|
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования.
Цели и задачи
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, технологиях ;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
формирование у учащихся практических умений и навыков в области коммуникационных технологий;
обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
обеспечение достижения обучающихся результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
повышение качества преподавания предмета
Задачи курса:
-
дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;
познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
изучить архитектуру ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; устройств ввода, вывода и хранения информации.
Сведения о программе
Программа составлена на основе программы Н. Д. Угриновича – кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией информатики Московского института открытого образования, автора учебного и программно-методического комплекса по курсу "Информатика и ИКТ" для 7 - 9 классов и ЦОР к нему.
Данную программу считаю приемлемой для обучения курса информатики на базовом уровне. Программа курса используется без изменений.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 9-11 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, его изучение в нашей школе начинается с 2 класса. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 7 класса отводится 35 чаов , 1 час в неделю, в том числе 21 практическая работа, 3 контрольные работы.
Планирование курса «Информатики и ИКТ» ориентировано на учебник Н.Д. Угриновича (Москва, БИНОМ, 2012 г), рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-14 учебный год
Место курса в решении общих целей и задач на II ступени обучения.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов, моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения
В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» строится на использовании свободно распространяемых программ. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома
Формы организации образовательного процесса
Основной формой проведения занятий является урок (изучение новых знаний, закрепление знаний, комбинированный , обобщения и систематизации знаний, контроля и оценки знаний), в ходе которого используются:
-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;
-технологии обучения: беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и практическая работы;
-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, беседа, опорный конспект, самостоятельная работа, итоговый, текущий, тематический
Технологии обучения
Современное информационное общество предъявляет ко всем типам образовательных учреждений новые требования к подготовке выпускников. Учащиеся должны иметь необходимые знания, умения и навыки, адаптационные, мыслительные и коммуникативные способности, а также владеть способами работы с информацией:
· собирать необходимые для решения имеющихся проблем факты;
· анализировать их, предлагать гипотезы решения проблем;
· обобщать факты, сопоставлять решения, устанавливать статистические закономерности, аргументировать свои выводы и применять их для решения новых проблем;
· применять современные средства получения, хранения, преобразования информации и Технологии обучения предполагает применение в учебном процессе компьютера, который используется как эффективное средство поддержки обучения школьников, а также
модульное обучение, практико-ориентированное обучение, развивающее, дифференцированное обучение, развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Большое внимание следует уделять самостоятельной постановке учащимися целей и темы урока.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
В 7 классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольная работа на опросном листе содержит условия заданий и предусматривает места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 7 класса распределены по трем уровням сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Тематические и итоговые контрольные работы
1
|
Компьютер как универсальное устройство для обработки информации
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая контрольная работа
|
2
|
Обработка текстовой информации
|
Тематический контроль
|
Контрольная работа на опросном листе
|
3
|
Обработка графической информации
|
Тематический контроль
|
Разноуровневая практическая контрольная работа
|
4
|
Коммуникационные технологии
|
Тематический контроль
|
Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
|
Тематическое планирование.
Общее число часов – 35 ч.
1. Компьютер и программное обеспечение (12ч)
История развития вычислительной техники. Устройство компьютера: процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память, типы персональных компьютеров.
Данные и программы.
Файлы и файловая система.
Программное обеспечение компьютера: системное и прикладное. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы
Графический интерфейс операционной системы и приложений. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Основные элементы графического интерфейса: рабочий стол, окна, диалоговые панели, контекстные меню объектов.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры
Практическая работа № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера
Практическая работа № 3. Знакомство с графическим интерфейсом Windows
Практическая работа № 4. Разрешающая способность экрана монитора и мыши
Практическая работа № 5. Форматирование дискеты
Практическая работа № 6. Проверка дискеты
Практическая работа № 7. Дефрагментация дискеты
Практическая работа № 8. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти
Практическая работа № 9. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
Учащиеся должны:
· знать функциональную схему компьютера;
· знать, как характеристики основных устройств компьютера влияют на его производительность;
· перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;
· знать назначение и основные функции операционной системы;
· уметь работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
· уметь работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);
· соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.
2. Технология обработки графической информации (22ч)
Растровая и векторная графика. Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных форматах.
Интерфейс графических редакторов: область рисования, инструменты рисования, редактирование рисунка, палитра цветов, текстовые инструменты, геометрические преобразования.
Системы компьютерного черчения. Система компьютерного черчения КОМПАС. Построение основных чертежных объектов.
