Главная страница

Программа по литературе для 5 класса Пояснительная записка


Скачать 2.46 Mb.
Название Программа по литературе для 5 класса Пояснительная записка
страница 11/14
Дата 11.02.2016
Размер 2.46 Mb.
Тип Программа
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Урок 10. К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки.

Урок общеметодической направленности.

А.Б. Горская «Теплый дом»

Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский». Выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе по ролям), их пересказ и инсценирование Поиск незнакомых слов и опре­деление их значения. Устное рецензирование вы­разительного чтения и пересказов одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цити­рования). Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Составление плана (цитатно­го плана) сказки. Составление плана характеристики героев сказки (по группам). Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа. Заполнение таблицы «Цитатная характеристика героев сказки» (по груп­пам). Письменная характеристика одного из героев.

Поиск в Интернете иллюстраций к сказке и подбор к ним цитатных подписей. Создание собственных иллюстраций и подготовка к их защите. Поиск пословиц, поговорок, стихов о хлебе и выявление слов и выражений, используемых в литературе и фольклоре для описания хлеба.

Пейзаж (развитие понятия).

Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки.

Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач.

Коммуникативные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.










68

Урок 11. «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке.

Урок общеметодической направленности.




Устный рассказ о писателе. Восприятие художествен­ной условности как специфической характеристики искусства. Выявление в сказке реальных и фанта­стических элементов и черт фольклора. Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментирование понятий «пейзаж», «эпитет». Презентация иллюстраций к сказке с цитатными подписями, по­каз и защита собственных рисунков, обсуждение ил­люстрации учебника.

Практическая работа. Исследование языка сказки: анализ эпитетов, сравнений и олицетворений, глагольной лексики (по группам).

Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов (по выбору):

  1. О чём я задумался, читая сказку «Тёплый хлеб»?

  2. Какие события и герои сказки «Тёплый хлеб» по­могли Фильке измениться?

  3. Что вас удивило в описаниях природы в сказке «Теплый хлеб»?

Чтение произведений Паустовского «Заячьи ла­пы», «Барсучий нос», «Старик в станционном буфете», «Корзина с еловыми шишками» (по вы­бору). Подготовка инсценировки эпизода «Раз­говор с ветеринаром» из рассказа «Заячьи лапы». Создание собственных иллюстраций к произведе­ниям писателя. Составление вопросов для викто­рины.


Пейзаж (развитие понятия).

Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определять отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведений писателя.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.










69

Вн. чт.

Урок 12. «Заячьи лапы». Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского.

Урок общеметодической направленности.




Инсценирование фрагмента рассказа «Заячьи лапы». Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям), пересказ их фрагментов. Устное рецензиро­вание выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные от­веты на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов (по группам). Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений писателя. Определение авторского отношения к героям. Презентация и за­шита собственных иллюстраций. Ответы на вопросы викторины.

Самостоятельная работа. Поиск сведений о Мар­шаке-сказочнике с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ре­сурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка устного рассказа о детстве и юности по­эта. Чтение пьес-сказок С.Я. Маршака для детей «Кошкин дом», «Горя бояться - счастья не видать» (по выбору). Подготовка инсценировки одного из эпизодов. Создание собственных иллюстраций к пьесам-сказкам или устное описание иллюстрации к сказке.


Пейзаж (развитие понятия).

Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, слушать и оценивать актёрское чтение (фонохрестоматия), анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования.

Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.










70

Вн. чт.

Урок 13. С.Я. Маршак. Нравственный смысл пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

Урок общеметодической направленности.




Чтение и обсуждение статьи учебника о Маршаке. Уст­ный рассказ о детстве и юности поэта. Инсценировка эпизодов из пьес-сказок «Кошкин дом» И «Горя боять­ся - счастья не видать» и обсуждение их содержания. Выразительное чтение сказок Маршака (в том числе по ролям и наизусть) и их обсуждение. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказы о героях сказок. Нрав­ственная оценка героев стихотворных сказок. Презен­тация и зашита иллюстраций к сказкам и конкурс на лучшее словесное рисование иллюстрации к сказке.

Самостоятельная работа. Чтение пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и подготовка к выразительному чтению её фрагментов по ролям. Ответы на вопросы по содержанию сказки.


Драма как род литературы.

