|
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся 5 класса разработана на основе «Программы специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида»
областное государственнное специальное ( коррекционное ) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Вихоревка
Рассмотрено и принято Утверждаю
МО ОГСКОУ СКОШ г.Вихоревка Директор
протокол № ________Е.Н.Костина
от « » 2012 приказ № о « » 2012
Рабочая программа
по учебному предмету « Русский язык » для обучающихся 5 класса
разработана на основе «Программы специальных ( коррекционных )
образовательных учреждений VIII вида » 5- 9 классы под редакцией
В.В.Воронковой, 2011 год
Составитель: Барсукова Галина Николаевна
учитель-дефектолог
образование-высшее
педагогический стаж 43 года
2012 – 2013 учебный год
г. Вихоревка
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку составлено на основе базисного учебного плана школы и Программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Согласно учебному плану недельная нагрузка по предмету составляет 5 часа в неделю, что соответствует 170 ч. в год.
При обучении по предмету используется следующий УМК: учебник В.В.Воронковой «Русский язык 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», М., «Просвещение», 2009 г.; А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Просвещение», 2004 г.; А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе», М., «Просвещение», 1994г. ; Н.Н. Бебешина, Ф.Н. Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе (5 – 8 классы)», М., «Просвещение», 1970г.; М.Ф. Гнездилов «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы», М., 1962г.; Н.М. Барская, Л.А. Нисневич «Обучение русскому языку в 5 – 9 классах вспомогательной школы», М., «Просвещение», 1992г.; В.П. Свириденков «Сборник упражнений по русскому языку, 5 – 8 классы», М., «Просвещение», 1969г.; Л.А. Жидкова, Л. М., Каменецкая « Сборник статей для изложений во вспомогательной школе», М., «Просвещение», 1968г.; Е.Я. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида, 5 – 7 классы», М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003г.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
подбирать группы родственных слов;
проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
связно высказываться устно и письменно ( по плану )
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать :
Способы проверки написания гласных и согласных в корне слова
Алфавит
1 уровень
списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова – по слогам;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ( 40-45 слов) ;
коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя ( до 50 слов) ;
подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
различать части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
находить решение орфографической задачи ( с помощью учителя ) ;
пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством
учителя;
2 уровень
списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;
писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова ( с помощью учителя)
учиться пользоваться школьным орфографическим словарём под руководством учителя).
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
-
Повторить и закрепить знания и умения по синтаксису и пунктуации, определенные программой и учебником для коррекционных школ VIII вида. Отрабатывать практические умения и навыки разбора предложений по членам, по частям речи, составление характеристик предложений, их схем.
Продолжить формирование практически значимых орфографических знаний и навыков (орфограммы в корне, правописание приставок и др.).
Отрабатывать навыки по звукобуквенному анализу, по составу слова.
Дать понятие о сложносокращенных словах, научить их расшифровывать и писать.
Повторить и закрепить знания об имени существительном, его роли в речи, об основных грамматических категориях, правописании падежных окончаний и способах проверки безударных окончаний.
2. Коррекционно-развивающие:
Продолжать работу над обогащением, уточнением и активизацией словаря учащихся (правильное употребление несклоняемых существительных, сложносокращенных слов и др.).
-
Развивать фонематический слух, правильное произношение, языковое чутье, память, логическое мышление, умение находить связь между словами в предложении, правильно задавать падежные вопросы.
Продолжать формирование умения строить предложения разной степени распространенности, умений писать творческие работы.
Развивать познавательную активность, общеинтеллектуальные знания (приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации).
Вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.
Коррекционно-воспитательные.
Продолжать работу по воспитанию интереса к родному языку, желания его изучать и грамотно писать; показывать его красоту, выразительность; формировать умения использовать средства языка, культуру речи; развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать самостоятельность. Использовать материалы, содержащие значимые связи с окружающей действительностью для подготовки к самостоятельной жизни.
Продолжать воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, сознательного отношения к труду, хорошим поступкам, к здоровому образу жизни.
