|
Раздел 4.
Информационные технологии как средство экологического просвещения (16 ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Определение понятия «просвещение», «информационная технология». Использование информационных технологий для просветительских целей. Работа на уроках и занятиях с компьютером, ноутбуком, проектором, интерактивной доской, в Интернете. Изготовление плакатов, буклетов, листовок с помощью современной техники (принтеры, сканеры). Техническое оснащение в проведении мероприятий по экологии, показ видеороликов, театральных выступлений. Презентации выступлений педагога.
Формы организации внеурочной деятельности:
Конкурс листовок «Я спасаю землю».
Дистанционные конкурсы: фоторепортажей «День добрых дел», конкурс фотографий «Памятники животным».
Виртуальные экскурсии «Живые символы Котельников», «Это было вчера: история родного края».
Киноклуб: видеофильмы об исчезнувших и исчезающих растениях, и животных, экологических проблемах современности, «Природа - наш дом».
4-й класс
Раздел 1.
Изобразительное и прикладное искусство в руках юных экологов (16 ч)
Природа в жизни человека. Полезная информация из прошлого. Источники информации об искусстве разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Определение понятий «изобразительное искусство», «прикладное искусство», «народное творчество». Знакомство с основами изобразительного искусства. Средства рисования. Портрет, пейзаж, натюрморт. Природа как объект удовлетворения духовных потребностей человека в красоте. Способы изображения объектов природы. Великие эко-художники планеты.
История развития прикладного искусства. Прикладное искусство как показатель чувственно-эмоционального общения человека с природой. Определение объектов прикладного искусства путем познания окружающей среды. Знакомство с произведениями прикладного характера своей местности. Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в произведениях народных промыслов. Изобразительное и прикладное искусство как показатель безопасности общения человека с природой.
Формы организации внеурочной деятельности:
Конкурс рисунков на асфальте, литературный конкурс, экологических плакатов и рисунков, поделок из природного материала, конкурс «Мусорная мода».
Ролевая ситуационная игра «Земля: 100 лет спустя».
Киноклуб: документальные фильмы о творчестве народов России, Московской области.
Раздел 2.
Экологические игры и актерское мастерство на защите окружающей среды (15 ч)
Развиваем экологическую зоркость. Определение понятий «игра», «актер», «мастерство», «театр», «экологический след». Работа в малых группах, правила общения.
Последствия деятельности человека на планете. Флора и фауна: вчера, сегодня, завтра. Среда обитания. Вода, воздух, почва: состояние и перспективы. Ограниченность природных ресурсов. Экологические катаклизмы. Изучение экологических проблем современности как проявление ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.
Бережное отношение к природным ресурсам в фольклоре. Изучение образов животных и растений в традициях и обычаях народов своей местности. Верования экологической направленности народов России. Причины формирования сходных ценностей у разных народов планеты. Художественное произведение как отражение уровня ответственности по отношению к природе. Взаимоотношения человека с окружающей средой в современном кинематографе. Театр как форма воздействия на экологическое сознание обучающихся. Первые шаги в режиссуре. Актерское мастерство как рычаг воздействия на процесс формирования экологической культуры.
Формы организации внеурочной деятельности:
Конкурсы пантомимы «Узнай меня», «Экологический брей-ринг», «Птица года», «Крестики-нолики».
Ролевая игра «Экологический след нашего класса».
Клуб экологических дискуссий.
Киноклуб: «Тропой бескорыстной любви» (1971), «Рысь выходит на тропу» (1982), «Рысь возвращается» (1986), «Рысь идет по следу» (1994), режиссер А. Бабаян.
Раздел 3.
