Главная страница

Методическое пособие для учителя : И. Н. Пономарева «Уроки общей биологии»


Скачать 415.61 Kb.
Название Методическое пособие для учителя : И. Н. Пономарева «Уроки общей биологии»
страница 1/3
И.Н. Пономаревой
Дата 11.02.2016
Размер 415.61 Kb.
Тип Методическое пособие
  1   2   3



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по биологии курса «Основы общей биологии » для 9 класса авторов И.Н. Пономаревой, Н.М.Черновой Биология в основной школе М., «Вентана-Граф» 2008г. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.

Содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Для формирования современной естественно - научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, процессы и объекты, закономерности, законы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки обобщения знаний.

Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект, включающий: учебник Биология . Авторы И.Н.Пономарева , О.А.Кучменко М., «Вентана- Граф» 2006г и методическое пособие для учителя : И.Н.Пономарева «Уроки общей биологии» 9 класс., М., « Вентана- Граф» 2006г.

Цель программы обучения:

  • Формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе.

Задачи программы:

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии.

Наиболее предпочтительными выступают формы обучения, направленные на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно-значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний из целей превращается в средства саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей. К таким формам относится эвристическая беседа, проблемное изложение, элементы технологии развития критического мышления.

В таких условиях реализуется личностный аспект, под которым понимается развитие у учащихся умения мыслить, или овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение, развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Организация учебно-воспитательного процесса включает три основных этапа: мотивационный, организационный и контрольно-оценочный. Мотивационный этап включает в себя приемы формирования потребностей, мотивов и целей; организационный - приемы овладения операциями; контрольно-оценочный - формы и методы оценки результатов.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль - позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

  • Устный контроль предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.

При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.

Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний

Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.

  • Письменный контроль - осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.

Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

Предлагая проверочные контрольные работы, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Учащимся предлагаются учебные задания в соответствии с их учебными возможностями, уровнем подготовки. Например, учащиеся могут решить более простую или сложную задачу, если рассчитывать трудность заданий таким образом, чтобы они были ориентированы на зону ближайшего развития учащегося.

Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний

Формами промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.

1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроиз­вести (повторить) информацию, операции, действия, решить типо­вые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.

2 уровень умений и навыков (вопросы на установление последовательности, соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последователь­ность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.

3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации, прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).
  1   2   3