|
2.5 «Познавательное развитие»
(Формирование элементарных математических представлений. Ознакомление с окружающим миром, мир природы)
Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений. Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В старшей группе занятия проводятся с начала сентября один раз в неделю. Длительность занятий - 25 минут. В течение года проводятся 34-36 занятий. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
Количество и счет
Закреплять умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их: устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Закреплять умение считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).
Формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 ш основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).
Развивать умение отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Развивать умение считать предметы на ошупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).
Упражнять в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.
Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).
Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, - часть меньше целого.
Величина
Закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру; «Розовая лента — самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.
Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте ) опосредованно — с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже). шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Форма
Познакомить с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо — овальные, тарелки — круглые и т.д.
Развивать представление о том, как из одной формы сделать другую.
Ориентировка в пространстве
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: « Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Ориентировка во времени
Дать представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
К концу года дети шести лет могут:
В формировании элементарных математических представлений
Выделять составные части группы предметов, их признаки, различия и сходства, сравнивать части на основе счёта предметов и составления па, понимать, что часть меньше целого.
Считать до 10.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравные группы предметов 2 способами.
Сравнивать предметы по длине (ширине, высоте, толщине) с помощью наложения, приложения.
Размещать предметы разной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их ширины, длины, высоты, толщины.
Знать характерные особенности знакомых геометрических фигур (Количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон)
Различать форму предметов: круглую, четырёхугольную, прямоугольную.
Знать последовательность частей суток.
Называть текущий месяц, день недели
В конструировании
устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
выделять основные части и характерные детали конструкций. Помогать анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
узнавать и называть деталями: разнообразными по форме и величине пластины, бруски, цилиндры, конусы и др. Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
мастерить элементарные игрушки оригами, поделки из бросового (коробки) и природного материала
В Программе содержание раздела «Ознакомление с окружающим миром, мир природы» состоит из двух составляющих:
- предметное и социальное окружение,
- ознакомление с природой.
Предметное и социальное окружение
Продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.).
Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Закреплять умение сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т. пД
Расширять представления детей о профессиях.
Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, оформления группового и садовского помещения, организацию развивающей среды продолжить знакомство с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
Продолжать знакомить с понятием денег, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.
Формировать элементарные представления об истории человечества (древний мир, средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).
Ознакомление с природой
Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
Продолжать знакомить с комнатными растениями,
Закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать детям о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы.
Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке. Познакомить с птицами (ласточка, скворец).
Познакомить с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха) и насекомых (пчела, комар, муха).
Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон.
Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).
Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон).
Лето. Расширять и обогащать представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Рассказать о съедобных и несъедобных грибах (съедобные — маслята, опята, лисички и т. п.; несъедобные — мухомор, ложный опенок).'
К концу года дети могут:
Различать и называть виды транспорта, предметы быта и предметы, создающие комфорт
Описывать предмет, используя признаки: размер, цвет, форма и др.
Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
Классифицировать предметы, определять материал, из которого они изготовлены.
Проявлять интерес к истории предмета.
Называть профессии
Знать и называть своих родственников, домашний адрес.
-
Знать название родного города, страны, её главного города.
Различать некоторые рода войск
Знать некоторые правила дорожного движения
Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, рыб, земноводных.
Знать название растений природного уголка, некоторых деревьев, цветов, злаков
Уметь применять полученные знания на практике.
«Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений
(перспективное планирование)
Месяц
|
Сроки
|
Тема
|
НОД. Цель.
|
Целевые ориентиры
|
Сентябрь
|
1 неделя
1 – 4
|
«до свиданье лето»
|
СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.
Цели: выявить понимание пространственных отношений в группе реальных предметов и в группе предметов, изображенных на картинке, предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений; продолжать закреплять навыки строительства домика разной величины (высокий – двухэтажный, низкий), развивать сюжет игры
|
с интересом участвует в подвижной игре, в конструировании домика из геометрических фигур; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (левая и правая стороны); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
|
2 неделя
7 – 11
|
«Мой дом» «Мой город» «Моя страна»
|
Счет предметов. Величина.
