Главная страница

Рабочая программа внеурочной деятельности «эко»


Скачать 0.77 Mb.
Название Рабочая программа внеурочной деятельности «эко»
страница 3/5
Дата 10.03.2016
Размер 0.77 Mb.
Тип Рабочая программа
1   2   3   4   5
Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанно самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всем меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережение в повседневной жизни.

Подростки, как правило, хотят казаться взрослыми. Поэтому с помощью ярких, узнаваемых примеров следует подвести их к мысли о том, что у взрослых больше те только прав и свобод, но и ответственности и обязанностей. Быть взрослым надо учиться. Одним из показателей взрослость является структура потребностей человека и характер их удовлетворения, готовность к экономному потреблению, рачительному хозяйствованию. Обучающимся необходимо обеспечить доступ к информации об энергосбережении, экологии использования изделий из древесины, о расходовании пресной воды.

Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

Хартия Земли - документ приятный ЮНЭСКО в 2003 г. в качестве этического кодекса устойчивого развития и рекомендованный для образовательных программ. Обращение к народам мира о том, что, несмотря на огромное многообразие их культур и укладов жизни, пришло время договариваться, объединять усилия, действовать совместно для решения экологических проблем, создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости, культуре мира и ненасильственного общения.

Устойчивое развитие - развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Чувство меры - умения различать понятия «много - мало - достаточно» с учетом не только своих интересов, но и интересов окружающих людей, сохранения качества окружающей среды; умение сознательно ограничивать себя, контролировать, вовремя говорить себе «нет», взвешивать потребности и возможности их удовлетворения. Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры.

Проект - творческая деятельность, направленная на изменение окружающего мира, достижения желаемого будущего. Проект включает собственно саму разработку, пояснительную записку, самоанализ выполнения проекта.

Обучающиеся составляют текст урока для родителей, готовят к нему наглядные пособия, музыкальное сопровождение, разделяют обязанности при его проведении и т.д. Важно создать условия для педагогического творчества обучающихся, поиска и применения удачных методические приемов. Следует также обратить их внимание на необходимость контроля результативности урока (вопросы, анкеты и т.д.).

Планирование раздела №4 в системно- деятельностной форме

Учебные и практические задачи

Форма представления результатов

Критерии оценивания результатов

Баллы

Составлять текст урока для родителей на тему «Учимся жить экономно»

Текст урока для родителей

Приводит примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) не расточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывает смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объясняет необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.

1- 8

Разрабатывать проект по ресурсосбережению и представлять его

Презентация проектов. Информация о проектах в школьной газете

Выполняет проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и т.д. Обосновывает роль ресурсосбережение для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывает свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья, безопасности жизни. Предоставляет результаты проектов в школьной газете




Раздел «Экологическая безопасность природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения челнока с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, ее познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения не прагматического субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения в ней. У обучающихся формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения эко-культурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, источниках питьевой воды и др.).

В этом разделе обучающиеся осваивают правила экологически безопасного поведения в окружающей природной среде с учетом имеющихся в ней экологических рисков.

Обучающиеся открывают для себя широкий спектр способов взаимодействия с природой, не связанных с удовлетворением своих материальных потребностей. Они убеждаются в ценности не прагматического отношения к природе, учатся видеть красоту, постигают азы эстетического восприятия природы. На практике учатся проживать и выражать испытываемые эмоции, используя разнообразные выразительные средства.

Основные понятия раздела:

Экологическое качество окружающей среды - ее способность сохранять здоровье человека, биологическое разнообразие, безопасность жизни, природные ресурсы.

Тренинг - специально организуемый процесс общения, направленный на тренировку личных качеств, действий, чувств или эмоций.

Программа (часто путают с планом) - совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий. Например, программа концерта - порядок выступлений, программа работы группы - описание ее целей и инструкций по их достижению.

Планирование раздела №5 в системно-деятельностной форме

Учебные и практические задачи

Форма представления результатов

Критерии оценивания результатов

Баллы

Составлять программу безопасного поведения в условиях экологических рисков в местности проживания

Программа безопасного поведения в местных условиях

Составляет инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние пищевых источников и др.). Обосновывает его целесообразность с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды

1- 8

Описывать и анализировать свое отношение к природе как источнику духовного развития

Выводы по результатам тренинга, просмотра кинофильмов, выполнения практикума. Фотовыпуск школьной газеты

Доказывает, что природные ресурсы - источник удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражает свое отношение к красоте природы как источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывает возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывает аргументированные суждения о рои природы в сохранении и укреплении психологического нравственного здоровья человека

1- 8

Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нем реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.

Этот раздел является заключительным. Обучающиеся участвуют в различных просветительских проектах (по желанию - публичные выступления, уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов и т.д.). В проектной деятельности применяются полученные раннее предметные знания, предметные и мета-предметные умения. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

Плакат - броское, как правило крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественный образ, метафора. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и живописью.

Листовка - печатный или рукописный листок злободневного агитационного, политического или информационного содержания, предназначен для раздачи в публичных местах: на презентациях, выставках, семинарах.

Буклет - произведение печати, изготовленное на одном листе с двух сторон, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, чтобы текст мог читаться без развязки, как ширма. В форме буклета издаются краткие путеводители, рекламы, проспекты, программы и т.п. Содержит более полную информацию. чем листовка.

