|
Программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (8 вид)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 7 класса (8 вид)
Курс рассчитан на 140 часов из федерального компонента.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации
Рабочая программа по чтению разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
I. Международные акты в области защиты прав и законных интересов ребенка
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация о правах умственно отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеей ООН 20.12.1971 г.
- Декларация ООН о правах инвалидов. Принята на XXX сессии ООН 09.12.1975 г.
- Конвенция о правах ребенка
II. Федеральные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ Минобразования РФ от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2002 года № 1277 «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Минобразования РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образование)». Принят Гос. Думой 02.06.1999 г.
- Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997г №48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 вида" (с изменениями от 26.10.2000г.)
- Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, (утв. Постановлением Правительства РФ 12 марта 1997г. №288)
III. Регионального уровня
- Закон РТ « Об образовании»
IV. Локального уровня
- Устав школы
- Образовательная программа школы
- Положение о специальном (коррекционном) классе 8 вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
- Школьный учебный план специальных (коррекционных) классов 8 вида на 2015-2016 учебный год.
Программа курса чтения для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида ,5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.
Пояснительная записка
Актуальность. Учебная программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей) определяет содержание предмета, последовательность его прохождения. Программа учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель - создать условия для развития умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности, коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников, формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Задачи:
-
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Специфика. Рабочая программа по чтению составлена с учётом интеллектуальных и психологических особенностей обучающихся данного вида и класса. Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, способствует их умственному развитию. Литературный материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. Содержание и специфика программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащегося и его мышлению. Учащийся учится отвечать на поставленные вопросы. Полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного текста. Кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Приемы: сравнение, обобщение, объяснение.
Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, словесный, наблюдение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, беседа, уроки - практикумы, самостоятельная работа, написание сочинений и выполнение практических работ.
Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии; технология дифференцированного обучения.
Виды деятельности: рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное комментированное чтение, словарно-лексическая работа, составление рассказа на основе вопросов учебника, пересказ, словесное рисование, составление плана, чтение по ролям, проведение конкурса рисунков, анализ эпизодов, наблюдение над особенностями речи персонажей, беседа по вопросам, письменный ответ на вопросы, различные виды чтения, работа с иллюстрациями, рассказ по плану, письменная и устная характеристика героя, заучивание наизусть стихотворных текстов.
Формы контроля: выразительное чтение, чтение наизусть, пересказ, задания и вопросы по текстам, создание иллюстрации по эпизоду произведения.
Обучение чтению ведется с использованием учебника «Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Автор-составитель А.К.Аксенова: Москва, «Просвещение», 2014г.
В учебнике структурно выделяются 3 раздела:
1.Устное народное творчество.
2. Из произведений русской литературы XIX века.
3.Из произведений русской литературы XX века.
Планируемые результаты образования по предмету «Чтение» определяются основными требованиями к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
-
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
Чтение
Тематическое планирование
7 класс
№
п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Краткое содержание темы
|
Обязательный минимум
ЗУН
|
Примечание
|
1.
|
Устное
народное
творчество
|
12 ч.
|
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки.
|
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
Читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
|
|
2.
|
Из произведений русскoй
литературы XIX века
|
53 ч.
|
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого, В. Г. Короленко, А.П. Чехова.
|
|
3.
|
Из произведений русскoй
литературы
XX века
|
75ч.
|
Произведения А.М. Горького, М.В. Исаковского, К.Г. Паустовского, К.М.Симонова, А.Г. Алексина, В.П.Катаева, М.М.Зощенко, Р.П.Погодина, Н.И.Рыленкова, Ю.И.Коваля, Ю.Я.Яковлева, К.Я Ваншенкина.
|
|
4.
|
Внеклассное
чтение
|
(8 ч.)
|
Рекомендуемая литература (на выбор):
Русские народные сказки, В.Бианки «Мышарик», «Вести из леса», Д.Дефо «Робинзон Крузо», басни И.А. Крылова, А. Чехов «Каштанка», «Спать хочется», В. Короленко «Чудная», «Последний луч», Л. Кассиль «Ночная ромашка», «Солнце светит», А. Сурков «Победители», «Утро в окопе», К. Паустовский «Старый повар», «Степная гроза».
|
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной библиотеки.
Составление отзывов.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
|
Часы уроков внеклассного чтения входят в количество часов разделов
|
|
|
|