Первые шаги в науке как показатель экологической грамотности (23 ч)
Знакомство с основами исследовательской (проектной) деятельности. Определение понятий «наука», «проект», «исследование», «реферат», «автор», «консультант» и «научный руководитель проекта». Виды проектов. Структура исследовательской (проектной) работы. Основные этапы работы над проектом. Выбор темы. Актуальность и новизна работы. Цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования. Методика работы. Выводы и заключение. Практическая значимость проекта. Сбор материала. Работа с первоисточниками, официальными документами, Интернет-ресурсами, в библиотеке, музее. Достоверная и ложная экологическая информация. Важность достоверной информации («предупрежден - значит вооружен»). Причины недостоверности или заведомо ложной экологической информации. Признаки ложной информации. Представление материала. Литературные и инструментальные исследования. Знакомство с экологическим инструментарием. Проведение исследования. Составление протоколов измерений. Составление диаграмм, графиков, таблиц. Оформление проекта (рисунков, фотографий). Стили изложения материала. Виды презентаций. Правила составления презентации. Защита проекта. Выступление перед аудиторией, роль ораторского искусства. Речь, дикция и внешний вид. Обаяние и риторические уловки. Критерии оценки работы. Экспертное заключение жюри.
Виды конкурсов, фестивалей, форумов и научно-практических конференций экологической направленности (база данных). Работа с Положениям и экологических конкурсов разных уровней, важность самостоятельного ориентирования в Интернет-пространстве. Красная книга как первый проект.
Формы организации внеурочной деятельности:
Конкурс экологических знаков «Светофор», конкурс рисунков «Красная книга. Растения и животные», «Письма от животных», «Эко-песни: растения и животные».
Научно-практическая конференция (исследовательская работа в библиотеке, Интернете, со справочной литературой, официальными документами, консультации у специалистов).
Клуб экологических дискуссий.
Киноклуб: видеофильмы об экологических опасностях и экологически безопасном образе жизни в своем регионе.
Раздел 4.
Информационные технологии как средство экологического просвещения (16 ч)
Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Определение понятия «просвещение», «информация», «технология», «информационная технология». Формы просвещения. Использование информационных технологий для просветительских целей. Средства представления и передачи просветительской информации. Работа на уроках и занятиях с компьютером, ноутбуком, проектором, интерактивной доской, в Интернете. Изготовление плакатов, буклетов, листовок с помощью современной техники (принтеры, сканеры). Выпуск школьной газеты и создание электронных и наглядных пособий как просветительская составляющая работы школьной библиотеки. Техническое оснащение в проведении мероприятий по экологии, показ видеороликов, театральных выступлений. Презентации выступлений педагога и обучающихся. Презентация международной Хартии Земли.
Формы организации внеурочной деятельности:
Конкурс листовок «Я спасаю землю», «Лучший эколог начальной школы».
Дистанционные конкурсы: фоторепортажей «День добрых дел», конкурс фотографий «Экология родного края».
Виртуальные экскурсии «Как прекрасен этот мир!», «Планета будущего».
Киноклуб: видеофильмы об экологических проблемах современности, о Хартии Земли, «Природа - наш дом».
Открытый просмотр кинофильма «Дом - свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссеры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран.
ПЕРЕЧЕНЬ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Программа по внеурочной деятельности строится с учетом следующих содержательных линий:
изобразительное прикладное искусство в руках юных экологов;
экологические игры актерское мастерство на защите окружающей среды;
первые шаги в науке как показатель экологической грамотности;
информационные технологии как средство экологического просвещения.
Содержание работы школы экологической грамотности структурировано в виде четырех разделов-модулей.
Раздел «Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению» направлен на развитие важного метода познания - экологического мышления. В данном разделе закладываются основы экосистемой познавательной модели, позволяющей мысленно выделять в окружающем мире систему «живое - окружающая его среда»; анализировать ее; обсыпать потребности живого в экологических условиях жизни; факторы окружающем среды, дающие возможности удовлетворения этих потребностей или несущие в себе опасность для жизни. Рассматриваются модели поведения по избранию экологической опасности, приспособления к ней или активному ее устранению. Формируется опыт обнаружения экологических рисков в повседневной жизни.
