Главная страница

Программа Воспитательной работы «Я, моя семья, мои друзья и Родина»


Скачать 137.45 Kb.
Название Программа Воспитательной работы «Я, моя семья, мои друзья и Родина»
Дата 14.03.2016
Размер 137.45 Kb.
Тип Программа

Грубская Татьяна Александровна

Программа Воспитательной работы

«Я, моя семья, мои друзья и Родина».

С малых лет человек начинает постигать смысл прекрасного с любви к матери, к близким, к природе, к земле, в нем рождаются любовь к Родине, чувства гражданской солидарности и братства. Человек у человека учится добру. Наша задача способствовать этому! Татьяна Грубская

Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Cовременное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса.

Как классный руководитель – выявляю особенности личности каждого ребенка и с уважением отношусь к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и полезности и необходимости развития его индивидуальности как конкурентно-способной личности.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», в рамках Федеральных программ: «Одаренные дети», «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации», областной программы «Дети Оренбуржья».

В работе с классным коллективом я разработала программу «Я, моя семья, мои друзья и Родина».

Теоретической базой программы «Я, моя семья, мои друзья и Родина» является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова.

Цель программы: Формирование жизнеспособной личности учащегося посредством социально-значимой деятельности.

Ключевая идея программы «Я, моя семья, мои друзья и Родина» – это формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации учащихся в обществе.

Задачи воспитательной работы:

  • социальная адаптация обучающихся;

  • содействие социальному продвижению учащихся;

  • реализация идеи целесообразного личностного выбора;

  • воспитание гражданско-патриотических качеств личности;

  • изучение особенностей учащихся;

  • формирование коллектива, объединённого общей целью;

  • развитие интереса к учёбе и значимости высокого уровня знаний;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • профилактика правонарушений среди учащихся;

  • воспитание в учащихся потребности в систематическом и напряжённом умственном труде;

  • формирование доброжелательных отношений между одноклассниками.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление гражданских качеств детьми

  • Знание истории родного края

  • Мотивация учащихся на успешное овладение знаниями, умениями, навыками

  • Ощущения себе равноправным членам ученического коллектива школы

  • Сформированность интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшей адаптации учащихся к новым учебным предметам

  • Принятие культуры здорового образа жизни

  • Взаимосвязь и согласованные действия педагогов, учащихся и классных руководителей по всем вопросам.

В основе программы заложены базовые национальны ценности – это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество, согласно которым определены основные направления работы: «Я - гражданин России», «Я и культура», «Я -Долгожитель», «Я и Семья», «Я и школа», «Я и планета».

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования разработана стратегия и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания (см. Приложение 1). Стратегия предусматривает согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские организации, учреждений дополнительного образования, культуры, здравохранения , спорта, СМИ.

В программе учитываются наиболее яр­кие возрастные особенности и проблемы эмоцио­нально-волевой сферы детей и подростков:

  1. в  5-х  классах  —  повышенная ситуативная и межличностная тревожность, снижающаяся к концу учебного года;

  2. в  6-х  классах  —  относительное снижение тре­вожности; повышенная конфликтность отношений между мальчиками и девочками; к концу учебного года у отдельных учащихся значительно снижается учебный мотив;

  3. в  7-х  классах  —  динамические изменения ста­тусов в группе сверстников; поступательно повышающийся к концу учебного года уровень сформированности социальных навыков; воз­никновение тенденции к экстремальному пове­дению у ряда учащихся;

  4. в  8-х  классах  —  выраженная инфантильность у мальчиков, склонность к демонстративным проявлениям взрослости у девочек; продолжающееся снижение учебного мотива;

  5. в  9-х  классах  —  изменение ценностных установок (в т.ч. возникновение «школьной моды» на эпатирующее поведение), продолжающееся снижение учебного мотива;

  6. в  10-11-х  классах  —  неприятие «родительских ценностей», острое «проживание» семейных кон­фликтов; нарастание ситуативной тревожности; относительное повышение учебного мотива.

