Главная страница

Работа с детьми с общим недоразвитием речи


Скачать 114.81 Kb.
Название Работа с детьми с общим недоразвитием речи
Дата 23.03.2016
Размер 114.81 Kb.
Тип Документы

Работа с детьми с общим недоразвитием речи.

В настоящее время отмечается увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии речи. Наблюдаются отклонения как в развитии только звуковой стороны речи, так и в нарушении формирования всех компонентов речевой системы. Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Такие формы речевой патологии в логопедии относятся к общему недоразвитию речи и имеют различные механизмы протекания. При ОНР искажается процесс речевого онтогенеза, причём структура речевого дефекта неоднородна. Степени ОНР бывают разные: от полного отсутствия речи до нерезко выраженного недоразвития речи.

Все эти факторы были учтены мною при разработке рабочей программы «Коррекционно-развивающей работы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)». В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (раздел 3, п.27) дети с тяжёлыми нарушениями речи, принимаются в группы компенсирующей направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально – личностных особенностей, условий воспитания в семье. Сроки коррекционного обучения зависят от структуры речевого дефекта и его тяжести, варьируются от 1 – 2 и более лет.

Индивидуальное логопедическое обследование состояния речи и неречевых психических функций каждого ребёнка проводится в соответствии с требованиями реализуемой программы, три раза в год (в сентябре, январе, мае). Основные задачи при индивидуальном обследовании правильно оценить все проявления речевого нарушения, чтобы предупредить возникновение вторичного дефекта.

Результаты фиксирую в индивидуальных речевых картах, что позволяет сформулировать заключение об уровне речевого и общего развития ребёнка.

Коррекционная работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается не только структуру речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребёнка, уровень его работоспособности. Образовательная деятельность организуется с учётом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способами взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками.

Целью программы является формирование у воспитанников ДОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности, создавая условия для овладения детьми родного языка.

Задачи:

-выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;

-формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а так же в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

- обучение родителей эффективным приёмам воспитания ребёнка с нарушениями речи и помощь в организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с

трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Речевую группу составляют дети с расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Рабочая программа включает в себя три взаимосвязанных этапа, выделенных в соответствии с этапами становления речевой функции в дошкольном возрасте.

I этап – профилактический (возраст воспитанников: от 3до 4 лет)

Цель: обеспечение условий для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста при их переходе из условий семейного воспитания к условиям дошкольного образования.

Ведущий специалист: учитель-логопед

Участники коррекционно-педагогического процесса: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Основные задачи коррекционного обучения:

-создание в группе микросоциума, который является базой для речевого развития детей раннего возраста. Его создание предполагает реализацию следующих задач:

- создание условий для эмоционального комфорта и обогащения жизни ребёнка положительными эмоциями;

- обогащение чувственного опыта ребёнка;

- развитие предпосылок высших психических функций, прежде всего интеллектуальных, становление которых в данном возрасте опережает развитие речевых функций;

- развитие неречевых психических функций, составляющих анализаторную основу развития речи;

- развитие речевой функциональной системы;

Среда в группе вариативно меняется с учётом потребностей речевого развития детей. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

Педагогические усилия направленны на создание социально-игровых, а затем реальных коммуникативных ситуаций, например, «кукла Оля встречает гостей». Образ фиксируем в речи, ребёнок входит в образ, образ вызывает потребность говорить. Побуждается самостоятельное речевое высказывание.

II этап – диагностика - развивающий (возраст воспитанников: 4-5 лет)

Цель: обеспечение условий для динамической диагностики детей младшего дошкольного возраста в процессе её целенаправленного формирования.

Ведущий специалист: учитель-логопед

Участники коррекционно-педагогического процесса: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Основные задачи коррекционного обучения:

- развитие понимания речи, направленное на различение форм слова;

- развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

- овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

Игрушки и элементы костюмов, применяемые в логопедической работе, используем в играх, развлечениях, на обучающих занятиях, в повседневной жизни. Игры и игровые упражнения неоднократно повторяются в разнообразных ситуациях взаимодействия воспитателей и детей. Тем самым достигается эффект длительного педагогического воздействия на процесс развития детской речи.

III этап – коррекционно-развивающий (возраст воспитанников: 5-7 лет)

Цель: обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников, оптимизация их речевого развития.

Ведущий специалист: учитель-логопед

Участники коррекционно-педагогического процесса: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Основные задачи коррекционного обучения:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование полноценное звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- подготовка, овладение элементами грамоты;

- дальнейшее развитие связной речи.

В процессе логопедической работы нужно обеспечить выработку речевых навыков и их введение в самостоятельную речь, как в повседневных ситуациях, так и в ситуациях специально организованных занятий, досуга.

В своей работе использую игровые персонажи, Большой Ух, Буковка, Звуковичок, связываются в сознании детей с определёнными речевыми упражнениями, а для меня с определёнными направлениями в коррекционно-развивающей работы. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес детей к изучению звуков и букв. С их помощью не только создаётся игровая ситуация, но и повышается мотивация моих воспитанников, а т.ж формируются навыки самоконтроля за речью, осваиваются приёмы её самокоррекции.

При обучении детей грамоте необходимо сформировать у них понятия, такие как «гласный звук», «твердый согласный звук, мягкий согласный звук». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш оперирует в основном образами, а не понятиями.

Пособие «Звуковые домики», два замка, вырезанные из картона: один - красного цвета, с открытыми воротами, другой — большего размера, наполовину синий, наполовину — зеленый, ворота закрыты решеткой, над воротами — колокольчик; два мяча: один — твердый (из пластмассы), синего цвета, второй — мягкий (из резины), зеленого цвета.

