (обязанности).
Другим популярным типом стала игра «Контакт». В ней участвуют две команды. Одна загадывает юридическое понятие и с помощью жестов и мимики объясняет замысел другой, которая должна его отгадать.
В ходе игры «Один в поле воин» ученик должен убедить своих одноклассников принять его точку зрения. Эту игру можно использовать при изучении законов, например, закона РФ о «защите прав потребителей».
Таким образом, альтернативные технологии правового обучения способствуют формированию правовой активности и учащихся и учителей, которые в процессе познания права приобретают умения и навыки правового поведения в реальной жизни.
Тема: «Реализация прав человека в современной России. Успехи и трудности».
Права и обязанности граждан РФ закреплены в Конституции. Российская Конституция допускает ограничение прав человека, если права одного человека нарушают права другого, а также в случаях, когда сами права имеют определенные пределы.
Любые ограничения прав и свобод граждан РФ возможны только на основании закона и могут преследовать только следующие цели: защита интересов граждан государства, защита государственной безопасности и общественной нравственности не ущемляя права других граждан.
Например, свобода слова имеет свой придел, так как человек, печатное издание не может оскорбить других людей или призывать к насилию. В нашей стране существуют группы населения, которые по тем или иным причинам были ущемлены в реализации своих прав (период депортации народов Поволжья, Кавказа на другую территорию).
В нашей стране можно наблюдать ущемление прав людей по возрасту и полу (при приеме на работу).
Но на ряду с этим мы можем наблюдать изменение правовой базы в сравнении с советским периодом развития страны. Ведь при советской власти права гарантировались Конституцией, но не исполнялись, а наоборот ущемлялись.
Я считаю, что ситуация начнет меняться тогда, когда сами люди осознают, что права и свободы – это не что-то внешнее и второстепенное, что в своё время было даровано свыше, а результата постоянных усилий и борьбы за их утверждения в повседневной жизни.
Ященкова Наталья
Используемая литература:
Социально-гуманитарное образование московских школьников (Сборник научных трудов), Москва, 2004 г.
Певцова Е.А. Мир права вокруг нас
Курс лекций «Теоретические и методические основы преподавания права в школе»
«Преподавания права в школе», молодежный центр прав человека и правовой культуры, том 1, Москва, 2000г.
|
|
|