|
Раздел «Экономное потребление: учусь быть взрослым» направлен на развитие регулятивного умения осознанно самоограничения в целях экономного потребления природных ресурсов. В народных сказках, художественных произведениях, религиозных текстах отражено отношение к таким качествам личности, как рачительность, скромность, забота о близких людях и природе, умение соблюдать во всем меру. В рамках данного раздела разрабатываются проекты потребительского ресурсосбережение в повседневной жизни.
Подростки, как правило, хотят казаться взрослыми. Поэтому с помощью ярких, узнаваемых примеров следует подвести их к мысли о том, что у взрослых больше те только прав и свобод, но и ответственности и обязанностей. Быть взрослым надо учиться. Одним из показателей взрослость является структура потребностей человека и характер их удовлетворения, готовность к экономному потреблению, рачительному хозяйствованию. Обучающимся необходимо обеспечить доступ к информации об энергосбережении, экологии использования изделий из древесины, о расходовании пресной воды.
Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:
Хартия Земли - документ приятный ЮНЭСКО в 2003 г. в качестве этического кодекса устойчивого развития и рекомендованный для образовательных программ. Обращение к народам мира о том, что, несмотря на огромное многообразие их культур и укладов жизни, пришло время договариваться, объединять усилия, действовать совместно для решения экологических проблем, создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, универсальным правам человека, экономической справедливости, культуре мира и ненасильственного общения.
Устойчивое развитие - развитие общества, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Чувство меры - умения различать понятия «много - мало - достаточно» с учетом не только своих интересов, но и интересов окружающих людей, сохранения качества окружающей среды; умение сознательно ограничивать себя, контролировать, вовремя говорить себе «нет», взвешивать потребности и возможности их удовлетворения. Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры.
Проект - творческая деятельность, направленная на изменение окружающего мира, достижения желаемого будущего. Проект включает собственно саму разработку, пояснительную записку, самоанализ выполнения проекта.
Обучающиеся составляют текст урока для родителей, готовят к нему наглядные пособия, музыкальное сопровождение, разделяют обязанности при его проведении и т.д. Важно создать условия для педагогического творчества обучающихся, поиска и применения удачных методические приемов. Следует также обратить их внимание на необходимость контроля результативности урока (вопросы, анкеты и т.д.).
Планирование раздела №4 в системно- деятельностной форме
Учебные и практические задачи
|
Форма представления результатов
|
Критерии оценивания результатов
|
Баллы
|
Составлять текст урока для родителей на тему «Учимся жить экономно»
|
Текст урока для родителей
|
Приводит примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) не расточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывает смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объясняет необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.
|
1- 8
|
Разрабатывать проект по ресурсосбережению и представлять его
|
Презентация проектов. Информация о проектах в школьной газете
|
Выполняет проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и т.д. Обосновывает роль ресурсосбережение для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывает свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья, безопасности жизни. Предоставляет результаты проектов в школьной газете
|
|
Раздел «Экологическая безопасность природной среде» направлен на формирование представлений о роли общения челнока с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с природой, ее познании. В рамках раздела развиваются коммуникативные и личностные умения не прагматического субъект-субъектного отношения к природе. Обучающиеся знакомятся с этнокультурными традициями духовного общения с природой у разных народов, на психологических тренингах получают практический опыт проживания чувства единения в ней. У обучающихся формируется осознание ценности дикой природы, закрепляются умения эко-культурного пребывания в природной среде, безопасные как для природы, так и для человека (понятия о клещах, змеях, источниках питьевой воды и др.).
В этом разделе обучающиеся осваивают правила экологически безопасного поведения в окружающей природной среде с учетом имеющихся в ней экологических рисков.
Обучающиеся открывают для себя широкий спектр способов взаимодействия с природой, не связанных с удовлетворением своих материальных потребностей. Они убеждаются в ценности не прагматического отношения к природе, учатся видеть красоту, постигают азы эстетического восприятия природы. На практике учатся проживать и выражать испытываемые эмоции, используя разнообразные выразительные средства.
