Главная страница

Пояснительная записка


Скачать 210.1 Kb.
Название Пояснительная записка
Дата 12.02.2016
Размер 210.1 Kb.
Тип Пояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования.

Цели и задачи

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях ;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;

  • обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;

  • обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

  • повышение качества преподавания предмета

Задачи курса:

  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

  • изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации.

Сведения о программе

Программа составлена на основе программы Н. Д. Угриновича – кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, автора учебного и программно-методического комплекса по курсу "Информатика и ИКТ" для 7 - 9 классов и ЦОР к нему.

Данную программу считаю приемлемой для обучения курса информатики на базовом уровне. Программа курса используется без изменений.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 9-11 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение в нашей школе начинается с 2 класса. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 7 класса отводится 35 чаов , 1 час в неделю, в том числе 21 практическая работа, 3 контрольные работы.

Планирование курса «Информатики и ИКТ» ориентировано на учебник Н.Д. Угриновича (Москва, БИНОМ, 2012 г), рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-14 учебный год

Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» строится на использовании свободно распространяемых программ. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома

Формы организации образовательного процесса

Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный , обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:

-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;

-технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;

-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический

Технологии обучения

Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией:

· собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты;

· анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем;

· обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем;

· применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и Технологии обучения предполагает применение в учебном процессе компьютера, который используется как эффективное средство поддержки обучения школьников, а также

модульное обучение, практико-ориентированное обучение, развивающее, дифференцированное обучение, развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Большое внимание следует уделять самостоятельной постановке учащимися целей и темы урока.


Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

В 7 классе используется несколько различных форм кон­троля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

Контрольная работа на опросном листе содержит условия за­даний и предусматривает места для их выполнения. В зависи­мости от временных ресурсов и подготовленности учеников учи­тель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

Практические контрольные работы для учащихся 7 клас­са распределены по трем уровням сложности. Важно правиль­но сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

Тематические и итоговые контрольные работы


1

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Тематический контроль

Разноуровневая контрольная работа

2

Обработка текстовой информации

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Обработка графической информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Коммуникационные технологии

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

Тематическое планирование.

Общее число часов – 35 ч.
1. Компьютер и программное обеспечение (12ч)

История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.

Данные и программы.

Файлы и файловая система.

Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы

Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры

Практическая работа № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера

Практическая работа № 3. Знакомство с графическим интерфейсом Windows

Практическая работа № 4. Разрешающая способность экрана монитора и мыши

Практическая работа № 5. Форматирование дискеты

Практическая работа № 6. Проверка дискеты

Практическая работа № 7. Дефрагментация дискеты

Практическая работа № 8. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти

Практическая работа № 9. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

Учащиеся должны:

· знать функциональную схему компьютера;

· знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;

· перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

· знать назначение и основные функции операционной системы;

· уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);

· уметь работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);

· соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.

2. Технология обработки графической информации (22ч)

Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.

Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.

Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов.

Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 10. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

Практическая работа № 11. Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях

Практическая работа № 12. Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора Paint

Практическая работа № 13. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word

Практическая работа № 14. Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw

Практическая работа № 15. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw

Практическая работа № 16. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа № 17. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

Практическая работа № 18. Создание анимации, встроенной в презентацию

Практическая работа № 19. Мультимедийные эффекты при появлении объектов на слайдах

Практическая работа № 20. Разработка мультимедийной интерактивной презентации “Устройство компьютера”

Практическая работа № 21. Разработка презентации “История развития ВТ” с помощью автопилота

Учащиеся должны:

· объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;

· уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

· уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;

· иметь представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;

· уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:

знать:

  • основные устройства компьютера;

  • структуру внутренней памяти компьютера;

  • файловый способ организации данных в компьютере;

  • принципы работы в текстовых графических редакторах;

  • принципиальные отличия растровой и векторной графики;

  • инструменты растрового и векторного ГР;

  • приёмы создания и редактирования изображений;

  • понятия «мультимедиа», «анимация»;

  • основные информационные ресурсы Интернета;

уметь:

  • работать на клавиатуре;

  • определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;

  • обслуживать диски при помощи соответствующих программ;

  • работать и ориентироваться в файловой системе;

  • работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);

  • работать с антивирусными программами.

  • создавать документы в текстовых редакторах;

  • редактировать и форматировать данные в текстовом документе;

  • настраивать палитру цветов;

  • ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;

  • создавать и редактировать растровые и векторные изображения;

  • ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;

  • искать информацию в Интернете;

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно - ориентированных заданий, ИКТ.


Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  2. Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  5. Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010.

  7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  8. Угринович Н.Д.. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010.

Оборудование и приборы

  1. Операционная система Windows.

  2. Пакет офисных приложений Microsoft Offise

  3. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (54).

  4. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).



.




Тема урока

Основные понятия

Кол – во часов

Подготовка к итоговой аттестации по кодификатору ГИА.

