Главная страница

Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении термин «Универсальные учебные действия»


Скачать 40.01 Kb.
Название Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия» в широком значении термин «Универсальные учебные действия»
Дата 22.02.2016
Размер 40.01 Kb.
Тип Документы

Универсальные учебные действия
Понятие «универсальные учебные действия»


  • В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

  • В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

  • - познавательные и учебные мотивы;

  • - учебная цель;

  • - учебная задача;

  • - учебные действия и операции;

Функции универсальных учебных действий:

Универсальный характер учебных действий:

  • Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания.

  • Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

Виды универсальных учебных действий:

  • В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

  • личностный;

  • регулятивный;

  • познавательный;

  • коммуникативный;

Условия развития познавательных мотивов:

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя

организации следующих условий:

  • - создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;

  • - формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;

  • обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;

  • оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений;

  • - организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

УУД в программном содержании

  • Реализация программы по формированию УУД побудила разработчиков ввести в тематическое планирование, сопровождающее программу каждого предмета, специальную структурную единицу - характеристику деятельности учащихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования.

  • Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения!

  • В этом новизна, современность и психологическая обоснованность примерных программ
    начального общего образования.


  • Впервые наряду со знаниевым компонентом (основные содержательные линии и дидактические единицы)

  • в программном содержании представлена номенклатура общеучебных умений, навыков и
    способов деятельности,

  • а также основных видов деятельности, которыми занимается младший школьник.

  • Например, программа русского языка нацеливает обучение на формирование таких интеллектуальных умений, как:

  • обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия и др.

  • В процессе обучения русскому язык формируются также умения, связанные с информационной
    культурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)

  • При изучении математики учащимся начальной школы предоставляется возможность (для учителя это обязательное требование)
    заниматься такими видами деятельности, как:

  • моделирование, прогнозирование, накопление опыта решения разнообразных математических задач и его самостоятельное использование в учебных ситуациях.

  • Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки…Характеризовать основные требования к изделию…Моделировать несложные изделия с разными конструкторскими особенностями…(Технология)



Примеры из программного материала

  • - Моделировать звуковой состав слова… Группировать слова по типу орфограммы…Оценивать уместность употребления…Трансформировать текст…Обосновывать целесообразность выбора языковых средств…(Русский язык)

  • - Характеризовать текст… Конструировать монологическое высказывание… Сравнивать художественный и научно – популярный тексты… (Литературное чтение

  • - Сравнивать разные способы вычислений…Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие…Прогнозировать результат вычисления…Объяснять (обосновывать ) ход решения задачи…(математика)

  • Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года…Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам… Сравнивать и различать деревья и кустарники, травы…Характеризовать природные сообщества (Окружающий мир)

Основные выводы

  • Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.