Учет перечисленных проявлений позволил раз­работать систему воспитания из четырёх блоков: «Моё Я» (для учащихся 5 классов); «Я и мир вокруг» (для учащихся 6-7 классов); «Я и они» (для учащихся 8-9 клас­сов); «Я и мой выбор» (для учащихся 10-11 клас­сов).

«Моё Я»

Цель: формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала.

«Я и мир вокруг»

Цель: гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, окружающим, друг другу.

«Я и они»

8 класс «Людей не интересных не бывает»

Цель: воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности.

9 класс «Счастье, которое мы ищем»

Цель: сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, становление профессионального самоопределения.

«Я и Родина»

Цель: создать условия для развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Как видно из названий блоков, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимос­ти своей индивидуальности и вместе с тем — на формирование социальных навыков.

В тематике занятий каждого модуля просле­живается линия, направленная от осознания себя («Я – долгожитель», «Я – гражданин России») к осозна­нию себя в социуме («Я и моя семья», «Я и другие»).

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы в 6 классе являются: «Я - гражданин России», «Я и культура», «Я -Долгожитель», «Я и Семья», «Я и школа», «Я и планета».

Основу этой деятельности составляют следующие направления:



«Я - гражданин России».

Любовь к Родине – первое достоинство

цивилизованного человека.

Наполеон Бонапарт
Цель: формирование у учащихся гражданского долга, патриотизма.

Задачи:

1. Воспитание нравственной, социально – адаптированной к современному обществу личности.

2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления: право, закон, права и обязанности, правонарушения, преступления, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Формы работы :

Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.

Конкурсы, викторины, экскурсии в музей.

Праздники, читательские конференции, посвящённые Дням воинской славы, Дню Победы. Дню защитника Отечества.

День пионерии

Тематические классные часы «Символы России» (Приложение 1)

Я и Школа

Знание — столь драгоценная вещь,

что его не зазорно добывать из любого источника.

АБУ-ль-ФАРАДЖ Аль-Исфахани

Мудр не тот, кто много знает,

А чьи знания полезны.

Эсхил

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

-Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы.

2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда.

3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.

Формы работы:

- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры, викторины, КВНы, тренинги

- спецкурсы для интеллектуального развития.

- линейки «Старт тематическим дням, предметным неделям»

«Я и культура»

Цель: расширение творческого потенциала личности, расширение и повышение культурного уровня ребёнка

Задачи работы:

  1. Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность.

  2. Формирование навыков группового взаимодействия.

  3. Сохранение народных традиций и обычаев.

Формы работы:

  1. Участие в общешкольных творческих конкурсах художественной самодеятельности.

  2. Конкурсы для мальчиков и девочек

  3. Творческие конкурсы

  4. Знакомства с достопримечательностями Октябрьского района и Оренбургской области.

  5. Конкурс «Осенний букет»



Я - Долгожитель

Если человек сам следит за своим здоровьем,

то трудно найти врача, который знал бы

лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Сократ

Здоровье — мудрых гонорар...

Беранже П. Ж.

Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.

Ключевский

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.

4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:

- психическое и физическое здоровье,

- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,

- культура сохранения собственного здоровья,

- ответственность за здоровье других людей,

- гармония души и тела, режим дня и здоровье,

- воля и её значение в сохранении здоровья,

- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;

- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, курсантами военных учебных заведений, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;

- беседы и дискуссии на различные темы;

- тематические консультации для родителей;

- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.

Я и Семья

Семья – один из шедевров природы.

Д. Сантаяна

Будущее нации – в руках матерей.

Оноре де Бальзак

Цель: Создание условий для нормального умственного, физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.

- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.

- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

- семья,

- уклад жизни и традиции семей,

- родительский дом,

- родословная,

- семейные корни,

- авторитет отца и матери,

- духовное общение в семье,

- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,

- младшие и старшие дети,

- традиции отношения к старшим в семье,

- положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»:

- Тематические классные часы.

- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.

- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).

- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.

- Дни творчества, дни открытых дверей.

- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

- Читательские конференции по проблемам семьи.