Главная страница

Программа по литературе для 5 класса Пояснительная записка


Скачать 2.46 Mb.
Название Программа по литературе для 5 класса Пояснительная записка
страница 6/14
Дата 11.02.2016
Размер 2.46 Mb.
Тип Программа
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Урок 5. В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка.

Урок «открытия» нового знания.




Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим ... ». Составле­ние плана статьи. Выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование вырази­тельного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и составление плана сказки (в том числе ци­татного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Чтение и обсуж­дение статьи учебника "Из истории создания сказки "Спящая царевна". Пересказ народной сказки о спя­щей красавице. Обсуждение иллюстраций к сказке Рецензирование актёрского чтения.

Практическая работа. Сопоставление сюжета и ге­роев народной сказки и сказки Жуковского.

Самостоятельная работа. Подготовка к вырази­тельному чтению наизусть фрагмента сказки. Со­ставление письменного высказывания «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».


Литературная сказка.

Знать: сюжетное своеобразие сказки Жуковского, гуманистический пафос произведения

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










21

Урок 6. В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.

Урок общеметодической направленности.




Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление основных черт жанра баллады. Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Составление плана (цитатного плана) баллады. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге. Чтение и обсуждение статьи учебни­ка "Из истории создания баллады "Кубок"». Чтение и обсуждение баллады «Старый рыцарь» по вопросам практикума «Читаем, думаем, спорим ... ».

Практическая работа. Составление плана характе­ристики героя баллады и рассказа о герое по плану. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих поня­тие «баллада».

Самостоятельная работа. Подготовка к выра­зительному чтению наизусть фрагмента баллады. Сочинение стилизованной баллады в духе произведе­ний Жуковского. Поиск сведений об А. С. Пушкине с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).


Баллада.

Знать: сюжетное своеобразие баллад Жуковского

Уметь: самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










22

Урок 7. А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни.

Урок общеметодической направленности.




Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Составление плана статьи. Чтение и обсуждение сведений учеб­ника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина. Выразительное чте­ние (в том числе наизусть) стихов о няне Пушкина. Устное словесное рисование портрета няни. Обсуж­дение произведений изобразительного искусства, созвучных стихотворению. Чтение и комментирова­ние статьи "Лирическое послание» из словаря литературоведческих терминов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллек­тивном диалоге.

Практическая работа. Выявление в стихотворении черт лирического послания.

Самостоятельная работа. Подготовка устного рас­сказа о поэте и выразительного чтения наизусть сти­хотворения «Няне». Создание иллюстраций к стихо­творению.


Лирическое послание.

Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта.

Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение.

Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины.










23

Урок 8. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

Урок общеметодической направленности.




Выразительное чтение пролога. Устное рецензирова­ние. выразительного чтения одноклассников, чтения актеров (см. фонохрестоматию). Обсуждение поня­тия «пролог» с использованием словаря литературо­ведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с ис­пользованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение произведений изобразительного искусства и музыки, созвучных прологу.

Практическая работа. Устное иллюстрирование пролога.

Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к прологу и подготовка к их защите. Подготовка выра­зительного чтения пролога наизусть. Чтение «Сказки о Мёртвой царевне и о семи богатырях».


Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

Знать:

о лицейских и детских годах жизни писателя, поэтические средства художественной выразительности, содержание поэмы «Руслан и Людмила»

Уметь: определять роль пролога в поэме и понимать идею произведения.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.










24

Урок 9. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои.

Урок общеметодической направленности.




Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям и наизусть), пересказ её фрагментов. Поиск незнако­мых слов и определение их значений. Составление плана (выделение событийной основы) сказки. Уст­ное рецензирование выразительного чтения одно­классников. Устные и письменные ответы на вопро­сы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллю­стрирование событий и героев сказок. Составление устных характеристик героев. Чтение и обсуждение статьи «Александр Сергеевич Пушкин» из практикума «Читаем, думаем, спорим ... », обсуждение произведе­ний книжной графики к сказке Пушкина.

Практическая работа. Сопоставительный анализ литературной и народных сказок.

Самостоятельная работа. Подготовка к выразитель­ному чтению наизусть отрывка из «Сказки о Мёртвой царевне и о семи богатырях». Создание собственных иллюстраций, подготовка к их презентации и защите.


Главные и второстепенные герои.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










25

Урок 10. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев.

Урок общеметодической направленности.





Составление таблицы «Система образов сказки». Со­ставление плана сравнительной характеристики геро­ев (по группам). Нравственная оценка героев сказки. Рецензирование актёрского чтения фрагментов сказ­ки (см. задания фонохрестоматии).

Практическая работа. Составление письменной сравнительной характеристики двух героев сказки. Самостоятельная работа. Сопоставление сказки Пуш­кина с народными сказками о спящей царевне. Сопо­ставление сказки и анимационного фильма. Написание отзыва на анимационный фильм по сказке Пушкина.





Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.










26

Урок 11. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки.

Урок общеметодической направленности.





Сопоставительный анализ сказки Пушкина и фоль­клорных сказок разных народов (по группам). Раз­личные виды пересказов. Составление плана сопоста­вительного анализа и рассказ о сказках по плану. Уст­ные ответы на вопросы (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение народных представлении о морали и нравственности. Изучение статей учебника «Рифма. Способы риф­мовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Зашита отзыва на анимационный фильм «Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях».

Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки». Составление таблицы «Сходство и различие народных и литературных сказок».

Самостоятельная работа. Подбор различных видов рифмовок в стихотворениях, прочитанных самостоя­тельно.

Проекты. Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» или создание электронного альбома «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике».


Бродячие сюжеты. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.










27

Р.р.

Урок 12. Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина.

Урок развивающего контроля.




Чтение, обсуждение и обучение записи основных по­ложений статьи учебника «О сказках Пушкина». Уст­ные ответы на вопросы (с использованием цитирова­ния). Участие в коллективном диалоге.

Практическая работа. Подготовка к устным и пись­менным ответам на проблемные вопросы: составле­ние плана письменного высказывания, подбор цитат по заданной теме (по группам).

Домашняя контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чём превосходство царевны над царицей?

  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках не­весты?

  3. В чём общность и различия «Спящей царевны» В. А. Жуковского и «Сказки О мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина?




Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










28

Вн. чт.

Урок 13. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок.

Урок общеметодической направленности.




Выразительное чтение самостоятельно прочитан­ных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наи­зусть). Инсценирование фрагментов самостоятельно прочитанных сказок Пушкина, Составление вопро­сов к сказкам. Игровые виды деятельности: конкур­сы, викторины и т. п. (конкурс на лучшее знание сказок Пушкина, ответы на вопросы викторин, со­ставленных учителем и учащимися, и викторины по сказкам Пушкина из практикума «Читаем, думаем, спорим ... »). Обсуждение произведений книжной гра­фики к сказкам. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказкам Пушкина. Защита учебных проектов по сказкам Пушкина.

Практическая работа. Конкурс на выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) или пере­сказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина.

Самостоятельная работа. Чтение сказки Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жи­тели» и подбор материалов об истории её создания.


Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










29

Р.р.

Урок 14. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Урок развивающего контроля.





Тестирование. Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характери­стика героев (в том числе сопоставительная), отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на вопрос по теории литературы, ответы на проблемные вопросы нравственно-этического плана.

Самостоятельная работа. Чтение 2-3 сказок Пуш­кина. Подготовка к конкурсу на выразительное чте­ние фрагментов сказок (чтение по ролям или инсценирование) и защите коллективных учебных проек­тов. Составление викторин и создание иллюстраций к сказкам Пушкина.


Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










30
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14