Знать: содержание прочитанного произведении.

Уметь:

воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.










71

Урок 14. Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев».

Урок общеметодической направленности.




Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение пьесы-сказки «Двена­дцать месяцев» по ролям. Устное рецензирование выра­зительного чтения и пересказов одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Выполнение заданий фонохрестоматии. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллектив­ном диалоге. Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки.

Практическая работа. Составление плана харак­теристики героев (по группам). Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа. Подготовка устных со­общений о характере и поступках Падчерицы, Королевы, Мачехи, Дочки, Профессора, Солдата (по выбору). Чтение словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим ... ») и ответы на вопросы практикума.

Проект. Постановка под руководством учителя спек­такля по пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» (по группа): выбор фрагмента пьесы-сказки; распределение ролей и составление «Замечаний для господ актеров»: возраст героя, его внешность, костюм, мимика, жес­ты основные интонации; оформление сцены, рекви­зит, декорации и т. п.; звуковое сопровождение спек­такля.


Драма как род литературы.

Знать: содержание прочитанного произведении.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










72

Урок 15. «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.

Урок общеметодической направленности.




Театрализованное представление сцен из пьесы-сказки (по группам). Определение родовых особенностей драмы жанровых особенностей пьесы-сказки. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Сопоставление пьесы-сказки и ее фоль­клорных источников. Выявление в пьесе-сказке черт фольклора, определение художественной функции фольклорных образов. Составление плана сравнительной характеристики народной сказки и пьесы-сказки.

Практические работы. Составление плана высказы­вания «Драма как род литературы». Заполнение ана­литической таблицы «Общностъ и различие пьесы­-сказки Маршака «Двенадцать месяцев» и одноимен­ной народной сказки».

Самостоятельная работа. Подготовка к письменно­м ответу на один из проблемных вопросов, подбор необходимых цитат для письменного высказывания.
Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Со­ставление устного и письменного ответа на проблем­ный вопрос. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные».

Домашняя контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

1. Чем похожи и чем различаются Падчерица и Ко­ролева?

2. Почему в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» добро побеждает зло?

3. Чем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» на народные сказки?

Самостоятельная работа. Подготовка выразительно­го чтения по ролям рассказа А. П. Платонова «Никита».


Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке. Драма как род литературы.

Знать: содержание прочитанного произведении.

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










73

Урок 16. А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа.

Урок «открытия» нового знания?




Чтение и обсуждение статьи учебника о Платонове. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ро­лям), пересказ его фрагментов. Устное рецензиро­вание выразительного чтения и пересказов одно­классников, чтения актёров (см. фонохрестоматию). Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге.

Практическая работа. Составление плана харак­теристики героя. Рассказ о герое (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.

Самостоятельная работа. Подготовка устного рас­сказа о писателе и его книгах с использованием ма­териалов практикума «Читаем, думаем, спорим ... ». Создание собственных иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.


Фантастика в литературном произведении.

Знать:

содержание прочитанного произведении.

Уметь:

воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










74

Урок 17. «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя.

Урок общеметодической направленности.




Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тие «фантастика». Выявление функций фантастиче­ских элементов рассказа. Восприятие художествен­ной условности как специфической характеристики искусства в различных формах - от правдоподобия до фантастики. Сопоставление элементов были и фантастики. Исследовательская работа (по группам). Обсуждение иллюстрации учебника. Презентация и зашита собственных иллюстраций. Составление пла­на характеристики героев и их нравственная оценка.

Практическая работа. Составление цитатной та­блицы «Два мира в рассказе». Письменная характе­ристика героя (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа. Письменный ответ на один из вопросов (по выбору):

1. Каким показан мир фантастических существ в рас­сказе Андрея Платонова «Никита»?

2. Почему слова «добрый», «труд», «живой стоят В рассказе в одном смысловом ряду?

Подготовка к выразительному чтению рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».


Фантастика в литературном произведении.

Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе.

Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










75

Урок 18. В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.

Урок общеметодической направленности.




Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Выразительное чтение рассказа, худо­жественный пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстриро­вание.

Практическая работа. Анализ содержания рассказа по вопросам учителя (по группам). Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к рассказу и подготовка к их презентации и защите.


Автобиографичность рассказа. Герой и автор.

Знать: своеобразие творчества Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя

Уметь: определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.










76
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14