|
4 КЛАСС
Дата занятий
|
Разделы
программы
|
Темы занятий
|
Описание примерного содержания
|
Формы деятельности
|
1 четверть
|
|
Раздел 1.
Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов
ч, из них 8 ч - практикум)
|
1.Природа в жизни человека (1 ч - теория)
2.Полезная информация из прошлого (1 ч - теория)
3.Источники информации об искусстве разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений (1 ч -практика)
4.Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство», «народное творчество» (1 ч - теория)
5.Знакомство с основами изобразительного искусства (1 ч - практика)
6.Средства рисования (1 ч - практика)
7.Портрет, пейзаж, натюрморт (1 ч - практика)
8. Природа как объект удовлетворения духовных потребностей человека в красоте
(1 ч - теория)
9.Способы изображения объектов природы (1 ч - практика)
10. Великие эко-художники планеты
(1 ч - теория)
11.История развития прикладного искусства (1 ч - теория)
12.Прикладное искусство как показатель чувственно-эмоционального общения человека с природой (1ч - практика)
13.Определение объектов прикладного искусства путем познания окружающей среды (1 ч - практика)
14.Знакомство с произведениями прикладного характера своей местности (1 ч -теория)
15.Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в произведениях народных промыслов (1 ч - практика)
16.Изобразительное и прикладное искусство как показатель безопасности общения человека с природой
(1 ч - теория)
|
Давать определение понятия «экология».
Доказать, что природные ресурсы являются источниками удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека.
Выражать свое отношение к красоте природы как источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования.
Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении психологического и нравственного здоровья человека
Уметь различать произведения изобразительного и прикладного искусства
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее.
|
Вводный инструктаж
Использование ИКТ
Конкурс рисунков на асфальте.
Литературный конкурс. Конкурс экологических плакатов и рисунков.
Конкурс поделок из природного материала.
Конкурс
«Мусорная мода».
Ролевая ситуационная игра «Земля: 100 лет спустя».
Использование ИКТ
Киноклуб: документальные фильмы о творчестве народов России, Московской области.
|
2 четверть
|
|
Раздел 2.
Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды
(15 ч, из них 9 ч - практикум)
|
1.Развиваем экологическую зоркость (1 ч - практика)
2.Определение понятий «игра», «актер», «мастерство», «театр», «экологический след» (1 ч - теория)
3. Работа в малых группах, правила общения (1 ч -практика)
4.Последствия деятельности человека на планете. Флора и фауна: вчера, сегодня, завтра (1 ч -практика)
5. Среда обитания. Вода, воздух, почва: состояние и перспективы (1 ч - практика)
6.Ограниченность природных ресурсов (1 ч - теория)
7. Экологические катаклизмы (1 ч - теория)
8.Изучение экологических проблем современности как проявление ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия (1 ч -теория)
9.Бережное отношение к природным ресурсам в фольклоре (1 ч - практика)
10.Изучение образов животных и растений в традициях и обычаях народов своей местности. Верования экологической направленности народов России (1 ч - практика)
11. Причины формирования сходных ценностей у разных народов планеты (1 ч - теория)
12. Художественное произведение как отражение уровня ответственности по отношению к природе (1 ч - теория)
13. Взаимоотношения человека с окружающей средой в современном кинематографе (1 ч - практика)
14.Театр как форма воздействия на экологическое сознание обучающихся (1 ч - практика)
15.Первые шаги в режиссуре. Актерское мастерство как рычаг воздействия на процесс формирования экологической культуры (1 ч - практика)
|
Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму.
Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества.
Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность.
Называть источники получения информации об экологической культуре разных времен и народов.
Выделать главную мысль, пересказывать ее своими словами
Высказывать свое мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.).
Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды
Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам.
В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее.
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
Использование ИКТ
Конкурс пантомимы «Узнай меня».
Конкурс «Экологический брей-ринг».
Конкурс «Птица года».
Конкурс «Крестики-нолики».
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Клуб экологических дискуссий.
Использование ИКТ
Киноклуб:
«Тропой бескорыстной любви» (1971),
«Рысь выходит на тропу» (1982),
«Рысь возвращается» (1986),
«Рысь идет по следу» (1994),
режиссер А. Бабаян.
|
3 четверть
|
|
Раздел 3.
