Урок 19. «Открытие» Васюткой нового озера.
Урок общеметодической направленности.
|
|
Устный рассказ о писателе. Чтение (в том числе по ролям) и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики Васютки. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитирования). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Чтение и обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа "Васюткино озеро"». Показ, обсуждение и защита иллюстраций учащихся.
Практическая работа. Составление цитатной таблицы «Черты характера героя и авторское отношение к нему».
Самостоятельная работа. Выполнение письменной характеристики героя (с использованием материалов таблицы). Подготовка к контрольной работе - составлению письменного ответа на проблемный вопрос. Составление плана (в том числе цитатного) самостоятельного письменного высказывания.
|
Автобиографичность рассказа. Герой и автор.
|
Знать: содержание прочитанного произведения
Уметь: определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа
|
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
|
|
|
77
|
Р.р.
Урок 20. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».
Урок развивающего контроля.
|
|
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление письменного ответа на один из проблемных вопросов:
-
Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева (по одному произведению)?
Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1-2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)?
Самостоятельная работа. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Подготовка сообщения о военной биографии А.Т. Твардовского с показом его портретов. Поиск стихотворения о детях на войне, подготовка к его выразительному чтению, создание иллюстрации к стихотворению.
|
|
Знать: содержание прочитанного произведении.
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
|
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
|
|
|
78
|
Р.р.
Урок 21. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».
Урок развивающего контроля.
|
|
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление письменного ответа на один из проблемных вопросов:
Какой изображена русская природа в творчестве Есенина, Бажова, Паустовского, Астафьева (по одному произведению)?
Какие поступки моих сверстников и черты их характера вызывают восхищение (по 1-2 произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева)?
Самостоятельная работа. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны. Подготовка сообщения о военной биографии А.Т. Твардовского с показом его портретов. Поиск стихотворения о детях на войне, подготовка к его выразительному чтению, создание иллюстрации к стихотворению.
|
|
Знать: основные нормы русского литературного языка
Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
|
|
|
|
79
|
Урок 22. Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.).
Урок общеметодической направленности.
|
Л. К. Татьяничева «Живу я в глубине России»
|
Выразительное чтение ранее изученных стихотворений Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.Н. Плешеева о родине и родной природе (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Сообщение о жизни И.А. Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции с показом их портретов. Рецензирование актёрского чтения стихотворений Бунина и Дона-Аминало (см. фонохрестоматию). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.
Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы «Чем пахнут города?. и выявление авторской оценки изображаемого (по стихотворению «Города И годы»).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос «Почему В стихотворениях Бунина и Дона-Аминадо главным становятся воспоминания?» Создание иллюстраций к одному из стихотворений. Поиск в Интернете сведений о Д. Кедрине, А. Прокофьеве, Н. Рубцове и их портретов (по группам).
|
Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.
|
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
|
|
|
|
80
|
Урок 23. Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе.
Урок общеметодической направленности.
|
Л. К. Татьяничева «Урал…»
|
Краткие сообщения о поэтах. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устное иллюстрирование. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Презентация и зашита собственных иллюстраций.
Практическая работа. Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В.М. Васнецов. «Алёнушка»).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Письменный ответ на вопрос «Можно ли средствами живописи передать звучание музыки?» (по картине М. Нестерова «Лель»). Поиск В Интернете портретов писателя Саши Чёрного. Самостоятельное чтение детских стихотворений Саши Чёрного и его рассказа «Люся И дедушка Крылов» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим ... »). Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты ХХ века о родине и родной природе» с иллюстрациями художников и учащихся.
|
Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.
|
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
|
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
|
|
|
|
«Только доблесть бессмертно живет…» (2 ч.)
|
81
|
Урок 24. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война.
Урок общеметодической направленности.
|
М. С. Гроссман «Мальчик на дороге»
|
Выразительное чтение наизусть стихотворений о детях на войне, презентация и зашита иллюстраций к этим стихотворениям. Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945». Устный рассказ о военной биографии поэта с показом его портретов. Актёрское исполнение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения по ролям. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение репродукции картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут ...».
Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть. Чтение рассказа Л. Кассиля «У классной доски» и выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим ... ». Подготовка к презентации и защите собственных иллюстраций. Подготовка сообщения о героях Брестской крепости с показом иллюстраций и видеофрагментов и сообщения о военной биографии К.М. Симонова.
|
|
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
|
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
|
|
|
|
82
|
Урок 25. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война.
Урок общеметодической направленности.
|
|
Рассказ о поэте и его военной биографии. Сообщение о героях Брестской крепости. Выразительное чтение стихотворения с составлением партитурной разметки текста. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, 'пения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Презентация и зашита собственных иллюстраций,
Практическая работа. Устный и письменный анализ стихотворения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Подготовка сообщений о жизни Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции. Поиск в Интернете их портретов и изображений достопримечательностей Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи. Парижа, зимних русских пейзажей.
|
|
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
|
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
|
|
|
|
Писатели улыбаются (3 ч.)
|
83
|
Урок 26. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе.
Урок общеметодической направленности.
|
|
Рассказы о Саше Чёрном с показом его портретов. Чтение и обсуждение вступительной статьи учебника о писателе. Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох в рассказе Саши Чёрного.
Практическая работа. Работа со словарём литературоведческих терминов: повторение понятия «юмор», подбор примеров из рассказа.
Самостоятельная работа. Подготовка пересказа фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа. Комментирование юмористических эпитетов, сравнений, олицетворений, смешных слов и выражений. Чтение рассказа Саши Чёрного «Дневник Фокса Микки» и поиск в нём юмористических элементов. Чтение фрагментов романа Д. Дефо «Робинзон Крузо» (по выбору учителя).
|
Юмор (развитие понятия).
|
Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувства юмора.
|
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата.
Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании.
|
Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.
|
|
|
|
84
|
Урок 27. Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе.
Урок общеметодической направленности.
|
|
Актуализация знаний о Робинзоне, герое романа Дефо. Выразительное чтение рассказа, пересказ и озаглавливание его фрагментов (по группам). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох. Сопоставление событий романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь-Робинзон». Устное иллюстрирование.
Практическая работа. Выявление способов создания комического в рассказах Саши Чёрного. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».
Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Какими способами автор добивается в рассказе «Игорь-Робинзон - юмористических эффектов?». Чтение рассказов Тэффи «Валя» и «Дедушка Леонтий» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим ... »). Создание иллюстраций к рассказам. Поиск в Интернете звукозаписей песен Ю.Ч. Кима «Фантастика-романтика», «Рыба-кит», «Отважный капитан».
|
Юмор (развитие понятия).
|
Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширить представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувства юмора.
|
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании.
|
Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.
|
|
|
|
85
|
|