Основные понятия раздела:
Экологическое качество окружающей среды - ее способность сохранять здоровье человека, биологическое разнообразие, безопасность жизни, природные ресурсы.
Тренинг - специально организуемый процесс общения, направленный на тренировку личных качеств, действий, чувств или эмоций.
Программа (часто путают с планом) - совокупность инструкций и алгоритмов, описывающих порядок определенных действий. Например, программа концерта - порядок выступлений, программа работы группы - описание ее целей и инструкций по их достижению.
Планирование раздела №5 в системно-деятельностной форме
Учебные и практические задачи
|
Форма представления результатов
|
Критерии оценивания результатов
|
Баллы
|
Составлять программу безопасного поведения в условиях экологических рисков в местности проживания
|
Программа безопасного поведения в местных условиях
|
Составляет инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние пищевых источников и др.). Обосновывает его целесообразность с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды
|
1- 8
|
Описывать и анализировать свое отношение к природе как источнику духовного развития
|
Выводы по результатам тренинга, просмотра кинофильмов, выполнения практикума. Фотовыпуск школьной газеты
|
Доказывает, что природные ресурсы - источник удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражает свое отношение к красоте природы как источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывает возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывает аргументированные суждения о рои природы в сохранении и укреплении психологического нравственного здоровья человека
|
1- 8
|
Раздел «Мой вклад в экологическое просвещение» является итоговым. В нем реализуются индивидуальные просветительские проекты, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в окружающей среде.
Этот раздел является заключительным. Обучающиеся участвуют в различных просветительских проектах (по желанию - публичные выступления, уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов и т.д.). В проектной деятельности применяются полученные раннее предметные знания, предметные и мета-предметные умения. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:
Плакат - броское, как правило крупноформатное изображение, сопровождаемое кратким текстом в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественный образ, метафора. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и живописью.
Листовка - печатный или рукописный листок злободневного агитационного, политического или информационного содержания, предназначен для раздачи в публичных местах: на презентациях, выставках, семинарах.
Буклет - произведение печати, изготовленное на одном листе с двух сторон, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, чтобы текст мог читаться без развязки, как ширма. В форме буклета издаются краткие путеводители, рекламы, проспекты, программы и т.п. Содержит более полную информацию. чем листовка.
Просвещение - процесс распространения знаний и культуры. В наши дни роль просвещения не уменьшается, а возрастает. В условиях обилия информации разного качества очень важна доступность для каждого человека достоверных экологических сведений. Задачи экологического просвещения - информировать население об экологических рисках, способах экологически безопасной жизнедеятельности; убеждать в необходимости ресурсосбережение, экологически целесообразного здорового образа жизни, сказа от вредных привычек. Целью экологического просвещения является превращение информации в знания, убеждения, поступки, воспитание стойких привычек, направленных на обеспечение экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды. Экологическое просвещение повышает экологическую культуру общества.
Экологическая культура человека - совокупность знаний, ценностей, умений, определяющих отношение человека к природе.
Планирование раздела №6 в системно- деятельностной форме
Учебные и практические задачи
|
Форма представления результатов
|
Критерии оценивания результата (действия ученика)
|
Баллы
|
Проектировать и организовывать эколого- просветительскую работу по распространению идей экологически грамотного поведения
|
Проект. Пояснительная записка к проекту. Анализ результатов месячника экологической грамотности
|
Называет цели просветительской работы и ее формы. Формулирует правила экологически грамотного поведения в школе, дома, городской, сельской местности, природной среде. Описывает личный опыт экологически грамотного поведения. Участвует в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)
|
1-20
|
Максимальное количество баллов по сем разделам курса - 100. Низкий уровень освоения материала курса - до 30 баллов, средой - 30 -70, высокий - от 70 баллов.
