|
Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24»
Формирование компетенций учителя и учащихся
как средство повышения качества образования
Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами.
Али Апшерони
Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно - и социально значимой продуктивной деятельности.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная компетенция. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе.
6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и само поддержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Повышение компетентности учителя может осуществляться посредством дистанционного обучения. Дистанционные курсы в разных областях являются наиболее эффективными формами обучения. Педагогические находки учителей при дистанционном обучении могут пригодиться многим практикующим специалистам при построении собственных методик обучения, для разработки дидактических материалов к урокам, а, следовательно, способствуют повышению качества знаний учащихся.
Дистанционное обучение как одна из форм образования развивается в общем русле научно-технического революции и информатизации общественной жизни. Новый всплеск интереса к дистанционному образованию возник на фоне бурного развития средств телекоммуникационных технологий, возникновения мировой информационной сети Интернет. Говоря далее о достоинствах и преимуществах дистанционной формы обучения, мы, прежде всего, будем иметь в виду перспективы внедрения данной формы в систему повышения квалификации учителей. Таким образом:
Дистанционное обучение в мировой практике одна из утвердившихся форм обучения.
Дистанционное обучение востребовано обществом, пользуется популярностью.
Дистанционное обучение - наиболее демократичная форма обучения, позволяющая получить образование широким слоям общества вне зависимости от места проживания.
Методы дистанционного обучения применяются в школьном образовании, системе повышения квалификации учителей, в системе подготовки управленческих кадров.
Необходимыми условиями развития дистанционных форм обучения являются:
-
наличие компьютерной техники и средств телекоммуникационной связи,
начальный уровень подготовки учителей в области информационных технологий (владение основами компьютерной грамотности).
Важное отличие дистанционного курса от очного состоит, на наш взгляд, в том, что при дистанционной форме обучения от слушателя требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность.
В качестве примеров сайтов, на которых учитель самостоятельно может пройти дистанционное обучение, можно привести следующие:
http://edu.of.ru/
http://dist-tutor.info
http://intuit.ru
http://planeta.tspu.ru/
http://isoproject.ru.
http://distant.ioso.ru/do/curse/title.htm
edu.1september.ru
Наиболее актуальным для учителей информатики является сайт Интернет-Университета информационных технологий INTUIT.RU. Здесь представлено множество бесплатных курсов, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, интересных докладов и другой полезной информации, а также возможность доработки курсов и внесения предложений и замечаний по их организации.
Нами были закончены курсы на данном сайте по темам «Основы локальных сетей», «Основы работы с CorelDRAW X3» и получены соответствующие сертификаты. Благодаря законченным курсам мы разработали систему тестовых заданий по данным темам, комплекс практических упражнений для работы в графическом редакторе CorelDRAW, которые успешно применяются на уроках как средство проверки и повышения качества знаний учащихся. Кроме того, лекционный материал, полученный при прохождении программы курсов, регулярно применяется при подготовке к урокам и объяснении нового материала.
Повышение компетентности учителя может осуществляться посредством создания собственных сайтов в рамках самостоятельного обучения. На данных сайтах педагоги могут разместить собственные методические разработки и получить соответствующие сертификаты и дипломы, которые значительно помогут им при создании собственного портфолио достижений.
|
|
|