|
Программа Воспитательной работы «Я, моя семья, мои друзья и Родина»
Грубская Татьяна Александровна
Программа Воспитательной работы
«Я, моя семья, мои друзья и Родина».
С малых лет человек начинает постигать смысл прекрасного с любви к матери, к близким, к природе, к земле, в нем рождаются любовь к Родине, чувства гражданской солидарности и братства. Человек у человека учится добру. Наша задача способствовать этому! Татьяна Грубская
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Cовременное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса.
Как классный руководитель – выявляю особенности личности каждого ребенка и с уважением отношусь к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и полезности и необходимости развития его индивидуальности как конкурентно-способной личности.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», в рамках Федеральных программ: «Одаренные дети», «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации», областной программы «Дети Оренбуржья».
В работе с классным коллективом я разработала программу «Я, моя семья, мои друзья и Родина».
Теоретической базой программы «Я, моя семья, мои друзья и Родина» является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова.
Цель программы: Формирование жизнеспособной личности учащегося посредством социально-значимой деятельности.
Ключевая идея программы «Я, моя семья, мои друзья и Родина» – это формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации учащихся в обществе.
Задачи воспитательной работы:
социальная адаптация обучающихся;
содействие социальному продвижению учащихся;
-
реализация идеи целесообразного личностного выбора;
воспитание гражданско-патриотических качеств личности;
изучение особенностей учащихся;
формирование коллектива, объединённого общей целью;
развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
профилактика правонарушений среди учащихся;
воспитание в учащихся потребности в систематическом и напряжённом умственном труде;
формирование доброжелательных отношений между одноклассниками.
Ожидаемые результаты:
Проявление гражданских качеств детьми
Знание истории родного края
Мотивация учащихся на успешное овладение знаниями, умениями, навыками
Ощущения себе равноправным членам ученического коллектива школы
Сформированность интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшей адаптации учащихся к новым учебным предметам
Принятие культуры здорового образа жизни
Взаимосвязь и согласованные действия педагогов, учащихся и классных руководителей по всем вопросам.
В основе программы заложены базовые национальны ценности – это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество, согласно которым определены основные направления работы: «Я - гражданин России», «Я и культура», «Я -Долгожитель», «Я и Семья», «Я и школа», «Я и планета».
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования разработана стратегия и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания (см. Приложение 1). Стратегия предусматривает согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские организации, учреждений дополнительного образования, культуры, здравохранения , спорта, СМИ.
В программе учитываются наиболее яркие возрастные особенности и проблемы эмоционально-волевой сферы детей и подростков:
в 5-х классах — повышенная ситуативная и межличностная тревожность, снижающаяся к концу учебного года;
в 6-х классах — относительное снижение тревожности; повышенная конфликтность отношений между мальчиками и девочками; к концу учебного года у отдельных учащихся значительно снижается учебный мотив;
-
в 7-х классах — динамические изменения статусов в группе сверстников; поступательно повышающийся к концу учебного года уровень сформированности социальных навыков; возникновение тенденции к экстремальному поведению у ряда учащихся;
в 8-х классах — выраженная инфантильность у мальчиков, склонность к демонстративным проявлениям взрослости у девочек; продолжающееся снижение учебного мотива;
в 9-х классах — изменение ценностных установок (в т.ч. возникновение «школьной моды» на эпатирующее поведение), продолжающееся снижение учебного мотива;
в 10-11-х классах — неприятие «родительских ценностей», острое «проживание» семейных конфликтов; нарастание ситуативной тревожности; относительное повышение учебного мотива.
Учет перечисленных проявлений позволил разработать систему воспитания из четырёх блоков: «Моё Я» (для учащихся 5 классов); «Я и мир вокруг» (для учащихся 6-7 классов); «Я и они» (для учащихся 8-9 классов); «Я и мой выбор» (для учащихся 10-11 классов).
«Моё Я»
Цель: формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала.
«Я и мир вокруг»
Цель: гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, окружающим, друг другу.
«Я и они»
8 класс «Людей не интересных не бывает»
Цель: воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности.
9 класс «Счастье, которое мы ищем»
Цель: сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, становление профессионального самоопределения.
«Я и Родина»
Цель: создать условия для развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Как видно из названий блоков, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и вместе с тем — на формирование социальных навыков.
В тематике занятий каждого модуля прослеживается линия, направленная от осознания себя («Я – долгожитель», «Я – гражданин России») к осознанию себя в социуме («Я и моя семья», «Я и другие»).
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы в 6 классе являются: «Я - гражданин России», «Я и культура», «Я -Долгожитель», «Я и Семья», «Я и школа», «Я и планета».
Основу этой деятельности составляют следующие направления:
«Я - гражданин России».
Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт
Цель: формирование у учащихся гражданского долга, патриотизма.
Задачи:
1. Воспитание нравственной, социально – адаптированной к современному обществу личности.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления: право, закон, права и обязанности, правонарушения, преступления, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.
Формы работы :
Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
Конкурсы, викторины, экскурсии в музей.
Праздники, читательские конференции, посвящённые Дням воинской славы, Дню Победы. Дню защитника Отечества.
День пионерии
Тематические классные часы «Символы России» (Приложение 1)
Я и Школа
Знание — столь драгоценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника.
АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани
Мудр не тот, кто много знает,
А чьи знания полезны.
Эсхил
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
-Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Формы работы:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные игры, викторины, КВНы, тренинги
- спецкурсы для интеллектуального развития.
- линейки «Старт тематическим дням, предметным неделям»
«Я и культура»
Цель: расширение творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня ребёнка
Задачи работы:
Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.
Формирование навыков группового взаимодействия.
Сохранение народных традиций и обычаев.
Формы работы:
Участие в общешкольных творческих конкурсах художественной самодеятельности.
Конкурсы для мальчиков и девочек
Творческие конкурсы
Знакомства с достопримечательностями Октябрьского района и Оренбургской области.
Конкурс «Осенний букет»
Я - Долгожитель
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Здоровье — мудрых гонорар...
Беранже П. Ж.
Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
Ключевский
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Я и Семья
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна
Будущее нации – в руках матерей.
Оноре де Бальзак
Цель: Создание условий для нормального умственного, физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
|
|
|