|
Формы активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время
Доклад к педсовету Паламарчук О.И.
ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.
В процессе обучения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. То есть целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности. Одно из таких качеств - познавательная активность, которая проявляется в направленности и устойчивости познавательных интересов, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Активность учащегося в процессе обучения - волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.
Сущность активизации познавательной деятельности рассматривается и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Деятельность учащихся не заканчивается порогом школы.
По окончанию уроков вступает неотъемлемый компонент системы образования – систематическая внеклассная и внешкольная воспитательная работа с учащимися.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе [2, с.35].
Слайд Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся.
По мнению Ю.Б.Зотова, внеурочная работа многоцелевая.
Слайд Целями внеклассной работы являются:
расширение и углубление знаний, умений и навыков;
стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы [1, 14].
Р.Р. Сулейманов выделяет следующие задачи внеклассной работы:Слайд
популяризация и знакомство с достижениями в предметной области;
привитие учащимся интереса к исследовательской работе;
воспитание интереса к чтению научно-популярной литературы, формированию умений и навыков в работе с ними;
профориентационная работа с учащимися [5].
Внешкольная работа составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодёжи. Проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения её потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа способствует реализации социальной, рекреативной и досуговой функций свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной, пользой.
Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательном процессом в школе, с воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями. Такими как (Слайд)
МАН, ЦТТ, ДДЮТ, ДЮСШ, УКИЦ, ЦДЮТЭ, библиотеки, Краеведческий музей, Художественный музей, Детская морская флотилия, Центр военно-патриотической работы.
В основе внеклассной и внешкольной работы лежит целый комплекс принципов педагогики. (Слайд)
Таких как:
принцип добровольности;
общественной направленности;
развития инициативы и самодеятельности;
принцип игры;
творческого подхода к делу;
учета возрастных и индивидуальных особенностей;
доступности;
плановости;
преемственности и взаимодействия всех видов воспитательной работы.
Добровольность внеклассной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму внеклассных занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения. Соблюдая принцип добровольности, вместе с тем надо следить за тем, чтобы ученики не были перегружены. Поэтому рекомендуется записывать школьников не более чем в два внеклассных кружка.
Принцип общественной направленности внеклассной работы предполагает, что содержание работы кружков, секций и т.д. будет носить общественно значимый характер будет связан с достижениями современной науки, техники, культуры и искусства.
Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы в ходе проведения внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял бы определённый вид деятельности.
Принципиальным требованиям к внеклассной работе является использование игровых форм деятельности, занимательности, эмоциональных ситуаций. Особенно это относится к работе с младшим и средним школьным возрастом, где потребность в игровых приёмах деятельности наиболее высока.
В современных условиях особую значимость приобретает принцип развития изобретательства, детского технического, художественного творчества. В ходе занятий перед учащимися должны ставиться задачи поискового, изобретательского характера.
Важным требованием к внеклассной и внешкольной работе является учёт возрастных и индивидуальных особенностей участников этой деятельности.
Внеклассная работа должна чётко планироваться, строиться на основе преемственности.
Принцип взаимодействия различных видов и форм внеклассной и внешкольной работы связан с требованием комплексного подхода к воспитанию.
Нельзя отделять учебную и внеурочную деятельность, они находятся в единстве и взаимосвязи.
Слайд Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны. Они классифицируются по разным признакам: по охвату учащихся, по систематичности, по дидактической цели и т. д. [4, с.36].
По охвату учащихся выделяют:
-
Индивидуальная работа есть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке к выпуску на вечере, конференции, подготовке материала к викторине, обучении в заочных или дистанционных школах и т. д.
Массовая работа выражается в проведении классных часов, вечеров, конференций, в проведении конкурсов и олимпиад [4, с.15].
По систематичности можно выделить регулярную и эпизодическую внеклассную работу [3, с.40].Слайд
регулярная
|
эпизодическая
|
Кружки, секции
работа с научно-популярной литературой и первоисточниками
факультативные занятия
|
олимпиады
тематические конференции и вечера по предмету
стенная печать
экскурсионная деятельность
|
|
|
Как использовать эти формы внеклассной и внеурочной работы мы узнаем в ходе сегодняшнего педсовета.
Одной из внеурочных форм познавательной деятельности является кружковая работа - деятельность самодеятельных объединений учащихся. Задачи Кружковой работы— углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразовательных школах, во внешкольных. учреждениях, по месту жительства.
Помимо УТЦ у нас в школе работают такие кружки как: бисероплетение и греко-римская борьба.
Бисероплетение развивает: творческие способности, мелкую моторику , развивает волю, укрепляет внимание и память.
Греко-римская борьба развивает ловкость, быстроту реакции, терпение и выносливость.