Для организации работы по этому разделу учителю следует подобрать источники (интернет-сайты, каталоги в библиотеке, записи теле- и радиопередач, газетные заметки) актуальной для школьников информации об экологических опасностях, типичных для данной местности. Экологические опасности могут быть как природного характера, так и вызванными хозяйственной деятельностью человека. К экологическим опасностям природного характера относятся, например: геохимические аномалии (пониженное содержание почве и воде йода; естественная повышенная радиоактивность и др.), наводнения, пылевые бури, высокое геомагнитные поле, негативно влияющее на здоровье человека, особенности климата и т.д. К экологическим опасностям антропогенного характера относятся: загрязнение почвы, а значит и сельхозпродукции, избытком химикатов, воды канализационными стоками, сбросами от предприятий; поступление в атмосферу выхлопные газов от транспортных средств, предприятий, горящих свалок мусора и т.д. Обучающиеся должны обобщить информацию о наиболее вероятных чрезвычайных экологических ситуациях в своей местности, условиях их вероятного развития, возможностях предсказания, способах оповещения населения.
Этот раздел является вводным, поэтому следует уделить особое внимание освоению понятийно-терминологического аппарата курса.
Глоссарий - словарь терминов в какой-либо области в их толкованием.
Экология - наука, изучающая связи всего живого с окружающей средой.
Экологическое мышление - способность рассматривать любой объект с точки зрения его связей с окружающей средой.
Экологический риск - вероятность появления негативных изменений в природной среде и здоровье человека, вызванных природными или антропоидными воздействиями.
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Стратегии безопасного поведения - избегание опасности, приспособление к ней или устранение ее.
Экологическая грамотность - знания, умения человека, обеспечивающие экологическую безопасность ему, окружающим его людям, природной среде.
Планирование раздела №1 в системно-деятельностной форме
Учебные и практические задачи
|
Формы представления результатов
|
Критерии оценивания результата (действия ученика)
|
Баллы
|
Объяснить значение понятий (экология, экологическое мышление, экологический риск, экологическая безопасность, стратегии безопасного поведения, экологическая грамотность), иллюстрируя их примерами.
|
Глоссарий. Текст. Анкета
(по результатам участия в ролевой игре, работе киноклуба)
|
Называет предмет изучения науки экологии. Дает определения понятий «экологический риск», «экологическая безопасность». Объясняет смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязи живого с окружающей средой. Приводит примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называет источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирает стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение ее. Приводит доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.
|
1- 8
|
Описывать действия, необходимые для получения информации, предупреждающей об экологической опасности, и ставить перед собой учебные задачи по овладению этими действиями
|
Учебные задачи. Правила работы с информацией в кружке «Рожденные экологией», редколлегии школьной газеты «Экологическая тропа»
|
Называет источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализирует личный опыт поиска необходимой информации, ее понимания, правильного использования. Называет и оценивает личные затруднения при работе с информацией. Формулирует индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывает преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называет правила совместной работы в кружке «Рожденные экологией», редколлегии школьной газеты «Экологическая тропа».
|
1- 8
|
В разделе «Экологическая грамотность: уроки прошлого» общается историко-культурный опыт экологически безопасной жизнедеятельности местного населения, дается оценка возможности его использования в современной жизни. Развиваются обще-учебные умения целенаправленного поиска необходимой информации в различных источниках (музеи, библиотеки, Интернет), ее анализа, общения, фиксации. Формируются коммуникативные умения организации работы в малых группах сотрудничества детей и взрослых по выполнению исследовательских проектов.
На практических занятиях и экскурсиях обучающиеся узнают об экологических традициях питания, строительство домов, их убранства, народных ремесел, фольклора местных народов; отношения людей в прошлом к расточительному природопользованию, случаям экологического вандализма, вредным привычкам. Знакомятся с источниками исторической эколого-культурной информации, способами ее фиксации, высказывают суждения о возможности использования этих источников в современной жизни, учиться представлять полученную информацию своими словами.
Обучающиеся используют следующие понятия:
Коренные народы - исконное население данной территории, сохранившее традиционный уклад жизни, особые формы хозяйственной деятельности.
Экологически безопасный образ жизни - образ жизни, не оказывающий негативного влияния на природное окружение и состояние здоровья человека.
Экологический вандализм - намеренный акт разрушения или порчи природных объектов, агрессивное поведение человека по отношению к объектам природы, которое не является ответом на угрозу со стороны природы и не связано с удовлетворение материальных потребностей человека.
