Главная страница

Программа по литературе для 5 класса Пояснительная записка


Скачать 2.46 Mb.
Название Программа по литературе для 5 класса Пояснительная записка
страница 7/14
Дата 11.02.2016
Размер 2.46 Mb.
Тип Программа
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

Р.р.

Урок 15. Контрольное сочинение №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Урок развивающего контроля.




Тестирование. Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характери­стика героев (в том числе сопоставительная), отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на вопрос по теории литературы, ответы на проблемные вопросы нравственно-этического плана.

Самостоятельная работа. Чтение 2-3 сказок Пуш­кина. Подготовка к конкурсу на выразительное чте­ние фрагментов сказок (чтение по ролям или инсценирование) и защите коллективных учебных проек­тов. Составление викторин и создание иллюстраций к сказкам Пушкина.


Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










31

Урок 16. А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Урок общеметодической направленности.




Чтение и обсуждение статей учебника «Русская лите­ратурная сказка» и «Антоний Погорельский». Коммен­тирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям) и пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказ­ки. Выделение этапов развития сюжета сказки. Выяв­ление в произведении Антония Погорельского харак­терных признаков литературной сказки. Самостоятельная работа. Выполнение заданий из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Подготовка к защите учебного проекта «Сказка .Чёрная курица, или Подземные жители" В иллюстрациях».


Литературная сказка.

Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского».

Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала 19 века.

Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока.


Формирование мотивации к самосовершенствованию.










32

Вн. чт.

Урок 17. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

Урок общеметодической направленности.





Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексиче­ская работа по заданиям из раздела «Обогащаем свою речь». Выразительное чтение (в том числе по ролям). пересказ и обсуждение эпизодов сказки. Конкурс на выразительное чтение по ролям диалога Алёши и учи­теля. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Устное словесное рисо­вание эпизодов «Последняя встреча Алёши и Чернуш­ки» (воссоздающее воображение) и "Уход подземных жителей в другую страну» (творческое воображение).

Составление устного отзыва о литературной сказке по плану. Рецензирование иллюстраций к сказке. Показ и зашита учебного проекта «Сказка " Чёрная курица, или Подземные жители" в иллюстрациях (в формате элек­тронной презентации)». Обсуждение и оценка проекта. Практическая работа. Составление письменного отзы­ва о литературной сказке Антония Погорельского (или о самостоятельно прочитанной литературной сказке).

Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их защите. Создание пись­менного описания иллюстрации к сказке. Сочинение собственной сказки. Чтение сказок Гаршина «Лягуш­ка-путешественница», «Attalea Рrinceps», «То, чего не было», сказки Пантелеева «Две лягушки» и ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, ду­маем, спорим ... »). Чтение сказки Ершова «Конек-гор­бунок» И выявление в ней черт литературной сказки. Поиск сведений о М. Ю. Лермонтове с использовани­ем справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).


Литературная сказка.

Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского».

Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала 19 века.

Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока.


Формирование мотивации к самосовершенствованию.










33

Вн. чт.

Урок 18. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

Урок общеметодической направленности.




Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексиче­ская работа по заданиям из раздела «Обогащаем свою речь». Выразительное чтение (в том числе по ролям). пересказ и обсуждение эпизодов сказки. Конкурс на выразительное чтение по ролям диалога Алёши и учи­теля. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге по обсуждению эпизодов сказки. Составление устного отзыва о литературной сказке по плану. Рецензирование иллюстраций к сказке. Показ и зашита учебного проекта «Сказка " Чёрная курица, или Подземные жители" в иллюстрациях (в формате элек­тронной презентации)». Обсуждение и оценка проекта. Практическая работа. Составление письменного отзы­ва о литературной сказке Антония Погорельского (или о самостоятельно прочитанной литературной сказке).

Самостоятельная работа. Создание иллюстраций к сказке и подготовка к их защите. Создание пись­менного описания иллюстрации к сказке. Сочинение собственной сказки. Поиск сведений о М. Ю. Лермонтове с использовани­ем справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).


Литературная сказка.

Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского».

Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала 19 века.

Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока.


Формирование мотивации к самосовершенствованию.