Первые шаги в науке как показатель экологической грамотности
(23 ч, из них 16 ч - практикум)
|
1.Знакомство с основами исследовательской (проектной) деятельности. Определение понятий «наука», «проект», «исследование», «реферат», «автор», «консультант» и «научный руководитель проекта» (1 ч - теория)
2. Виды проектов. Структура исследовательской (проектной) работы
(1 ч -теория)
3. Основные этапы работы над проектом. Выбор темы (1 ч - практика)
4. Актуальность и новизна работы. Цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования (1 ч -практика)
5. Методика работы. Литературные и инструментальные исследования (1 ч -теория)
6.Выводы и заключение. Практическая значимость проекта
(1 ч - практика)
7. Сбор материала. Работа с первоисточниками, официальными документами, Интернет-ресурсами, в библиотеке, музее (1 ч - практика)
8. Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверной информации («предупрежден - значит вооружен»)
(1 ч - теория)
9.Причины недостоверности или заведомо ложной экологической информации. Признаки ложной информации
(1 ч – теория)
10.Представление материала (1 ч - практика)
11.Знакомство с экологическим инструментарием (1 ч - практика)
12.Проведение исследования (1 ч - практика)
13.Составление протоколов измерений (1 ч - практика)
14.Составление диаграмм, графиков, таблиц (1 ч - практика)
15.Оформление проекта (рисунков, фотографий) (1 ч - практика)
16.Стили изложения материала (1 ч - теория)
17. Виды презентаций. Правила составления презентации (1 ч - практика)
18. Защита проекта. Выступление перед аудиторией, роль ораторского искусства (1 ч - практика)
19. Речь, дикция и внешний вид. Обаяние и риторические уловки (1 ч - практика)
20. Критерии оценки работы. Экспертное заключение жюри (1 ч - практика)
21.Виды конкурсов, фестивалей, форумов и научно-практических конференций экологической направленности (база данных) (1 ч - теория)
22.Работа с Положениям и экологических конкурсов разных уровней, важность самостоятельного ориентирования в Интернет-пространстве (1 ч - практика)
23.Красная книга как первый проект (1 ч - практика)
|
Иметь представление о проектной деятельности.
Уметь ориентироваться в поиске и получении необходимой информации.
Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.).
Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, ее понимания, правильного использования.
Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией.
Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения.
Описывать признаки ложной информации.
Называть способы проверки экологической информации на достоверность
Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации.
Публично представлять экологически информацию, разделяя факты и мнения.
Представлять результаты своей работы в школьной газете и на конференции
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
Использование ИКТ
Конкурс экологических знаков «Светофор».
Конкурс рисунков «Красная книга. Растения и животные».
Конкурс «Письма от животных».
Конкурс «Эко-песни: растения и животные».
Использование ИКТ
Научно-практическая конференция (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультации у специалистов).
Клуб экологических дискуссий.
Использование ИКТ
Киноклуб: видеофильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.
|
4 четверть
|
|
Раздел 4. Информационные технологии как средство экологического просвещения
(16 ч, из них 13 ч - практикум)
|
1.Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека (1 ч - теория)
2 Определение понятия «просвещение», «информация», «технология», «информационная технология» (1 ч - теория)
3. Формы просвещения (1 ч - практика)
4. Использование информационных технологий для просветительских целей (1 ч - практика)
5.Средства представления и передачи просветительской информации (1 ч - практика)
6. Работа на уроках и занятиях с компьютером, ноутбуком, проектором, интерактивной доской, в Интернете (1 ч - практика)
7.Изготовление плакатов, буклетов, листовок с помощью современной техники (принтеры, сканеры)
(1 ч - практика)
8. Выпуск школьной газеты и создание электронных и наглядных пособий как просветительская составляющая работы школьной библиотеки (1 ч - практика)
9. Техническое оснащение в проведении мероприятий по экологии, показ видеороликов, театральных выступлений (1 ч - практика)
10. Презентации выступлений педагога и обучающихся (6 ч - практика)
11. Презентация международной Хартии Земли (1 ч - теория)
|
Называть цели просветительской работы и ее формы.
Формулировать правила экологически правильного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде.
Высказывать аргументированное мнение о значении просветительской информации в сегодняшней жизни и в будущем.
Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения.
Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла
Описывать личный опыт экологически грамотного поведения.
Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)
Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе
|
Инструктаж по ТБ и ОТ
Использование ИКТ
Конкурс листовок «Я спасаю землю».
Конкурс «Лучший эколог начальной школы».
Дистанционный конкурс фоторепортажей «День добрых дел».
Дистанционный конкурс фотографий «Экология родного края».
Виртуальная экскурсия «Как прекрасен этот мир!».
Виртуальная экскурсия «Планета будущего».
