|
Целевые ориентиры используются педагогами для:
А) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
Б) решение задач:
- формирование Программы;
- анализа профессиональной деятельности;
- взаимодействия с семьями;
В) изучения характеристик образования детей 5-6 лет;
Г) информирование родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В ходе мониторинга педагог заполняет диагностический материал.
Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО, конкретизируются планируемыми результатами примерной программы.
II.Содержательный раздел
2 .1Режим дня дошкольного образовательного учреждения
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
время приёма пищи;
укладывание на дневной сон;
общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Режим
пребывания детей старшего возраста в ОУ
летний период
-
-
-
Прием, осмотр, самостоятельная деятельность (на улице)
|
6.45- 8.15
|
Музыкально-ритмическая гимнастика (на улице)
|
8.15- 8.45
|
Подготовка к завтраку, завтрак (образовательная деятельность в режимных моментах)
|
8.45 - 9.00
|
Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах)
Непосредственно образовательная деятельность (физкультурно-оздоровительная, художественное творчество, игры, наблюдения, музыка, воздушные и солнечные ванны), самостоятельная деятельность
|
9.00 — 12.30
|
Подготовка к обеду. Обед.
|
12.30 – 12.50
|
Подготовка ко сну (образовательная деятельность в режимных моментах) Дневной сон
|
12.50 -15.00
|
Подъем, водные, воздушные процедуры, гимнастика после сна
|
15.00 — 15.30
|
Игры. Самостоятельная деятельность детей.
|
15.30 — 16.15
|
Подготовка к ужину. Ужин.
|
16.15 — 16.30
|
Подготовка к прогулке, прогулка (образовательная деятельность в режимных моментах)
Непосредственно образовательная деятельность (художественное творчество, игры, наблюдения, воздушные солнечные ванны)
Самостоятельная деятельность. Уход домой
|
16.30- 18.45
|
Режим
пребывания детей старшего возраста в ОУ
зимний период
-
-
-
Режимные моменты
|
Время
|
Приём, осмотр, игры, утренняя гимнастика, беседы, дежурство, самостоятельная деятельность детей
|
06.45 – 08. 40
|
1 завтрак
|
08.40 – 08.50
|
Подготовка НОД
|
08.50 - 9.00
|
Организованная образовательная деятельность (с перерывами, физкультминутками)
|
09.00 - 10.40
|
Подготовка к завтраку, 2 завтрак
|
10.40 – 10.50
|
Игры, подготовка к прогулке, прогулка
|
10.50 - 12.30
|
Подготовка к обеду, обед
|
12.30 - 12.50
|
Подготовка ко сну, дневной сон
|
12.50– 15.00
|
Подъём, гимнастика после сна
|
15.00– 15.20
|
Игры, самостоятельная деятельность детей, кружки, чтение худ. литературы
|
15.20 – 16.15
|
Подготовка к ужину, ужин
|
16.15- 16.30
|
Игры, самостоятельность деятельность детей
|
16.30 – 17.00
|
Подготовка к прогулке, прогулка
|
17.00– 18.45
|
Регламентирование образовательного процесса
Максимальное количество НОД в течение недели - 13
Продолжительность НОД согласно возраста - 25 минут
Перерыв между НОД- 10 минут45 минут первая половина дня и 25-30 минут вторая половина дня (75 мин)
Недельная дополнительная нагрузка - 45 минут(2 раза в неделю по 20-25 минут)
Объём недельной нагрузки по образовательной деятельности 6часов 15 мин.