Цели: учить ориентироваться в пространстве с помощью слов «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «слева», «справа»; считать предметы в пределах 5, сравнивать предметы по величине
|
активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при проведении сюжетно-познавательной игры; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (левая и правая стороны); считает до пяти
|
3 неделя
14 – 18
|
«урожай» (овощи, фрукты)
|
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ЧИСЕЛ (ДО 5).
ФОРМА ПРЕДМЕТОВ.
Цели: закреплять количественный состав чисел до 5; уточнить форму предметов
|
имеет элементарное представление о составе числа 5; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; с интересом участвует в подвижных играх с элементами соревнования
|
4 неделя
21 – 25
|
«урожай»(Грибы ягоды)
|
ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ. СЧЕТ.
Цели: научить выделять часть совокупности, разбивать предметы на части по заданному признаку; развивать речь, логическое мышление; закрепить умение сравнивать фигуры по цвету и форме; выражать в речи признаки сходства и различия.
|
ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа); умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр
|
5 неделя
28 – 30
|
«Краски осени»
|
СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ ДО 6.
Цели: учить считать предметы, строить игрушку накладыванием кубика на кирпичик; закреплять умения сравнивать свойства предметов
|
имеет элементарное представление о составе числа; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; работает коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
Октябрь
|
1 неделя
1 – 2
|
«Краски осени»
|
СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ ДО 7.
Цель: закрепить навык счета предметов до 7; закрепить умение сравнивать числа;
|
имеет элементарное представление о составе числа 7 и геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; работает коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр
|
2 неделя
5 – 9
|
«Животный мир»
|
СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ ДО 8.
Цели: учить считать предметы до 8; решать задачи в стихах; формировать умение конструировать; развивать двигательную активность, координацию движений; воспитывать коллективизм.
|
имеет элементарное представление о составе числа 8; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.
|
3 неделя
12 – 16
|
«Я - человек». « Народная культура и традиции»
|
СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ ДО 9.
Цели: учить выполнять счет предметов до 9.
|
имеет элементарное представление о составе числа 9; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно.
|
4 неделя
19 – 23
|
«Профессии»
|
СЧЕТ ПРЕДМЕТОВ ДО 10.
Цели: упражнять в счете до 10; закрепить знания о геометрических фигурах; учить классифицировать по одному признаку; упражнять в определении на глаз величины предметов: выше (ниже)
|
имеет элементарное представление о составе числа 10, о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
|
5 неделя
26 – 30
|
«Профессии»
|
ОТСЧИТЫВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ПРЕДЕЛАХ 10
ПО ОБРАЗЦУ
Цели: закрепить порядковый счет в пределах 10; обобщать знания о геометрических фигурах
|
имеет элементарное представление о составе чисел от 1 до 10; может удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действовать в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижных игр
|
Ноябрь
|
1 неделя
2 – 6
|
«День народного единства»
|
СРАВНЕНИЕ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ.
Цели: закрепить умение сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера по длине, ширине, высоте, толщине и общему объему, пользуясь приемами приложения и наложения, а также на глаз.
|
имеет элементарное представление о форме, величине, длине, ширине предметов, о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно;
|
2 неделя
9 - 13
|
« Транспорт» «День рождения С. Я Маршака»
|
ДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА НЕСКОЛЬКО
РАВНЫХ ЧАСТЕЙ.
Цели: учить выполнять деление предмета на несколько равных частей; закреплять умение сравнивать предметы.
|
имеет элементарное представление о делении числа на части, о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками, участвуя в подвижной игре.
|
3 неделя
16 – 20
|
«Азбука безопасности»
|
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ДО 6.
ДЕЛЕНИЕ ПОЛОСКИ БУМАГИ НА ДВЕ РАВНЫЕ ЧАСТИ.
Цели: учить выполнять порядковый счет до 6
|
имеет элементарное представление о счете чисел до 6; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры;
|
4 неделя
23 – 27
|
«Животный мир. Кто как готовится к зиме»
|
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ДО 7.
Ц е л и: учить выполнять порядковый счет до 7.
|
имеет элементарное представление о порядковом счете до 7, удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время иг
|
5 неделя
30
|
«Здравствуй зимушка – зима!»
|
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ДО 8.