Использование ИКТ
Киноклуб: видеофильмы об экологических проблемах современности, о Хартии Земли, «Природа - наш дом».
Открытый просмотр кинофильма
«Дом - свидание с планетой» (2009), Франция.
Режиссеры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
|
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧНИЕ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: учеб. -метод.пособие/Т.Я.Ашихмина, А.И. Васильева, Л.В. Кондакова и др.; под ред. Т.Я. Ашихминой. - М. : Агар, 2000.
Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания/А.В. Гагарин. М.:Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Грини А.С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях/А.С. Гринин, В.Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект/В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. - М.,2001.
Дзятковская Е.Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» /Е.Н. Дзятковская. - М.:Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома/Е.Н. Дзятковская. - М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А.Н. На экологической тропе/А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе/ А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Педагогика, 1984.
Ищенко Г.Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6-10 лет/Г.Г.Ищенко//Книжки, нотки и игрушки. -2004.- №2. - С.19-21.
Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Просвещение, 2009.
Костко О.К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий/О.К. Костко. - М.: Аквариум, 1997.
Маглыш С.С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб. -метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков/С.С. Малыш, А.Н. Филиппов, В.А. Бахарев. - М.: ТетраСистемс, 2008.
Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологи. - Вологда: Русь, 1995. - Ч.1.
Отношение школьников к природе/под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1999.
Пономарева О.Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб. -метод. пособие /О.Н. Пономарева. - М.: Скрипторий, 2003, 2004.
Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 н.Кн.4. Здоровье и среда, в которой мы живем/П.Ревель, Ч.Ревель. - М.: Мир, 1995.
Серов Г.П. Основы экологической безопасности: учеб. - метод. пособие/ Г.П. Серов - М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
Суравегина И.Т. Как учить экологии: пособие для учителя/ И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич.- М.: Просвещение, 1995.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит. чтения по программе. «Экологическое развитие» /Л.П. Анастасова, Т.В. Кучер, И.В. Николаев. - М. : ТОО «Валеннт», 1995, 1997. - Ч.1-3.
Асланиди К.Б. Экологическая азбука для детей и подростков/ К.Б. Асланиди, М.А. Малярова, Т.В. Потапова и др.; под ред. Т.В. Потаповой, Н.Г. Рыбальского - М.: Изд. МНЕПУ, 1995.
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: рабочая тетрадь для 4-5 классов/Е.Н.Дзятковская. - М.: Образование и экология, 2008.
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы:беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей/В.Р. Дольник. - М. : LINKA PRESS, 1996.
Рянжин С.В. Экологический букварь/ С.В. Рянжин. - СПб.: Пит-Та, 1996.
Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. - Ч.1-3, 5-8, 11-13, 15,16,18,21-28.
Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника/ В.П. Ситников. - М.: Слово, 1997.
Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие /сост. Н.Ф. Церцек. - М.: Либирея - Бибинформ, 2007.
Энциклопедия для детей/метод. ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е. Ананьева. - М.: Аванта+,2003. - Т.19. Экология.
Я познаю мир: детская энциклопедия: экология/авт.-сост. А.Е. Чижевский. - М.: АСТ, 1997.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion; http://chemistry48.ru; www.school.collecsion.ru
ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКО»
Программа экологического образования, воспитания и обучения «ЭКО» рассчитана на курс начального и основного среднего образования и состоит из двух ступеней. Первая ступень охватывает обучающихся 1-4 классов.
Задачи этого курса выстроены на основе учебных задач, в соответствии с требованиями ФГОС, преемственно с экологической составляющей базовых учебных предметов основной школы и формируют у обучающихся основы экологического мышления, экологическое сознание, умения рефлексивно-оценочной и экологически ориентированной практической деятельности.
В 1-4 классах обучающиеся знакомятся с экологическими опасностями в окружающем их мире, уроками прошлого по обеспечению здоровья и экологической безопасности, способами получения информации, возможностью ее использования в современном мире; учатся кратко представлять информацию своими словами в публичной форме.
Виды учебной деятельности: научно-исследовательская, ролевая игра, проблемно- ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика.
Формы учебной деятельности: исследовательская работа в библиотеке, Интернете; оформление информационного уголка класса; дискуссионный клуб «Стыдно жить расточительно»; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты; заседания киноклуба.
Благодаря таким видам и формам деятельности создаются условия для выхода обучающихся за пределы аудитории, и формируется портфолио достижений каждого ребенка.
В рамках программы реализуется социально-проблемная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведен с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучающиеся усваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной практической деятельности.
|
|
|