Для организации курса требуется помещение и оборудование для просмотра кинофильмов, фильмотека (перечень фильмов, приведенных в программе, является примерным, он может изменяться или дополняться), изобразительные инструменты и материалы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
(70 ч внеурочной деятельности в 1-4 классах, из них 14 ч отводится на вариативный компонент)
1 КЛАСС
Дата занятий
|
Разделы
программы
|
Темы занятий
|
Описание примерного содержания
|
Формы деятельности
|
1 четверть
|
|
Раздел 1.
Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов
(16 ч, из них 8 ч - практикум)
|
1.Природа в жизни человека (3 ч: 1 ч – теория, 2 ч - практика)
2.Понятие «экология» (1 ч - теория)
3. Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство» (2 ч - теория)
4.Знакомство с произведениями изобразительного и прикладного искусства
(10 ч: 4 ч- теория, 6 ч- практика)
|
Давать определение понятия «экология».
Выражать свое отношение к красоте природы как источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Уметь различать произведения изобразительного и прикладного искусства
|
Вводный инструктаж
Использование ИКТ
Конкурс рисунков на асфальте.
Конкурс экологических рисунков.
Конкурс поделок из природного материала.
Ролевая ситуационная игра «Земля: 100 лет спустя».
Использование ИКТ
Киноклуб: видеофильмы о творчестве народов мира.
|
2 четверть
|
|
Раздел 2.
Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды
(15 ч, из них:
8 ч – практикум)
|
1.Развиваем экологическую зоркость (2 ч - практика)
2.Определение понятий «игра», «театр» (1 ч - теория)
3.Последствия деятельности человека на планете (3 ч: 1 ч – теория, 2 ч - практика)
4.Флора и фауна (2 ч -теория)
5.Вода, воздух, почва (3 ч: 1 ч- теория, 2 ч - практика)
6. Изучение образов животных и растений в фольклоре коренных народов своей местности (4 ч: 2 ч – теория. 2 ч – практика)
|
Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) бережного отношения к природным ресурсам.
Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму.
Представлять полученную информацию своими словами
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
Использование ИКТ
Конкурс пантомимы
Конкурс «Узнай меня»
Конкурс «Крестики-нолики».
Игра
«Экологическое лото».
Использование ИКТ
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), режиссер А. Бабаян.
|
3 четверть
|
|
Раздел 3.
Первые шаги в науке как показатель экологической грамотности
(23 ч, из них 12 ч - практикум)
|
1.Знакомство с основами исследовательской (проектной) деятельности (3 ч: 1 ч – теория, 2 ч –практика)
2.Определение понятий «наука», «проект» (1 ч - теория)
3. Работа с Интернет-ресурсами, в библиотеке, музее (3 ч – практика)
4.Представление материала (2 ч -практика)
5.Виды конкурсов, фестивалей, форумов и научно-практических конференций экологической направленности (база данных) (10ч: 9 ч – теория. 1 ч- практика)
6.Знакомство с Красной книгой (4 ч -практика)
|
Иметь представление о проектной деятельности.
Уметь ориентироваться в поиске и получении необходимой информации.
Публично представлять экологически информацию, разделяя факты и мнения.
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
Использование ИКТ
Конкурс экологических знаков «Светофор»
Конкурс рисунков «Красная книга. Растения и животные».
Использование ИКТ
Экологическое чтение «Занимательная ботаника», «Рассказы о животных».
Использование ИКТ
Киноклуб: видеофильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.
|
4 четверть
|
|
Раздел 4. Информационные технологии как средство экологического просвещения
(16 ч, из них 8 ч- практикум)
|
1.Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека (2 ч-теория)
2.Определение понятия «просвещение», «информационная технология» (2 ч - теория)
3.Использование информационных технологий для просветительских целей (12ч: 4 ч- теория, 8 ч - практика)
|
Называть цели просветительской работы.
Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.).
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
Использование ИКТ
Дистанционный конкурс фоторепортажей «День добрых дел»
Виртуальная экскурсия «Живая планета».
Виртуальная экскурсия «Природа родного края».
Посвящение в юные экологи.
Использование ИКТ
Киноклуб: видеофильмы о жизнедеятельности растений и животных.
|
|
|
|