|
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада. Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1Колпинского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада.
Русская поэзия в стихах Сергея Александровича Есенина
120 лет со дня рождения поэта.
(3 октября 1895).
Составила:
Воспитатель Фадеева
Татьяна Михайловна
2014 год
Цель: знакомить детей с творчеством С. А.Есенина.
Задачи:
Образовательные
1. Закреплять знания детей о прочитанных ранее стихах о природе.
2. Способствовать образному восприятию стихотворения.
3. Раскрыть авторское отношение к природе.
4. Расширять знания детей о природе и поэзии.
Развивающие
5. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего
(ребёнка, взрослого), дослушивать вопросы до конца.
6. Активизировать чувственное восприятие художественного слова.
Воспитательные
7. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.
8. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению
отрывков из стихотворений.
Материалы: фонограммы песен «Во поле берёза стояла»,
Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина,
Г. Струве «Пастух», ноутбук, большой экран, проектор, презентация,
большой фланелеграф , большая разрезная картина дома для фланелеграфа.
Предварительная работа: знакомить с творчеством Есенина,
разучивание хоровода "Во поле береза стояла", заучивание стихотворения
«Край любимый!..», «От луны свет большой…», «И вдали за рекой…».
Ход занятия.
|
Ребята давайте сегодня представим, что мы находимся в красивом старинном русском селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу Оки, на рязанской земле где много берёзовых рощ. (Изображение села и берёзовой рощи на большом экране). ( Слайд №1).
Воспитатель читает стихотворение.
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим соном уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.
В самом центре села, перед спуском к Оке стоит обычный дом. (Изображение дома на большом экране). (Слайд №2).
Деревянный домик с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин». А сейчас давайте соберём точно такой же домик и представим, что мы в гостях у семьи Есениных. ( Дети вместе собирают разрезную картинку дома на большом фланелеграфе и сравнивают его с изображением настоящего дома который выведен на экран).
120 лет назад, 3 октября, в семье Есениных родился мальчик Серёжа. Сергей Есенин! Близкое и дорогое многим россиянам имя. В нем слышится шелест осеннего листопада, плеск речной волны, дуновение ветра. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, подаривший удивительную страну, где льётся по равнинам берёзовое молоко, где ягнёнок – кудрявый месяц, гуляет в голубой траве, где душа дышит запахами мёда и роз. Ребята, а вы хотите побывать в этой загадочной стране? (Ответы детей)
( Изображение поэта и его семьи на большом экране). (Слайд№3).
Ребята, а хотелось бы вам побывать на той улице где Серёжа Есенин играл со своими сверстниками (Ответы детей). Давайте закроем глаза и на минуту представим что мы в этом селе. (Звучит запись деревни и выводится её изображение на большой экран). ( Слайд №4).(Аудиозапись).
Ребята, посмотрите мы с вами очутились на сельской улице, вот перед вами ворота, дом с голубыми ставнями. А на зорьке запел петух, проснулись белые берёзки. Какое доброе утро.
Воспитатель читает стихотворение.
Стихотворение «С добрым утром»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива.
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Есенин жил в деревне много лет назад. В те времена люди употребляли в своей речи слова, которыми мы с вами сейчас не пользуемся. Поэт в своих стихотворениях сохранил старинные названия многих вещей. Некоторые из них мы сейчас услышим. Давайте послушаем одно из стихотворений. Оно называется «В хате». (Изображение хаты на большом экране). (Слайд №5).
Воспитатель читает стихотворение.
В ХАТЕ
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Так протекало его детство. С раннего утра он слышал трели пастушьего рожка и видел как пастух гонит стадо коров на вольные луга. Это нашло отражение в его поэзии. Он написал стихотворение «Пастух», а современный композитор Г. Струве переложил его на музыку. Вот эта песня сейчас и прозвучит. Дети садятся на коврик для прослушивания песни. (Изображение на большом экране пастух в поле и стадо коров). (Слайд №6).
Звучит песня Г. Струве «Пастух». (Аудиозапись).
А теперь нам пора и бабушку Сергея Есенина вспомнить, звали её Наталья. Была она человеком тихим, добрым и ласковым. Своим любимым внукам, а часто пела песни и рассказывала сказки. Бывало соберёт их около печи и начнёт рассказывать. ( Портрет бабушки на большом экране). (Слайд№7).
Воспитатель читает стихотворение.
Стихотворение «Бабушкины сказки».
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели.
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
"Что ж сидеть-то до зари? "
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.
Стихи Есенин начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество сформировалось к 16-17 годам. С. А. Есенин, уже став известным поэтом, никогда не забывал свой родной, отчий край. Он любил его. Он спешил, как только позволяло время, посетить родное село, повстречаться с родными и близкими.
Больше всего любил Есенин русские песни. Звучит мелодия песни «Во поле берёза стояла».
Словесно-речевая игра «Плетём венок».
- Ребята, сейчас мы с вами будем водить хоровод и сплетём венок из слов. Встаём по одному, называя слова, подходящие к слову «берёза», и образуем хоровод.
- Берёза какая? (Дети водят хоровод, нараспев называя слова: белая, кудрявая, застенчивая, красивая, стройная, нежная.)
(Дети исполняют хоровод, на экране изображение берёзы). (Слайд №8). (Аудиозапись).
Навсегда сохранил поэт светлые и волнующие воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом. Особенно любил бывать поэт в лугах во время сенокоса. По вечерам не затихали в лугах песни, пляски, кругом слышались шутки и смех. ( Изображение из сельской жизни на большом экране). (Слайд №9).
Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
Край любимый! Сердцу снятся.
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Ребёнок читает стихотворение. ( Выученное заранее).
И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.
Чувство Родины было основным в творчестве поэта. Глубокими корнями был связан Есенин с родным краем, очаровавшим его красотой родной природы.
В его стихотворениях отразились все времена года.
Вот мы видим зимний пейзаж. ( Изображение зимней берёзовой рощи). ( Слайд №10).
Воспитатель читает стихотворение.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
А сейчас мы попадем с вами в весну. ( Изображение весенний черёмухи). (Слайд №11).
Воспитатель читает стихотворение.
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
( Изображение осенней рощи.) (Слайд №12). Дети сидя на коврике слушают песню.
Звучит песня Г. Пономоренко «Отговорила роща золотая. » на стихи С. Есенина . (Аудиозапись).
Беседа с детьми о произведениях С.А. Есенина.
- Ребята вам понравились стихи Сергея Александровича Есенина? (Ответы детей).
- Какие чувства вас охватывают когда вы слушаете произведения Есенина? ( Восторг, радость, восхищение и т.д.)
- Какое стихотворение (песня) вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
- Как выдумаете, любит ли поэт родную природу? (Ответы детей).
- Как вы догадались что очень любит? (Ответы детей).
- Чем вам запомнилось эти произведения? (Ответы детей).
- О чём стихи Есенина? (Ответы детей).
- О чём больше всего он любил писать? (Ответы детей).
- Как видел поэт свою Родину? (Ответы детей).
- Как описывал природу родного края? (Ответы детей).
- Попробуйте рассказать это строчками из его стихов.( Край любимый! Сердцу снятся ), (Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!), (Белая береза. Под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром)… - Ребята, а как вы думаете когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован или хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
Воспитатель: Вот и закончился наш рассказ о Сергее Есенине. Поэзия его вечна, потому что писал он о Вечном: о Матери, Родине, Природе, Любви. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине.
|
|
|