Образовательные области
|
Кол – во в неделю
|
Кол – во в месяц
|
Кол- во в год
|
Физическое развитие (здоровье, физическая культура)
|
3
|
12
|
108
|
Познавательное развитие :
ФЭМП, окружающий мир)
|
1
1
|
4
4
|
36
36
|
Художественно – эстетическое:
|
|
|
|
рисование
|
2
|
8
|
72
|
лепка
|
0,5
|
2
|
18
|
аппликация
|
0,5
|
2
|
18
|
музыка
|
2
|
8
|
72
|
Речевое развитие
|
2
|
8
|
72
|
Социально – коммуникативное развитие
|
1
|
4
|
36
|
ИТОГО:
|
13
|
52
|
468
|
2.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В связи с этим реализуемые ранее 10 образовательных областей (по ФГТ) вложены в 5 направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области) ФГОС ДО следующим образом:
«Социализация», «Коммуникация», «Труд» - Социально-коммуникативное развитие;
«Познание» - Познавательное развитие;
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы» - Речевое развитие;
«Художественное творчество», «Музыка», «Развитие конструктивной деятельности», «Чтение художественной литературы» - Художественно-эстетическое развитие;
«Физическая культура», «Здоровье» - Физическое развитие.
Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность» взаимодействуют со всеми направлениями развития и образования по ФГОС ДО.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются, интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.
2.3 Социально-коммуникативное развитие
Труд.
Труд является одним из немногих видов деятельности умственно отсталого дошкольника, в котором ребенок достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. Именно дошкольный возраст сенситивен для трудового воспитания ребенка, для формирования положительных качеств его личности. Упущения в трудовом воспитании дошкольника в дальнейшем почти невозможно наверстать. В рассматриваемом возрастном периоде ребенок выполняет поручения взрослого с радостью, желая получить положительную оценку своим усилиям. При правильном подходе к трудовому воспитанию дошкольник приучается наводить порядок и следить за чистотой. Соответствующие умения следует развивать, закреплять и расширять, поскольку они необходимы ребенку в дальнейшей жизни.
Занятия направлены на воспитание у детей желания трудиться, выполнять поручения взрослых, уметь видеть беспорядок и устранять его. Дошкольников приучают поддерживать порядок в знакомом помещении и на знакомой территории. Важно сформировать у детей установку, что они сами могут навести порядок в своих вещах, в игровом уголке, на игровом участке.
Занятия по труду приучают детей к умению взаимодействовать (вместе убирать кукольный уголок интереснее; группой протирать строительный материал быстрее; выполнять поручения дежурных по группе очень важно и т. д.).
Занятия по труду проводятся во время совместной образовательной деятельности в которых отрабатываются базовые навыки. Основная нагрузка на закрепление и совершенствование этих навыков ложится на повседневную деятельность детей вне занятий, в процессе выполнения всех режимных моментов.
В целом занятия трудом воспитывают взаимопомощь и отзывчивость, формируют личностные и социальные качества характера дошкольников, позитивное поведение, формируют у детей желание помогать окружающим. Взрослым (воспитателям, родителям) следует стремиться к воспитанию автономии и самостоятельности у детей, поскольку это будет необходимо им на протяжении всей последующей жизни. В конце года дети могут: быстро, аккуратно раздеваться и одеваться, соблюдать порядок в своем шкафу. Выполнять обязанности дежурного по столовой, правильно сервировать стол Поддерживать порядок в группе, на участке, выполнять поручения по уходу за растениями.
Перспективное планирование
Первый квартал
Целевые ориентиры
|
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
|
№
|
Занятие
|
Цель
|
1
|
«Каждой игрушке свое место»
|
Воспитывать у детей желание трудиться, ухаживать за своими игрушками. Воспитывать чувство гордости за результаты своего труда.
|
2
|
«Наведем порядок в кукольном уголке».
|
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. Учить отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения
|
3
|
«Помоем кукольную посуду»
|
Воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда. Учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений.
|
4
|
«Наведем порядок в гараже»
|
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке транспортного уголка. Учить отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения.
|
5
|
«Разложим детали конструктора по местам»
|
Воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда. Учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений.
|
6
|
«Постираем куклам платье»
|
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. Воспитывать чувство гордости за результаты своего труда.
|
7
|
«Вытираем пыль в игровом уголке».
|
Учить детей использовать для протирания пыли специальную тряпочку (одни тряпочки для посуды, другие — для ухода за игрушками, третьи — для протирки крупного строительного конструктора).
|
8
|
«В наших шкафчиках порядок»
|
Учить детей аккуратно складывать вещи в своих шкафчиках. Воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда.