Цели: учить порядковому счету до 8, сопоставлять два множества предметов, расположенных в один ряд, отвечать на вопросы: «Сколько предметов?», «Какой по счету?»
|
имеет элементарное представление о порядковом счете до 8; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
Декабрь
|
1 неделя
1 – 4
|
«Здравствуй зимушка – зима!»
|
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ДО 9.
Цели: формировать навыки порядкового счёта; развивать двигательную активность
|
имеет элементарное представление о порядковом счете до 9; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры.
|
|
2 неделя
7 – 11
|
«Здравствуй зимушка – зима!»
|
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ДО 10
Цели: учить выполнять порядковый счет до 10, отвечать на вопрос «Какой по счету?», создавать постройки по общему сюжету; закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10.
|
имеет элементарное представление о порядковом счете до 10; удерживать в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
3 неделя
14 – 18
|
« Город мастеров»
|
ПОРЯДКОВЫЙ СЧЕТ ДО 10. ДНИ НЕДЕЛИ.
Цели: упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10; закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел; о последовательности дней недели, времён года, месяцев года; учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?».
|
имеет элементарное представление о порядковом счете до 10; может определять и называть дни недели; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
4 неделя.
21 – 25
|
«Новогодний калейдоскоп»
|
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ И ЦВЕТУ.
Цели: закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, цвету; повторить порядковый счет; развивать пространственное мышление; учить отвечать на вопросы «какой?», «который?».
|
умеет сравнивать предметы по величине и цвету; удерживает в памяти нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
5 неделя
28 – 31
|
«Новогодний калейдоскоп»
|
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ
(ДЛИНЕ, ШИРИНЕ, ВЫСОТЕ).
Цели: учить сравнивать предметы по величине; закреплять умение выполнять изделие из природного материала; воспитывать самостоятельность и аккуратность.
|
имеет элементарное представление о сравнении предметов по величине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
январь
|
1 неделя
11 – 15
|
«Наша природа»
|
ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ.
СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ВЕЛИЧИНЕ.
Цели: учить сравнивать предметы по величине, не прикладывая их друг к другу; закреплять умение располагать предметы в заданном порядке
|
имеет элементарное представление о порядковом счете и сравнении предметов по величине; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
2 неделя
18 - 22
|
«Этикет»
|
ПОНЯТИЕ «МЕРКА».
Цели: учить измерять и сравнивать стороны квадрата с помощью мерок
|
имеет элементарное представление о сравнении и измерении предметов; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры;
|
3 неделя
25 – 29
|
«в Гостях у сказки «День рождения П.П. Бажова»
|
ИЗМЕРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МЕРКИ СТОРОН
ПРЯМОУГОЛЬНИКА.
Цели: учить выполнять измерение с помощью мерки сторон прямоугольника
|
имеет элементарное представление о измерении сторон прямоугольника; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время подвижной игры
|
февраль
|
1 неделя
1 – 5
|
«Моя семья»
|
УРАВНИВАНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ РАЗНЫМИ
СПОСОБАМИ.
Цели: учить уравнивать группы предметов разными способами: прибавление и убавление предметов
|
имеет элементарное представление об уравнивании групп предметов разными способами; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
2 неделя
8 – 12
|
«Маленькие исследователи»
|
СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ.
Цель: Развивать мысль о том, что предметы можно считать в любом направлении. Упражнять в счёте предметов.
|
имеет элементарное представление об уравнивании групп предметов разными способами; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
3 неделя
15 – 19
|
«Наши защитники»
|
ДНИ НЕДЕЛИ
Цель: уточнить знания последовательности дней недели.
|
имеет элементарное представление о последовательности дней недели; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
4 неделя
22 – 26
|
«Здоровей – ка »
|
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ: ТРЕУГОЛЬНИК,
КВАДРАТ, ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.
Цели: учить различать геометрические фигуры; использовать полученные умения и навыки постройки башенки и забора
|
имеет элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
4 неделя
29
|
«Женский день»
|
КВАДРАТ ПРЯМОУГОЛЬНИК
Цель: учить различать квадрат и треугольник
|
имеет элементарное представление о геометрических фигурах(квадрат, прямоугольник; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
Март
|
1 неделя
1 – 4
|
«Женский день»
|
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Цели: закреплять знания о признаках разных геометрических фигур; учить называть и сравнивать геометрические фигуры, оперировать ими при составлении фигуры из них
|
имеет элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут;
|
2 неделя
7 – 11
|
«Женский день»
|
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ: КРУГ И ОВАЛ.