Как привлечь детей к занятиям в кружках на базе школы и городских кружках расскажет Молчанова И.А
.(выступление). Предложения
Я: Для занятий в кружках необходимо время. Как правильно распределить свободное время учениками мы попробуем сейчас выяснить.
Я предлагаю сидящим за 1 столом ответить на вопросы анкеты, как уч-ся начальной школы,
за 2 столом -среднее звено(5-7кл), 3 столом- основная школа(8-9кл),
4 столом - старшее звено (10-11кл). На ответ дается 5-7минут.
Давайте заслушаем 1группу, как по вашему должен ответить ученик начальной школы.
Я:А теперь посмотрим, как ответили наши дети , передаю слово Пугаевой Е. В.
Вывод: наши дети очень заняты выполнением домашних заданий. Напомню существует письмо МОН Украины №1/9-468 от 29.12.01 об объеме и характере домашних заданий, в котором указано, что в 1-м классе Д/З
не задаются. Во 2-4 классах объем учебного материала должен составлять ¼ часть выполненную на уроке и быть таким, чтобы затраты времени на их выполнение не превышали: 2 класс- 45 мин., 3 класс-1, 10 мин, 4 класс-1ч.30мин. Согласно государственным санитарным правилам и нормам содержания общеобразовательных учреждений домашние задания
не рекомендуется задавать на каникулы, выходные и праздничные дни. В 5-6 классах- 2, 5 часа учащиеся должны тратить на выполнение дом. заданий, 7-9кл – 3 часа, 10-11 – 4 часа. А также должна учитываться нагрузка на следующий учебный день (если задано по 5 предметам, то Д/З должно быть минимальным). Если бы задавалось бы меньшее количество Д/З, то возможно дети бы их выполняли. Предложения
Теперь заслушаем 2 группу и сравним их ответы с результатами анкетирования 6-7классов.(Пугаева Е.В.)
Вывод:
Предложения
Я: Слово 3 группе и сравним с результатами анкетирования 9классов.(Пугаева Е.В.)
Вывод:
Я: Ваши предложения:
Я: И последняя группа сравним ваши ответы с результатами анкетирования 10класса.(Пугаева Е.В.). Ваши предложения:
Я:Мы видим, что по итогам анкетирования дети много времени проводят в Интернете. Наша школа активно внедряет в свою деятельность государственную программу «Щоденник»- интернет –проект, целью которого является создание единой образовательной сети для всех участников образовательного процесса. Как использовать этот проект на благо наших учащихся, как с его помощью можно активизировать познавательную деятельность расскажет
Кондрашова О. П., классный руководитель 3-Б класса. Ваши предложения.
Я: Интернет-это, конечно хорошо. Но кроме интернета, куда еще могут потратить свое свободное время дети начальной школы, нам об этом расскажет
Самойлова О.О. кл.руководитель 4-Б класса. Предложения
А как же используют свободное время учащиеся среднего звена нам осветит Бельтихина Ю.К.кл. руководитель 6-А класса. Предложения
Об использовании свободного времени в старшей школе нам расскажет Данилевич Е.И. кл. руководитель 10-А класса. Предложения
Я: Итак, уважаемые коллеги! Мы узнали какую работу можно провести с учащимися разной возрастной категории по организации их свободного времени. Понятно, как велика роль в этом направлении воспитательной работы классного руководителя. Много лет успешно осуществляет эту деятельность Косцова И.П., кл.руководитель 7-А класса, которая об этом нам сейчас расскажет. Предложения
Я: Во взаимодействии с классными руководителями внеклассную работу проводят школьные психологи. На уроках биологии, основ здоровья в рамках учебной программы учителя предметники содержанием учебного материала пропагандируют здоровый образ жизни, школьные психологи же проводят свои мероприятия по профилактике таких негативных явлений, как: табакокурение, алкогольная и наркотическая зависимость. Подробнее об этом расскажет психолог школы Улан В.А. Предложения
Я: Классный час- основная форма внеклассной работы в школе, активизирующая познавательную активность учащихся. Методику проведения классных часов, выбор их тематики , формы проведения вам напомнит Панасенко В. И., председатель МО кл.руководителей, кл.руководитель 8-А класса. Предложения
Я: Еще одной формой активизации познавательной деятельности является проведение экскурсий. О том, как экскурсии расширяют интеллектуальный потенциал школьников, формирует культурологическую компетенцию, прививает любовь к родному краю, объединяет учащихся, их родителей и учителей нам расскажет Астраханцева Е.А. кл.руководитель
7-Б класса.
Вывод: Итак, мы сегодня осветили теоретические аспекты. активизации познавательной деятельности учащихся во внеурочное время, а также познакомились с практическим применением данных форм в воспитательной деятельности школы. Какие вопросы? Предложения, пожелания, замечания?
Наша повестка дня исчерпана.
|
|
|