Природопользование - использование природных в процессе хозяйственной деятельности для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
Планирование раздела №2 в системно-деятельностной форме
Учебные и практические задачи
|
Форма представления результатов
|
Критерии оценивания результата
(действия ученика)
|
Баллы
|
Находить экологическую информацию, фиксировать ее, выделять главное и пересказывать своими словами
|
Практикум
|
Называет источники получения информации об экологической культуре разных времен и народов. Называет и применяет способы фиксации информации. Выделяет главную мысль, пересказывает ее своими словами
|
1- 8
|
Составлять популярный текст о традициях и обычаях местных народов. Вести здоровый и безопасный образ жизни
|
Глоссарий. Информация, зафиксированная в той или иной форме, по результатам экскурсий. Популярный текст для школьной газеты
|
Анализирует обычаи и традиции народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывает аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводит примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представляет полученную информацию своими словами
|
|
Раздел «Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности» предусматривает освоение основного принципа экологически безопасного поведения - принципа предосторожности («не навреди»). Развиваются познавательные и коммуникативные умения по сбору и проверке на достоверность современной экологической информации. Например, по вопросам качества питьевой воды, воздуха, продуктов питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов; публичного устного и письменного представления информации.
Обучающиеся знакомятся со способами обеспечения экологической безопасности в повседневных ситуациях в школе и дома. Учатся экологически безопасному использованию посуды, домашней техники, мебели, стройматериалов, средств бытовой химии, способам очистки питьевой воды, защиты от шума, экологически грамотной покупки товара, подготовки продуктов питания для приготовления экологически чистых кулинарных блюди т.д. Тренируются различать ложную и достоверную информацию об экологических опасностях в окружающей среде.
Обучающиеся используют следующие понятия:
Принцип предосторожности - принцип предусмотрительности в экономической деятельности для предупреждения ее возможных неблагоприятных экологических последствий; сходен с принципом «не навреди» в медицине.
Достоверная информация - факты, сведения, которые можно наблюдать или перепроверять на основании других наблюдений, достоверность которых доказана.
Факт - знание, достоверность которого строго установлена: событие, которое произошло.
Мнение - оценка человеком чего-нибудь, отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, взгляд на что-нибудь.
Урок - законченный и целостный отрезок учебного процесса, направленный на решение задач образования, развития и воспитания учащихся.
Эссе - сочинение небольшого объема, свободное по форме, в котором выражаются индивидуальные впечатления и соображения автора. Для эссе характерны образность, метафоричность, афористичность, установка на разговорную речь.
Обучающимся предоставляется возможность попробовать свои силы в роли учителя сначала в своем классе, а затем в начальной школе. Школьники знакомятся с правилами ведения урока, его этапами; готовят средства обучения; учиться держать себя перед аудиторией; осваивают умение излагать мысли своими словами, ориентироваться в новой ситуации, действовать на основе импровизации; узнают, чем отличается факт от мнения и как можно использовать факты и мнения для доказательства и убеждения.
Планирование раздела №3 в системно- деятельностной форме
Учебные практические задачи
|
Форма представления результатов
|
Критерии оценивания результата (действия ученика)
|
Баллы
|
Демонстрировать сверстникам умение различать достоверную и ложную экологическую информацию
|
Глоссарий. Эссе для классной газеты.
Текст урока для сверстников
|
Высказывает мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологические безопасного поведения. Описывает признаки ложной информации. Называет способы проверки экологической информации на достоверность
|
1-8
|
Выступать в роли учителя, освещая вопросы экологически безопасного образа жизни для младших школьников
|
Протоколы практикума «Экологическая безопасность в школе и дома». Текст урока для младших школьников
|
Объясняет своими словами смысл принципа предосторожности. Применяет его в работе с экологической информацией. Перечисляет проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различает достоверные знания и мнения о них. Взаимодействует в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представляет экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения. Представляет достоверные факты в кратком виде, без искажения их смысла
|
|
|
|
|