Цель: познакомить детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», с различными способами образования гласных и согласных звуков; познакомить детей с понятиями «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; познакомить детей с понятиями «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук».

В начале работы с пособием «Звуковой домик», я рассказываю ребятам сказку:

«В одной волшебной стране находится сказочный город, в котором живут маленькие человечки-звуковички. Звуковички живут в двух замках.

В «Гласном» замке красного цвета, живут гласные звуковички, они весельчаки, и очень любят петь. Если дотронуться до окошек замка, то можно услышать: «А», «О», «У», «И»…голоса у звуковичков звонкие. Они поют как птицы. Ворота в замок всегда открыты. Звуковички могут свободно выходить из него (так происходит и в речи: когда мы произносим гласные звуки, воздух изо рта выходит свободно, ему ничто не мешает).

А в «Согласном» замке сине-зеленого цвета - живут согласные звуковички. Согласных звуков больше, поэтому их замок большего размера. Согласные звуки тоже любят петь, но у них нет голоса, и вместо песни выходит пыхтение, дырчание, хлюпанье это звучит не очень хорошо. В «Согласном» замке ворота закрыты решеткой (когда мы произносим согласные звуки, воздух, выходя изо рта, должен преодолеть преграду, которую образуют губы, зубы, язык). Замок состоит из двух половин, одна половина синяя, в этой половине замка все твердое: и мебель, и игрушки — здесь живут «твердые согласные звуки». Мы будем их обозначать синим цветом. В зеленой половине замка все мягкое — здесь живут «мягкие согласные звуки». Их мы будем обозначать зеленым цветом.

Некоторые согласные Звуковички, выходя из замка, задевают своими колпачками колокольчик, такие звуки называются «звонкие согласные». Другие Звуковички не звонят в колокольчик — это «глухие согласные» звуки (закрепить эти понятия можно с помощью тактильных ощущений: приложить ладонь к горлу, если «горлышко поёт» - звук звонкий, если «спит» - глухой.

Однажды гласный звук отправился на прогулку и запел так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. [П-П-П] - запыхтел звук [П]. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня никто не хочет слушать!» «Не печалься!» - сказал голосистый гласный звук [А]. – Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук [П]. «Вот и хорошо! – воскликнул звук [А]. – За это мы будем называть тебя согласным звуком».

Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить достаточно трудный материал. Использование в работе дополнительных дидактических игр и пособий способствует развитию интереса к изучаемому материалу, помогает в закреплении полученных знаний, развивает внимание, логическое мышление.

Планируемый результат освоения программы – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Эффективность и стабильность результатов достигается благодаря тесному взаимодействию педагогов и родителей, а использование комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов

Достижение положительного результата в работе наиболее эффективно при условии тесного взаимодействия всех участников коррекционного процесса в системе: учитель-логопед – ребенок – педагоги - родители.

Учитель-логопед проводит дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, развивает фонематический слух, ставит и автоматизирует звуки и т.д.

Помимо логопедических занятий ребенок закрепляет полученные знания с воспитателями, в свободной деятельности и дома.

Воспитатель закрепляет полученные знания, автоматизирует поставленные звуки, расширяет словарь детей по лексическим темам.

При планировании ОД учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Тему рекомендуется соотносить со временем года, праздниками, яркими событиями в жизни детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания. Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Музыкальный руководитель проводит логоритмические занятия по работе над просодической стороной речи (тембром, темпом, силой, высотой, интонацией), развивает мелкую и общую моторику, отрабатывает координацию движений, подбирает музыкальные произведения для артикуляционной гимнастики. Психолог занимается диагностикой, выявляет компенсаторные возможности и трудности в развитии интеллектуальной сферы и познавательной деятельности. Родители в условиях семейного воспитания продолжают коррекционно-развивающую работу, начатую специалистами ДОУ.

Организованная таким образом работа с педагогами и родителями позволяет сформировать представление об особенностях речевого нарушения ребенка, что дает возможность помочь ему освоить нормы устной речи русского языка, а также предотвратить нарушения письменной речи.

Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.

Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии дошкольников и оказание педагогической поддержки детям этой категории в освоении программы и направлена на:

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-

педагогической помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с речевыми проблемами образовательной

программы.

Особенностью образовательного процесса является формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

Основная цель коррекционно - воспитательной работы - способствовать формированию правильной речи как полноценного средства общения, необходимого для общего развития ребёнка.

В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический подход с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей. Каждая неделя тематического планирования, посвящена проработке определённой лексической темы, что способствует успешному накоплению и актуализации словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы. Обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов группы, достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всей коррекционно-развивающей работы, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Содержание коррекционной работы по устранению недостатков в речевом развитии обеспечивается за счет созданных организационных и педагогических условий.

С учётом тематического принципа построения образовательного процесса я имею возможность, использовать региональный компонент, реализовывая, таким образом, задачи патриотического воспитания. Данные задачи реализуются мною и моими коллегами в форме следующих мероприятий: походов, выставок, конкурсов, экскурсий, встреч с интересными в плане формирования чувства патриотизма людьми.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики, связной речи – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребёнка. В своей работе применяю традиционные и нетрадиционные средства развития: сказкотерапия, артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику, самомассаж, музыкотерапию.

В работе с детьми используются следующие формы организации образовательной деятельности: индивидуальную и в микрогруппах. При комплектовании микрогрупп нужно учитывать не только структуру речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребёнка, уровень его работоспособности. Образовательная деятельность организуется с учётом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способами взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

--