Просвещение - процесс распространения знаний и культуры. В наши дни роль просвещения не уменьшается, а возрастает. В условиях обилия информации разного качества очень важна доступность для каждого человека достоверных экологических сведений. Задачи экологического просвещения - информировать население об экологических рисках, способах экологически безопасной жизнедеятельности; убеждать в необходимости ресурсосбережение, экологически целесообразного здорового образа жизни, сказа от вредных привычек. Целью экологического просвещения является превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды. Экологическое просвещение повышает экологическую культуру общества.

Экологическая культура человека - совокупность знаний, ценностей, умений, определяющих отношение человека к природе.

Планирование раздела №6 в системно- деятельностной форме

Учебные и практические задачи

Форма представления результатов

Критерии оценивания результата (действия ученика)

Баллы

Проектировать и организовывать эколого- просветительскую работу по распространению идей экологически грамотного поведения

Проект. Пояснительная записка к проекту. Анализ результатов месячника экологической грамотности

Называет цели просветительской работы и ее формы. Формулирует правила экологически грамотного поведения в школе, дома, городской, сельской местности, природной среде. Описывает личный опыт экологически грамотного поведения. Участвует в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)

1-20

Максимальное количество баллов по сем разделам курса - 100. Низкий уровень освоения материала курса - до 30 баллов, средой - 30 -70, высокий - от 70 баллов.

Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра кинофильмов, фильмотека (перечень фильмов, приведенных в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), изобразительные инструменты и материалы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

(70 ч внеурочной деятельности в 1-4 классах, из них 14 ч отводится на вариативный компонент)

1 КЛАСС

Дата занятий

Разделы

программы

Темы занятий

Описание примерного содержания

Формы деятельности


1 четверть





Раздел 1.

Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов

(16 ч, из них 8 ч - практикум)

1.Природа в жизни человека (3 ч: 1 ч – теория, 2 ч - практика)

2.Понятие «экология» (1 ч - теория)

3. Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство» (2 ч - теория)

4.Знакомство с произведениями изобразительного и прикладного искусства

(10 ч: 4 ч- теория, 6 ч- практика)

Давать определение понятия «экология».
Выражать свое отношение к красоте природы как источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Уметь различать произведения изобразительного и прикладного искусства

Вводный инструктаж

Использование ИКТ

Конкурс рисунков на асфальте.

Конкурс экологических рисунков.

Конкурс поделок из природного материала.

Ролевая ситуационная игра «Земля: 100 лет спустя».
Использование ИКТ

Киноклуб: видеофильмы о творчестве народов мира.

2 четверть




Раздел 2.

Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды

(15 ч, из них:

8 ч – практикум)

1.Развиваем экологическую зоркость (2 ч - практика)

2.Определение понятий «игра», «театр» (1 ч - теория)

3.Последствия деятельности человека на планете (3 ч: 1 ч – теория, 2 ч - практика)

4.Флора и фауна (2 ч -теория)

5.Вода, воздух, почва (3 ч: 1 ч- теория, 2 ч - практика)

6. Изучение образов животных и растений в фольклоре коренных народов своей местности (4 ч: 2 ч – теория. 2 ч – практика)

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) бережного отношения к природным ресурсам.
Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму.

Представлять полученную информацию своими словами

Инструктаж по ТБ и ОТ

Использование ИКТ

Конкурс пантомимы

Конкурс «Узнай меня»

Конкурс «Крестики-нолики».

Игра

«Экологическое лото».

Использование ИКТ

Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), режиссер А. Бабаян.


3 четверть




Раздел 3.

Первые шаги в науке как показатель экологической грамотности

(23 ч, из них 12 ч - практикум)

1.Знакомство с основами исследовательской (проектной) деятельности (3 ч: 1 ч – теория, 2 ч –практика)

2.Определение понятий «наука», «проект» (1 ч - теория)

3. Работа с Интернет-ресурсами, в библиотеке, музее (3 ч – практика)

4.Представление материала (2 ч -практика)

5.Виды конкурсов, фестивалей, форумов и научно-практических конференций экологической направленности (база данных) (10ч: 9 ч – теория. 1 ч- практика)

6.Знакомство с Красной книгой (4 ч -практика)

Иметь представление о проектной деятельности.
Уметь ориентироваться в поиске и получении необходимой информации.
Публично представлять экологически информацию, разделяя факты и мнения.

Инструктаж по ТБ и ОТ

Использование ИКТ

Конкурс экологических знаков «Светофор»

Конкурс рисунков «Красная книга. Растения и животные».
Использование ИКТ

Экологическое чтение «Занимательная ботаника», «Рассказы о животных».
Использование ИКТ

Киноклуб: видеофильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.


4 четверть




Раздел 4. Информационные технологии как средство экологического просвещения

(16 ч, из них 8 ч- практикум)

1.Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека (2 ч-теория)

2.Определение понятия «просвещение», «информационная технология» (2 ч - теория)

3.Использование информационных технологий для просветительских целей (12ч: 4 ч- теория, 8 ч - практика)

Называть цели просветительской работы.
Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.).

Инструктаж по ТБ и ОТ

Использование ИКТ

Дистанционный конкурс фоторепортажей «День добрых дел»

Виртуальная экскурсия «Живая планета».

Виртуальная экскурсия «Природа родного края».

Посвящение в юные экологи.

Использование ИКТ

Киноклуб: видеофильмы о жизнедеятельности растений и животных.
1   2   3   4   5