Цели: закреплять знания о признаках геометрических фигур: овал, круг; уметь сравнивать, описывать фигуры
|
имеет элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
3 неделя
14 – 18
|
«Встречаем птиц»
|
СОСТАВЛЕНИЕ УЗОРА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.
Цели: учить составлять узор из геометрических фигур; определять, из каких фигур составлено изображение; развивать внимание, логическое мышление; продолжать формировать умение классифицировать фигуры по цвету, форме, величине
|
имеет элементарное представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
4 неделя
21 – 25
|
«По сказкам К.И. Чуковского» 31.03. День рождения К.И. Чуковского.
|
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.
Цель: продолжать знакомить с пространственными понятиями
|
имеет элементарное представление об ориентировке предметов в пространстве; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игры
|
(апрель)
|
5 неделя
28 – 31
1.
|
«День смеха»; «Театр»
|
РАСПОЛОЖЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА ПЛОСКОСТИ
(СЛЕВА ОТ, СПРАВА ОТ, ВЫШЕ – НИЖЕ, БЛИЖЕ –
ДАЛЬШЕ, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ВДОЛЬ, МЕЖДУ, РЯДОМ).
Цели: формировать умение ориентироваться в пространстве; развивать игровые навыки, внимание, память; учить изготавливать игрушки из природного материала
|
имеет элементарное представление о расположении предметов на плоскости; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений; сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
Апрель.
|
1 неделя
4 – 8
|
«Быть здоровыми хотим». 7. 04. «День здоровья»
|
СОЗДАНИЕ РИТМИЧЕСКИХ УЗОРОВ.
Цели: учить создавать ритмические узоры
|
имеет элементарное представление о счете времени; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно
|
2 неделя
11 - 15
|
«Космос»
|
ЧАСТИ СУТОК: УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ.
Цели: учить определять части суток; закреплять умение выполнять изделие из природного материала
|
имеет элементарное представление о части суток; удерживает в памяти при выполнении различных действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
3 неделя
18 – 22
|
«Весна шагает по планете»
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «СНАЧАЛА», «ПОТОМ»
Цели: учить использовать понятия «сначала», «потом», «раньше»;
|
умеет устанавливать последовательность различных событий, работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр
|
4 неделя
25 – 29
|
«Волшебница вода»
|
ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ В НАЗВАНИИ
КАЖДОГО ДНЯ НЕДЕЛИ.
Цели: учить называть порядковые числительные в названии каждого дня недели.
|
имеет элементарное представление о порядковых числительных; может устанавливать последовательность различных событий, определить день недели;
|
Май
|
1 неделя
3 – 6
|
«праздник весны и труда»
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ «СНАЧАЛА», «ПОТОМ»,
«РАНЬШЕ».
Цели: учить использовать понятия «сначала», «потом», «раньше»;
|
умеет устанавливать последовательность различных событий, работать коллективно;
|
2 неделя
10 – 13
|
«День победы»
|
ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ.
Цели: учить называть порядковые числительные в названии каждого дня недели;
|
имеет элементарное представление о порядковых числительных; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно
|
3 неделя
16 - 20
|
«Мир природы»
|
СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ
Цель:
Упражнять детей в сравнении чисел. Упражнять в умении правильно отображать это в речи
|
удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно
|
4 неделя
23 – 27
|
«Лето»
|
СОПОСТАВЛЕНИ ПРЕДМЕТОВ ПО ДЛИНЕ, ШИРИНЕ, ВЫСОТЕ.
Цель:
Упражнять детей в сопоставлении предметов.
|
удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут; умеет работать коллективно
|
5 неделя
30 – 31
|
«Лето»
|
ИРЗМЕРЕНИЕ ДЛИННЫ
Цель: дать детям представление о постоянстве и разности.
|
удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15–20 минут
|
|
|
|