|
Второй квартал
1
|
«Мы дежурим по столовой»
Сервировка стола
|
Знакомить детей с ролью дежурного, формировать умение накрывать на стол (класть салфетки, ставить тарелки, ложки — по количеству детей).
|
2
|
«Учимся убирать посуду за собой»
|
Учить детей убирать посуду со стола (ставить в мойку: чашки отдельно, тарелки отдельно).
|
3
|
«Каждой вещи свое место»
|
Учить детей убирать дидактические пособия на свои места, сортируя их по коробкам и полкам.
|
4
|
«Оденем куклу на прогулку»
|
Учить детей развязывать шарфы, шнурки, расстегивать и застегивать одежду, повторять эти же действия при уходе за куклами.
|
5
|
«К нам пришли гости»
|
Формировать умение накрывать на стол (класть салфетки, ставить тарелки, ложки — по количеству детей). Учить детей взаимодействовать в процессе выполнения трудовых поручений.
|
6
|
«В наших шкафчиках порядок»
|
Закреплять у детей навыки приведения своей одежды в порядок. Учить детей аккуратно складывать вещи в свои шкафчики, в соответствии с режимными моментами.
|
7
|
«Помоем чайную кукольную посуду»
|
Воспитывать у детей желание трудиться, получать удовлетворение от результатов своего труда. Учить детей взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения хозяйственно-бытовых поручений.
|
8
|
«Вытираем пыль в игровом уголке».
|
Закреплять у детей представление о необходимости генеральной уборки группы и учить совместному с воспитателем распределению обязанностей по проведению уборки.
|
9
|
«Наведем порядок в строительном уголке»
|
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке транспортного уголка. Учить отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения.
|
10
|
«Мы дежурим по столовой»
сервировка стола
|
Закрепить знания детей о роли дежурного, формировать умение накрывать на стол (класть салфетки, ставить тарелки, ложки — по количеству детей).
|
11
|
«Кукла обедает»
дидактическая игра
|
Формировать умение накрывать на стол (класть салфетки, ставить тарелки, ложки). Учить детей взаимодействовать в процессе выполнения трудовых поручений.
|
12
|
«Наведем порядок в спортивном уголке»
|
Закреплять у детей представление о необходимости генеральной уборки группы и учить совместному с воспитателем распределению обязанностей по проведению уборки.
|
Третий квартал
-
1
|
«Постираем платочки»
|
Знакомить детей с приемами стирки носовых платков, отжима и вывешивания их для просушки на веревку.
|
2
|
«Мы дежурим»
|
Закреплять у детей навыки дежурства по группе, умение благодарить за оказанную помощь.
|
3
|
«Мы умеем расстилать свои постели»
|
Учить детей расстилать свою кровать, складывать аккуратно покрывало и накидку для подушки.
|
4
|
«Наведем порядок»
|
Закреплять у детей умения сотрудничать со всеми сверстниками и подбирать себе партнера для выполнения определенного задания, благодарить за оказанную помощь.
|
5
|
«Уложим куклу спать»
|
Учить детей планировать свои практические действия при выполнении определенных поручений. Закреплять умение вывешивать кукольную одежду на спинку стульчика, а часть одежды складывать на стульчик.
|
6
|
«Мы умеем застилать кровати»
|
Учить детей убирать кровать, застилать ее покрывалом. Закреплять умение благодарить за оказанную помощь.
|
7
|
«Наведем порядок»
в кукольном уголке
|
Продолжать учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. Учить отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения.
|
8
|
«У куклы день рождения»
|
Формировать умение детей накрывать на стол (класть салфетки, ставить тарелки, ложки — по количеству детей). Учить детей планировать свои практические действия при выполнении поручений.
|
9
|
«Постираем куклам платье»
|
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. Воспитывать чувство гордости за результаты своего труда.
|
10
|
«Наведем порядок»
центр творческой деятельности
|
Закреплять умения детей воспроизводить практические действия, необходимые для наведения порядка в центр творческой деятельности. Давать словесный отчет о проделанной работе по вопросам взрослого.
|
|
|
|