Компьютерные презентации. Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации. Демонстрация презентация.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 10. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint
Практическая работа № 11. Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях
Практическая работа № 12. Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора Paint
Практическая работа № 13. Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word
Практическая работа № 14. Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw
Практическая работа № 15. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw
Практическая работа № 16. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа № 17. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
Практическая работа № 18. Создание анимации, встроенной в презентацию
Практическая работа № 19. Мультимедийные эффекты при появлении объектов на слайдах
Практическая работа № 20. Разработка мультимедийной интерактивной презентации “Устройство компьютера”
Практическая работа № 21. Разработка презентации “История развития ВТ” с помощью автопилота
Учащиеся должны:
· объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
· уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
· уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;
· иметь представление о назначении и возможностях систем компьютерного черчения;
· уметь выполнять с помощью систем компьютерного черчения геометрические построения.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса информатики 7 класса обучающиеся должны:
знать:
основные устройства компьютера;
структуру внутренней памяти компьютера;
-
файловый способ организации данных в компьютере;
принципы работы в текстовых графических редакторах;
принципиальные отличия растровой и векторной графики;
инструменты растрового и векторного ГР;
приёмы создания и редактирования изображений;
понятия «мультимедиа», «анимация»;
основные информационные ресурсы Интернета;
уметь:
работать на клавиатуре;
определять информационную ёмкость дисков и количество на них свободной памяти;
обслуживать диски при помощи соответствующих программ;
работать и ориентироваться в файловой системе;
работать с графическим интерфейсом Windows (диалоговыми панелями, контекстными меню);
работать с антивирусными программами.
создавать документы в текстовых редакторах;
редактировать и форматировать данные в текстовом документе;
настраивать палитру цветов;
ориентироваться в интерфейсе изучаемых программ;
создавать и редактировать растровые и векторные изображения;
ориентироваться в информационных ресурсах сети Интернет;
-
искать информацию в Интернете;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономические и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечивать надежное функционирование средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением компетентностно - ориентированных заданий, ИКТ.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Угринович Н.Д. Уроки информатики в 7-9 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д. Задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2010.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Угринович Н.Д.. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 7-11». – М.: БИНОМ. 2010.
Оборудование и приборы
Операционная система Windows.
Пакет офисных приложений Microsoft Offise
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (54).
Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д.. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).
.
№
|
Тема урока
|
Основные понятия
|
Кол – во часов
|
Подготовка к итоговой аттестации по кодификатору ГИА.
|
Домашнее задание
|
План
|
Факт
|
Тема 1. Компьютер и программное обеспечение (12 часов)
|
1
|
История развития вычислительной техники. Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.
инструктаж по технике безопасности
|
Компьютер, информация, информатика, поколения ПК
|
1
|
|
1.1.1
|
§ 1.1
|
2
|
Устройство компьютера. Процессор. Устройство ввода информации. Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.
|
Виды информации, процессор, ЖМД, ГМД, CD, DVD диски,мышь, клавиатура
|
1
|
|
1.4.1
|
§ 1.2.1, 1.2.2
|
3
|
Устройства вывода и хранения информации. Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.
|
Принтер, сканер, настольный, портативный, карманный
|
1
|
|
1.4.1
|
§ 1.2.3 – 1.2.5
|
4
|
Данные и программы.
Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.
|
Даны, программа, пользователь, магистраль
|
1
|
|
1.4.3
|
§ 1.3
|
5
|
Файлы и файловая система. Файл. Пр. р. № 3. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Задание 1.
|
Файл, имя файла, расширение, размер файла
|
1
|
|
2.1.2
|
§ 1.4.1
|
6
|
Файловая система. Пр. р. № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Задания 1 и 2.
|
Путь к файлу, полное имя файла, операции над файлами
|
1
|
|
2.1.2
|
§ 1.4.2
|
7
|
Архивация файлов и дефрагментация дисков.
Пр. р. № 2. Работа с файлами с использованием файлового менеджера. Задание 3.
Пр. р. № 3. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты. Задания 2, 3.
|
Архивация, дефрагментация
|
1
|
|
2.1.2
|
§ 1.4.3
|
8
|
Программное обеспечение компьютера.
Пр. р. № 1. Ввод текстовой информации с помощью клавиатуры.
|
Виды программного обеспечения, установка и загрузка операционной системы
|
1
|
|
1.4.3
|
§ 1.5.1
|
9
|
Прикладное программное обеспечение.
Пр. р. № 4. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.