Домашнее задание

План

Факт


Тема 1. Компьютер и программное обеспечение (12 часов)



1

История развития вычислительной техники. Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

инструктаж по технике безопасности

Компьютер, информация, информатика, поколения ПК

1




1.1.1

§ 1.1

2

Устройство компьютера. Процессор. Устройство ввода информации. Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

Виды информации, процессор, ЖМД, ГМД, CD, DVD диски,мышь, клавиатура

1




1.4.1

§ 1.2.1, 1.2.2

3

Устройства вывода и хранения информации. Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

Принтер, сканер, настольный, портативный, карманный

1




1.4.1


§ 1.2.3 – 1.2.5

4

Данные и программы.

Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

Даны, программа, пользователь, магистраль

1




1.4.3

§ 1.3

5

Файлы и файловая система. Файл. Пр. р. № 3. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Задание 1.

Файл, имя файла, расширение, размер файла

1




2.1.2

§ 1.4.1

6

Файловая система. Пр. р. № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Задания 1 и 2.

Путь к файлу, полное имя файла, операции над файлами

1




2.1.2

§ 1.4.2

7

Архивация файлов и дефрагментация дисков.

Пр. р. № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Задание 3.

Пр. р. № 3. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Задания 2, 3.

Архивация, дефрагментация

1




2.1.2

§ 1.4.3

8

Программное обеспечение компьютера.

Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.

Виды программного обеспечения, установка и загрузка операционной системы

1




1.4.3

§ 1.5.1

9

Прикладное программное обеспечение.

Пр. р. № 4. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.

Пр. р. № 5. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти

Программное обеспечение

1

.

1.4.3

§ 1.5.2

10

Графический интерфейс операционных систем и приложений. Пр. р. № 6. Знакомство с графическим интерфейсом Windows.

Рабочий стол, окна, диалоговая панель, контекстное меню

1




1.4.2

§ 1.6

11

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Пр. р. № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Вирусы, виды компьютерных вирусов, антивирусные программы

1







§ 1.7. Повторить § 1.1-1.6.

12

Контрольная работа №1 «Компьютер и программное обеспечение».






1









Тема 2. Технология обработки графической информации (22 часа)


13

Растровая и векторная графика.

Пр. р. № 8. Знакомство с графическим интерфейсом и особенностями работы в растровом редакторе Paint.

Графика, компьютерная графика.

1




2.3.3

§ 2.1.

14

Растровые и векторные графические редакторы.

Пр. р. № 8 Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.

Растровые и векторные изображения

1




2.3.3

§ 2.2.1, 2.2.2

15

Сохранение графических файлов в различных форматах.

Пр. р. № 10. Сохранения изображения в различных графический форматах с помощью растрового редактора Paint

редактора Paint

1




2.3.3

§ 2.2.3

16

Интерфейс графических редакторов. Пр. р. № 12. Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw

Интерфейс, инструменты, рисования, палитра

1




2.3.3

§ 2.3.1, 2.3.2

17

Редактирование рисунка.

Пр. р. № 12 Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw

Преобразование рисунка

1




2.3.3

§ 2.3.3

18

Палитра цветов. Пр. р. № 11. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOfficeDraw

Палитра, инструменты рисования

1




2.3.3

§ 2.3.4

19 - 20

Текстовые инструменты.

Пр. р. № 9 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенным в текстовый редактор Word


Векторный редактор, инструменты рисования

2




2.3.1

2.3.5 –2,3,6

21

Творческий проект. Создание иллюстрированного альбома на заданную тему.

Растровые и векторные редакторы

1










22

Система компьютерного черчения. Пр. р. № 14. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС

СКЧ, панели переключения

1




2.5.1

2.4 – 2.4.1

23

Построение основных чертежных объектов

Пр. р. № 14. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС

Элементы окна СКЧ, автоматический ввод, ручной ввод

1




2.5.1

2.4.2

24

Пр. р. № 15. Выполнение геометрический построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

СКЧ

1




2.5.1




25

Компьютерные презентации.

Пр. р. № 20. Знакомство с готовыми образцами компьютерных презентаций.

Презентация, группировка, слайд

1




2.2.1

§ 2.5.1

26

Дизайн презентации и макеты слайдов. Пр. р. № 21. Знакомство со способами создания презентаций.

Макет слайда, дизайн презентации


1




2.2.1

§ 2.5.2.

Подобрать тему и материал для презентации.

27

Использование анимации и звука в презентации.

Пр. р. № 16 создание анимации, встроенной в презентацию

Презентация, группировка, слайд

1




2.2.1

§ 2.5.3

28

Использование анимации и звука в презентации.

Пр. р. № 17 Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах.

Презентация, группировка, слайд

1




2.2.1

§2.5.3

29

Демонстрация презентации. Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.

презентация

1




2.2.1

§ 2.5.4

30 - 31

Творческий проект. Создание мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему. Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»




2







Повторить тему «Компьютерные презентации». § 2.5

32 - 33

Творческий проект. Создание мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему. Пр. р. № 19. Создание презентации («История развития вычислительной техники» с помощью автопилота




2







Повторить тему «Компьютерные презентации». § 2.5

34 - 35

Защита творческого проекта на заданную тему




2












«Утверждаю»

директор школы

______________

«__»_______2013г.


«Согласовано»

зам.директора по УВР

_________________

«__»_________2013г.


«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № __

«__»_________2013г.



Тематическое планирование

по информатике и ИКТ

7 класс

Учитель: Старкова Е.Е.