|
Классный час "Я гражданин России… я этим горжусь…"
Классный час "Я гражданин России… Я этим горжусь…"
Цели:
-
Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Формировать у учащихся стремление к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
Ход занятия
Учитель. Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Сегодня тема нашего классного часа «Я – гражданин России… Я этим горжусь…» Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце каждого предложения. Что же поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе и в конце урока поставим нужный знак.
Каждое государство имеет символы (герб, флаг, гимн) и столицу. Их значение заключается в том, что они являются выражением суверенитета государства, его сущности, национальных традиций, истории развития, формы устройства.
Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней -красного цвета.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Символика изображений на гербе - историческая, но отдельные её элементы могут быть переосмыслены с позиций сегодняшнего дня. Так, три короны можно трактовать как символы трех ветвей власти - исполнительной, представительной и судебной. Скипетр - это символ защиты суверенитета государства. Держава - символ единства, целостности государства. Всадник, поражающий копьем дракона - символ борьбы добра и зла. Вместе с тем, этот символ указывает, что Москва, Русь - сердце страны.
Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Давайте посмотрим видеофрагмент о величии нашей родины и послушаем гимн РФ в исполнении замечательной российской певицы Ларисы Долиной.
Учитель. Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин? Кого же называют гражданином? Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в парах.
Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями
Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.
Гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
Почему 3 вариант ответа вы не выбрали? Обсуждение учащихся.
Учитель: А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова тоже Некрасова:
«А что такое гражданин?...
- Отечества достойный сын»
В словаре слово гражданин определяется так:
Гражданин
-
Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.
Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.
Учитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин?
(Работа с интерактивной доской)
Учитель: Посмотрите внимательно и найдите однокоренные слова на доске. (Родина, родной)
Понятие Родина - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? (Корни)
Листья – это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины»
Я – гражданин России!
Не правда ль, звучит красиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказано как-то твердо!
Я – гражданин России!
И если б меня спросили,
Чем же я так горжусь?
Я бы ответил просто:
Не надо пустых вопросов!
Ведь моя родина – Русь!
В первом столбике у нас слова объединены одним корнем. Каким? (отец). Почему в одном столбике слова отец – Отчизна? (потому что отец защитник Отечества).
Во втором столбике слова связаны корнем «род». Почему? (потому что от всего нашего рода, от каждого из нас зависит судьба Родины)
Задание: Учитель: Ребята. Приведите примеры гражданственности и того, какими вы видите граждан России. ( Ребята рассказывают о родных, близких и примерах из жизни)
Учитель: В декабре 2013 г. исполняется 20 лет Конституции Российской Федераций. Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - важнейшая обязанность государства. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства.
Видеофрагмент о конституции РФ.
ВИКТОРИНА
«Я ЗНАЮ И СОБЛЮДАЮ ЗАКОНЫ!»
Цель: Обобщить знания детей о правах и обязанностях гражданина России.
Проведение викторины.
1 этап.
Выставляются карточки:
-
- До какого возраста подросток считается несовершеннолетним? (18)
- С какого возраста наступает административная ответственность? (16)
- С какого возраста может наступать уголовная ответственность? (14)
- С какого возраста н/л можно устроиться на работу? (14)
- До какого возраста запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним? (18)
- С какого возраста разрешена продажа крепкой алкогольной продукции? (18)
2 этап.
Выставляются карточки:
-
А – Административная ответственность - применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
У – Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Д – Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Г – Гражданско-правовая ответственность - регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Какой вид ответственности несёт гражданин России за данное нарушение.
- Порвал учебник одноклассника (Г)
- Появился на улице в нетрезвом виде (А)
- Избил одноклассника (У)
- Совершил кражу мобильного телефона.(У)
- Совершил прогул в школе (Д)
- Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
- Разбил мячом окно. (Г)
- Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
3 этап.
Выставляются карточки:
-
О – обстоятельства ОТЯГЧАЮЩИЕ ответственность за содеянное.
С – обстоятельства СМЯГЧАЮЩИЕ ответственность за проступок.
Н – обстоятельства, которые НИКАК НЕ ВЛИЯЮТ на степень меры наказания.
Осв. – обстоятельства, которые могут ОСВОБОЖДИТЬ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
- Совершение преступления в группе друзей (О)
- Явка с повинной (С)
- Несовершеннолетие виновного, достигшего возраста привлечения к ответственности за данный проступок (Н)
- Необходимая оборона (Осв)
- Совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения (О)
- Наличие определённого заболевания у обвиняемого (С)
Рефлексия
А вот теперь вернемся к началу нашего классного часа, каждый в душе у себя поставьте тот знак, который на данный момент выражает его позицию Человека – Гражданина: либо это будет утвердительная точка, либо сомневающийся вопросительный знак, либо восхитительный восклицательный знак.
|
|
|