Пр. р. № 5. Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти
|
Программное обеспечение
|
1
|
.
|
1.4.3
|
§ 1.5.2
|
10
|
Графический интерфейс операционных систем и приложений. Пр. р. № 6. Знакомство с графическим интерфейсом Windows.
|
Рабочий стол, окна, диалоговая панель, контекстное меню
|
1
|
|
1.4.2
|
§ 1.6
|
11
|
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Пр. р. № 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.
|
Вирусы, виды компьютерных вирусов, антивирусные программы
|
1
|
|
|
§ 1.7. Повторить § 1.1-1.6.
|
12
|
Контрольная работа №1 «Компьютер и программное обеспечение».
|
|
1
|
|
|
|
Тема 2. Технология обработки графической информации (22 часа)
|
13
|
Растровая и векторная графика.
Пр. р. № 8. Знакомство с графическим интерфейсом и особенностями работы в растровом редакторе Paint.
|
Графика, компьютерная графика.
|
1
|
|
2.3.3
|
§ 2.1.
|
14
|
Растровые и векторные графические редакторы.
Пр. р. № 8 Редактирование изображений в растровом редакторе Paint.
|
Растровые и векторные изображения
|
1
|
|
2.3.3
|
§ 2.2.1, 2.2.2
|
15
|
Сохранение графических файлов в различных форматах.
Пр. р. № 10. Сохранения изображения в различных графический форматах с помощью растрового редактора Paint
|
редактора Paint
|
1
|
|
2.3.3
|
§ 2.2.3
|
16
|
Интерфейс графических редакторов. Пр. р. № 12. Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw
|
Интерфейс, инструменты, рисования, палитра
|
1
|
|
2.3.3
|
§ 2.3.1, 2.3.2
|
17
|
Редактирование рисунка.
Пр. р. № 12 Рисование в векторном редакторе StarOfficeDraw
|
Преобразование рисунка
|
1
|
|
2.3.3
|
§ 2.3.3
|
18
|
Палитра цветов. Пр. р. № 11. Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOfficeDraw
|
Палитра, инструменты рисования
|
1
|
|
2.3.3
|
§ 2.3.4
|
19 - 20
|
Текстовые инструменты.
Пр. р. № 9 Создание рисунков в векторном редакторе, встроенным в текстовый редактор Word
|
Векторный редактор, инструменты рисования
|
2
|
|
2.3.1
|
2.3.5 –2,3,6
|
21
|
Творческий проект. Создание иллюстрированного альбома на заданную тему.
|
Растровые и векторные редакторы
|
1
|
|
|
|
22
|
Система компьютерного черчения. Пр. р. № 14. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС
|
СКЧ, панели переключения
|
1
|
|
2.5.1
|
2.4 – 2.4.1
|
23
|
Построение основных чертежных объектов
Пр. р. № 14. Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС
|
Элементы окна СКЧ, автоматический ввод, ручной ввод
|
1
|
|
2.5.1
|
2.4.2
|
24
|
Пр. р. № 15. Выполнение геометрический построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
|
СКЧ
|
1
|
|
2.5.1
|
|
25
|
Компьютерные презентации.
Пр. р. № 20. Знакомство с готовыми образцами компьютерных презентаций.
|
Презентация, группировка, слайд
|
1
|
|
2.2.1
|
§ 2.5.1
|
26
|
Дизайн презентации и макеты слайдов. Пр. р. № 21. Знакомство со способами создания презентаций.
|
Макет слайда, дизайн презентации
|
1
|
|
2.2.1
|
§ 2.5.2.
Подобрать тему и материал для презентации.
|
27
|
Использование анимации и звука в презентации.
Пр. р. № 16 создание анимации, встроенной в презентацию
|
Презентация, группировка, слайд
|
1
|
|
2.2.1
|
§ 2.5.3
|
28
|
Использование анимации и звука в презентации.
Пр. р. № 17 Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах.
|
Презентация, группировка, слайд
|
1
|
|
2.2.1
|
§2.5.3
|
29
|
Демонстрация презентации. Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации.
|
презентация
|
1
|
|
2.2.1
|
§ 2.5.4
|
30 - 31
|
Творческий проект. Создание мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему. Пр. р. № 18. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
|
|
2
|
|
|
Повторить тему «Компьютерные презентации». § 2.5
|
32 - 33
|
Творческий проект. Создание мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему. Пр. р. № 19. Создание презентации («История развития вычислительной техники» с помощью автопилота
|
|
2
|
|
|
Повторить тему «Компьютерные презентации». § 2.5
|
34 - 35
|
Защита творческого проекта на заданную тему
|
|
2
|
|
|
|
«Утверждаю»
директор школы
______________
«__»_______2013г.
|
«Согласовано»
зам.директора по УВР
_________________
«__»_________2013г.
|
«Рассмотрено»
на заседании МО
Протокол № __
«__»_________2013г.
|
Тематическое планирование
по информатике и ИКТ
7 класс
Учитель: Старкова Е.Е.
|
|
|