34

Урок 19. М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

Урок общеметодической направленности.

В.А. Богданов «На Бородинском поле».

Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрье­вич Лермонтов». Комментирование историко-культур­ных реалий статьи. Знакомство с информацией о селе Тарханы (см. раздел учебника «Литературные места России» и материалы практикума «Читаем, думаем, спорим ... ». Восприятие стихотворения. Поиск незна­комых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. фоно­хрестоматию). Устное иллюстрирование фрагментов стихотворения.

Практическая работа. Составление партитурной разметки для выразительного чтения стихотворения.

Самостоятельная работа. Устный рассказ о поэте и героях стихотворения. Подготовка к выразительному чтению стихотворения наизусть. Создание собствен­ных иллюстраций к стихотворению и подготовка к их презентации и защите.


Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










35

Урок 20. «Бородино»: проблематика и поэтика. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

«Два великана».

Урок общеметодической направленности.




Устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Ре­цензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитиро­вания). Участие в коллективном диалоге. Презентация и зашита собственных иллюстраций. Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций. Чтение и обсуждение стихотворения «Два великана».

Практическая работа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись» (по группам).

Самостоятельная работа. Письменный ответ на во­прос «Какую роль в стихотворении играют его звуко­вые особенности, поэтическая лексика и синтаксис?». Чтение сказки Лермонтова «Ашик-Кериб» и выпол­нение иллюстраций к ней (см. практикум «Читаем, думаем, спорим ... »). Сопоставление стихотворений «Бородино» и «Поле Бородина».


Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










36

Вн. чт.

Урок 21. «Ашик-Кериб» как литературная сказка.

Урок общеметодической направленности.





Выразительное чтение сказки (в том числе по ро­лям). Поиск незнакомых слов и определение их зна­чений. Чтение и обсуждение истории создания сказки «Ашик-Кериб» (см. практикум «Читаем, думаем, спо­рим ... »). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Инсценирование фрагментов сказки. Презентация и зашита собственных иллюстраций.

Практическая работа. Анализ фрагментов сказки (по группам).

Самостоятельная работа. Поиск сведений о Н. В. Го­голе с использованием справочной литературы и ресур­сов Интернета (под руководством учителя). Чтение по­вести «Заколдованное место».


Литературная сказка.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










37

Урок 22. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.

Урок «открытия» нового знания?




Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Ва­сильевич Гоголь» и сведений о Гоголе из практикума «Читаем, думаем, спорим ... ». Устный рассказ о пи­сателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям), пересказ и анализ её фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассни­ков. Поиск незнакомых слов и определение их значе­ний. Обсуждение иллюстрации художника М. Клодта к эпизоду «Дед В лесу». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллектив­ном диалоге. Устное иллюстрирование.

Практическая работа. Характеристика героев повести с использованием цитатных примеров (по группам).

Самостоятельная работа. Художественный пере­сказ эпизодов повести. Чтение повести «Пропавшая грамота», выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим …».


Фантастика. Юмор.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Проявляет положительное отношение к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.










38

Урок 23. «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести.

Урок общеметодической направленности?




Выразительное чтение эпизодов повести. Устное ре­цензирование выразительного чтения одноклассни­ков. Определение границ и выявление сюжета эпи­зодов. Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Характеристика героев эпи­зодов (в том числе речевая). Нравственная оценка героев. Выявление средств создания настроения и авторского отношения к изображаемому. Анализ раз­личных форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление событий и героев повести с событиями и героями народных сказок. Чтение и обсуждение статьи учеб­ника "Из воспоминаний современников о Н. В. Го­голе».

Практическая работа. Анализ эпизодов повести (по группам). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирую­щих понятия «фантастика», «юмор», «художественная условность». Составление аналитической таблицы «Фантастика и юмор в повести» (с использованием цитирования).

Самостоятельная работа. Чтение повестей «Май­ская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождест­вом» и «Страшная месть» (по выбору). Создание соб­ственных иллюстраций к повести, подготовка к их презентации и защите.

Проект. Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в иллюстрациях».


Фантастика. Юмор.

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.










39
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14