|
Быть учителем Что это значит? Детям другом быть, не иначе! Быть помощником в поисках знаний, Быть опорой в их начинаниях
Эссе «Миссия учителя»
Быть учителем... Что это значит?
Детям другом быть, не иначе!
Быть помощником в поисках знаний,
Быть опорой в их начинаниях.
Еще А.В. Луначарский писал о том, как важно, чтобы педагог был самым универсальным и самым прекрасным человеком в государстве, потому, что он должен быть источником радостного перерождения для маленьких людей, которые живут в процессе постоянного развития своих сил. Никакая другая профессия не ставит таких требований к человеку.
«В каждом человеке есть своя душевная нота. И велика ценность тех, кто способен услышать ее звучание, помочь обрести ей нужную тональность» Л.Н.Толстой
В течение всего своего педагогического труда я стараюсь воплотить не только в себе, но в моих учениках лучшие человеческие качества. Общаясь с детьми, я строю свои отношения таким образом, чтобы они чувствовали строгость, справедливость, принципиальность и доверительность. В своих отношениях я желала бы сама стать на позицию ребенка, если бы это было возможно, чтобы стать другом своего воспитанника, привлечь к себе его доверие, разделить с ним его забавы. Я не знаю, какого уровня профессионализма я достигну, смогу ли хоть на шаг приблизиться к человеческому идеалу, но я к этому стремлюсь.
Приходя учиться в школу, ребенок испытывает множество психологических трудностей. Особенно важна роль в этот момент учителя начальных классов. Первая учительница – явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и остается навсегда частью его жизни. Для учителя предметом трудовой деятельности является человеческая личность ученика. И здесь важно установить отношения не только с учеником, но и родителями, оказывать влияние на их жизнь, интересы и занятия.
Как сложно размышлять о своей педагогической философии, имея такой небольшой опыт работы! Размышляя над этим вопросом, я мысленно перелистываю страницы своей жизни. Кто я? Я – женщина, я – мама, я – учитель. Как много ролей исполняет человек в своей жизни. И порой трудно понять, кто ты сейчас, в данный момент. Ты играешь одну роль, а может, и все сразу? Все эти роли из своей жизни, я переношу в профессию, а возможно, в моей работе их ещё больше, чем в жизни. Ведь учитель – это и мама, и друг, и наставник, и психолог, и артист, и оратор, и врач…
С первых дней я стремлюсь построить взаимоотношения в классе таким образом, чтобы, оставаясь наедине с самим собой, ребенок чувствовал власть благородных идей, идеалов над своей совестью. «Поступай так, как должно, не для видимости, не потому что кто-то увидит твои поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести». Эти слова А.В. Сухомлинского я часто повторяю своим ученикам.
Безусловно, время меняет многое: формируются новые требования к педагогу, вырабатываются новые концепции, новые программы, новые учебники. Меняется менталитет общества, меняется социальный заказ, а, соответственно, меняются и акценты в образовании и воспитании в современной школе. Но миссия учителя, на мой взгляд, остается неизменна. Она одна – это «сеять разумное, доброе, вечное…»
Как учитель постоянно задаю себе вопрос: как построить свою деятельность, чтобы детям было интересно учиться и узнавать что-то новое, как пробудить желание развиваться, научить творчески мыслить и реализовывать приобретённые знания? «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать», — писал Л.Н.Толстой, и с ним трудно не согласиться.
Сегодня в соответствии с новыми требованиями ФГОС на своих уроках я уделяю больше внимания формированию универсальных учебных действий, которые помогают ученику объять необъятное, перейти от действия — к мысли.
На уроках я стараюсь дать не только знания, но и воспитать в них необходимые черты характера: волю, настойчивость, стремление к самоанализу, здоровое любопытство. «Ребёнок – это личность!» И моя задача - способствовать развитию её положительных сторон. Я всегда помню, что каждый мой ученик – человек со своими мыслями и взглядами, настроениями и вкусами. И поэтому я стараюсь понимать и принимать их такими, какие они есть, уважать их, радоваться их удачам и огорчаться ошибкам.
Результатом моей работы должна быть функциональная грамотность и технологическая умелость выпускника, готовность и стремление к творчеству в любой избираемой деятельности. Сегодня, как никогда, актуальны слова А.С. Макаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах».
|
|
|