Пояснительная записка.
Рабочая программа курса письма и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой и., федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; русский язык для 8 класса 8 вида автора – составителя Н.Г. Галунчиковой,Э.В. Якубовской и базисного учебного плана на 2012-2013 учебный год.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.
Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
ЗАДАЧИ:
Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 мин). В 8 классах отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися . Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Распределение учебных часов и контрольных работ по четвертям осуществляется следующим образом:
8 класс
Четверть
|
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
|
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
|
I
|
33
|
2
|
II
|
30
|
2
|
III
|
40
|
2
|
IV
|
33
|
2
|
Год
|
136
|
9
|
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 8 классах – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная,урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются ТСО: видеофрагменты фильмов
(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон)
Тематическое планирование русского языка в 8 классе
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Краткое содержание темы
|
Обязательный минимум
ЗУН
|
Примечание
|
1.
|
Предложение. Текст
|
8
|
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а. но и без союзов.
|
УДУ:
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
• делить текст на предложения;
• выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
• писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера;
строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
УДЗ :
главные и второстепенные члены предложения;
однородные члены предложения
|
|
2.
|
Состав слова
|
13
|
Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
|
УДУ:
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
УДЗ:
способы проверки написания гласных и согласных в корне слов;
алфавит;
наиболее распространённые правила проверки слов.
|
|
3.
|
Имя существительное.
|
16
|
Грамматические категории. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Правописание существительных единственного и множественного числа с шипящей на конце.
Составление рассказа с последовательным развитием действия или события.
|
УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
|
|
4.
|
Имя прилагательное.
|
13
|
Значение в речи.
Дифференциация существительных и прилагательных. Составление словосочетаний с прилагательными, употребленными в переносном значении. Сопоставление прямого и переносного значения прилагательных.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний. Имена прилагательные на
- ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
|
УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц
|
|
5.
|
Местоимение
|
14
|
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
|
УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос, с помощью опорных таблиц
|
|
6.
|
Глагол. Текст
|
40
|
Значение в речи.
Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Число глаголов.
Составление словосочетаний глаголов с именами существительными
Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам, по лицам.
Различение окончаний глаголов I и II спряжения.
|
УДЗ:
названия частей речи, их значение, использование в речи;
УДУ:
• доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос ,с помощью опорных таблиц
|
|
|
Предложение. Текст
|
27
|
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами.
Главные и второстепенные члены в качестве однородных. Распространенные однородные члены. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
|
УДУ:
писать небольшое по объёму изложение и сочинение творческого характера;
оформлять все виды деловых
бумаг
строить простые распространённые и нераспространённые предложения, предложения с однородными членами, сложные предложения;
-
использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос;
УДЗ
главные и второстепенные члены предложения;
|
|
6.
|
Повторение.
|
5
|
Работа с деформированным текстом.
Изложения.
Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.
|
УДУ:
связно высказываться устно, письменно (по плану);
УДЗ
названия частей речи, их значение, использование в речи
|
|
|