Вн. чт.
Урок 24. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Герои повестей.
Урок общеметодической направленности?
|
|
Краткий пересказ сюжета каждой повести (по группам). Выразительное чтение эпизодов (в том числе по ролям). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ конфликта тёмных и светлых сил, пейзажных фрагментов, языковых особенностей повестей. Рецензирование чтения актёров (см. фонохрестоматию). Устное иллюстрирование. Инсценирование фрагментов повестей. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим ... »). Презентация и защита собственных иллюстраций и коллективного учебного проекта.
Практическая работа. Характеристика главных положительных героев каждой повести (по группам).
Самостоятельная работа. Подготовка выразительного чтения наизусть описания природы из «Вечеров ... » (по выбору). Поиск сведений о детстве Н. А. Некрасова с использованием справочной и художественно- публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Письменный ответ на проблемный вопрос (по выбору):
1. Как главные герои гоголевских «Вечеров ... » побеждали зло? (По одной из повестей.)
2. Чем близки повести Гоголя русскому фольклору?
|
Фантастика. Юмор.
|
Знать: содержание прочитанного произведения
Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
|
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
|
|
|
|
40
|
Урок 25. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины.
Урок общеметодической направленности.
|
|
Чтение и обсуждение статьи учебника "Николай Алексеевич Некрасов» и материалов практикума "Читаем, думаем, спорим ... ». Ответы на вопросы о биографии поэта. Выразительное чтение и обсуждение отрывка из поэмы "Мороз. Красный нос» ("Есть женщины в русских селеньях ... »). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге, устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет». Прослушивание фрагментов поэмы в актерском исполнении (см. фонохрестоматию), рецензирование актёрского чтения.
Практическая работа. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки» (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывков из поэмы. Подготовка сообщения «Некрасовские места на карте России». Чтение стихотворения «На Волге» (для внеклассного чтения). Создание иллюстраций к отрывкам из поэмы Некрасова, подготовка к их презентации и защите.
|
Эпитет (развитие представлений).
|
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменное высказывание, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей)
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
|
|
|
41
|
Урок 26. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей.
Урок общеметодической направленности.
|
|
Устный рассказ о поэте. Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Чтение и обсуждение стихотворения (по частям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Практическая работа. Составление плана ответа на вопрос «Почему автор называет крестьянских детей - "счастливый народ"?».
Самостоятельная работа. Подготовка к чтению наизусть и инсценированию отрывка из стихотворения «Мужичок с ноготок». Создание иллюстраций к стихотворению, подготовка к их презентации и защите.
|
Речевые характеристики персонажей.
|
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменное высказывание, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей)
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
|
|
|
42
|
Вн. чт.
Урок 27. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
Урок общеметодической направленности.
|
А. В. Куницын «Фамилии»
|
Выразительное чтение стихотворения по ролям. Комментирование лексики, определение её стилистической окраски. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций учебника к стихотворению (по плану, предложенному учителем). Составление плана описания иллюстрации учебника. Презентация и зашита собственных иллюстраций.
Практические работы. Составление речевых характеристик персонажей (по группам). Составление таблицы «Значение и стилистическая окраска устаревших и просторечных слов в стихотворении».
Самостоятельная работа. Описание одной из иллюстраций к стихотворению. Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»), Чтение повести «Муму».
Подготовка сообщения на тему «Жизнь людей в эпоху крепостного права» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Поиск сведений о детстве И.С. Тургенева с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка устного рассказа о детстве и юности писателя.
|
Эпитет.
|
Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения ( уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
|
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
|
|
|
43
|
Урок 28. И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.
Урок «открытия» нового знания.
|
|
Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России») и «Иван Сергеевич Тургенев». Ответы на вопросы о биографии поэта. Устный рассказ о детстве Тургенева. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения (см. фонохрестоматию), его рецензирование. Чтение по ролям фрагментов повести и рецензирование чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов.
Самостоятельная работа. Выборочный пересказ истории одного из героев (по выбору). Создание собственных иллюстраций.
Проект. Составление электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести "Муму" глазами книжных графиков» (подбор к словесным фрагментам иллюстраций книжной графики, анализ изобразительно-выразительных средств в разных видах искусства).
Устные рассказы о Герасиме. Обсуждение плана его характеристики. Составление планов сравнительных характеристик героев (по группам). Составление письменных сравнительных характеристик героев по плану.
Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы сравнительной характеристики героев. Самостоятельная работа. Письменные сравнительные характеристики героев.
|
Литературный герой, портрет, пейзаж (развитие представлений).
|
Знать: этапы жизни Тургенева; владеть понятием сюжет
Уметь: воспринимать и анализировать текст
|
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
|
|
|
|
44
|
Урок 29. Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму.
Урок общеметодической направленности.
|
|
Выразительное чтение и прослушивание звукозаписей фрагментов рассказа (см. задания фонохрестоматии). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Инсценирование фрагментов повести. Выборочные пересказы историй героев. Составление плана (в том числе цитатного) эпизода, подбор цитат по заданной теме. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций учебника и найденных самостоятельно, презентация и зашита собственных рисунков.
Практическая работа. Заполнение цитатной таблицы «Черты характера Герасима».
Самостоятельная работа. Составление плана характеристики Герасима. Подготовка к устному рассказу о герое по плану (с использованием цитирования) и его письменная характеристика.
|
Литературный герой, портрет, пейзаж (развитие представлений).
|
Знать: особенности содержания произведения
Уметь: охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
|
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
|
Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
|
|
|
|
45
|
Р.р.
Урок 30. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»).
Урок общеметодической направленности.
|
|
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Заполнение аналитических таблиц «Портреты и пейзажи в повести "Муму"» (по группам). Презентация и зашита электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести "Муму" глазами книжных графиков». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим ... » И проведение викторины по повести.
Практическая работа. Составление планов ответов на проблемные вопросы. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Домашняя контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
Каковы друзья и враги Герасима?
В чём вина и в чём беда барыни?
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворений Фета.
|
Литературный герой, портрет, пейзаж (развитие представлений).
|
Знать: основные нормы русского литературного языка, понимать роль портрета и пейзажа в рассказе
Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
|
|
|
|
46
|
Р.р.
Урок 31. Классное контрольное сочинение №2 по рассказу «Муму».
Урок развивающего контроля.
|
|
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Заполнение аналитических таблиц «Портреты и пейзажи в повести "Муму"» (по группам). Презентация и зашита электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести "Муму" глазами книжных графиков». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим ... » И проведение викторины по повести.
Практическая работа. Составление планов ответов на проблемные вопросы. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Домашняя контрольная работа.
Письменный ответ на один из проблемных вопросов:
Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?
Каковы друзья и враги Герасима?
В чём вина и в чём беда барыни?
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению стихотворений Фета.
|
|
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
|
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
|
Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
|
|
|
|
47
|
Урок 32.
А.А. Фет. Лирика.
Урок общеметодичкской направленности.
|
В. А. Богданов «Чистые снега»
|
Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений поэта, изученных в начальной школе и прочитанных самостоятельно. Чтение статьи учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составление её плана. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника.
Практическая работа. Чтение и анализ стихотворений Фета о природе (по группам).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений поэта. Письменный анализ одного из стихотворений. Подготовка к выразительному чтению рассказа Л. Н. Толстого. «Кавказский пленник» (в том числе по ролям). Поиск сведений о Толстом и подготовка сообщения о его участии в Кавказской войне с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
|
Стихотворная речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. Стихотворный размер.
|
Научиться выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.
|
Познавательные: навыки выразительного чтения, умение проводить исследование прочитанного текста.
Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества.
|
Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.
|
|
|
|
48
|
|