-
На материалах упражнений и работ осуществлять экологическое, нравственное, эстетическое воспитание.
№ п/п
|
Наименование раздела, тема
|
Всего часов
|
Количество часов, отводимых на работы практического характера, экскурсии
|
Количество часов, отводимых на работы контрольного характера
|
|
|
|
|
|
1
|
Повторение. Падежи и падежные окончания
|
2
|
1
|
|
2
|
Слово. Имя существительное
|
48
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50
|
5
|
5
|
|
|
|
|
|
5 кл . 3 четверть- 50 час
|
Тема раздела, программы
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Основные виды деятельности
|
Виды контроля за уровнем усвоения
|
Планируемый результат
|
Дата проведения
|
Примечание
|
план
|
фактически
|
1
|
Слово.
Имя существительное.
|
Изменение существительных по падежам
|
1
|
вводный
|
Назвать и выписать падежи по вопросам
|
Сигнальные карточки
|
Уметь различать падежи по вопросам
|
09.01
|
|
|
2, 3
|
|
Понятие о склонении, его типах.
|
2
|
комбинированный
|
Определить склонение существительных
|
Заполнить таблицу
|
Уметь различать тип склонения существительного.
|
10,11. 01
|
|
|
4
|
|
1 склонение существительных в единственном числе.
|
1
|
практический
|
Определить падеж
|
Заполнить таблицу
|
Уметь склонять существительные
|
14.01
|
|
|
5
|
|
Именительный падеж.
|
1
|
комбинированный
|
Найти подлежащее в предложении
|
Подчеркнуть сущ.
|
Связный рассказ по вопросам
|
15.01
|
|
|
6
|
|
И.п. Подлежащее в предложении.
|
1
|
Практический
|
Поставь вопрос, найди подлежащее в предложении
|
Подчеркнуть подлежащее в предложении
|
Уметь различать члены предложения
|
16.01
|
|
|
7
|
|
Родительный падеж.
|
1
|
Практический
|
Выполнить задание
|
Определить падеж
|
Уметь различать падежи
|
17.01
|
|
|
8
|
|
Дательный падеж
|
1
|
Комбинированный
|
Определить падеж
|
Памятка
|
Закрепить знания о падежах
|
18.01
|
|
|
9
|
|
Винительный падеж.
|
1
|
комбинированный
|
Определить падеж
|
Подчеркнуть сущ. В.п.
|
Уметь определять падеж
|
21.01
|
|
|
10
|
|
Творительный падеж.
|
1
|
комбинированный
|
Определить падеж
|
Подчеркнуть сущ. в Т.п.
|
Закрепить понятие о склонении сущ.
|
22.01
|
|
|
11
|
|
Предложный падеж.
|
1
|
комбинированный
|
Определить падеж
|
Подчеркнуть сущ. в П.п.
|
Закрепить понятия по теме
|
23.01
|
|
|
12
|
|
р/р Связь слов в предложении. Любопытный заяц.
|
1
|
практический
|
Поставить вопросы к словам.
|
Установить связь слов в предложении.
|
Проверить знания по теме.
|
24.01
|
|
|
13
14
|
|
Контрольные вопросы и задания. Работа над ошибками.
|
2
|
комбинированный
|
Писать правильно сущ. по теме
|
Образец учителя
|
Закрепить понятие по теме
|
25.01
28.01
|
|
|
15
|
|
Три склонения имён существительных
|
1
|
практический
|
Рассказ по плану
|
таблицы
|
Связный рассказ по плану
|
29.01
|
|
|
16
|
|
1 склонение имён сущ.
|
1
|
комбинированный
|
Подбор сущ. по числам
|
Взаимоконтроль
|
Закрепить понятия по теме
|
30.01
|
|
|
17
|
|
Определение склонения сущ. по начальной форме.
|
1
|
Практическая работа
|
Ответить письменно на вопросы
|
Контроль учителя
|
Закрепить понятие о склонении имён сущ.
|
31.01
|
|
|
18
19
20
|
|
2 склонение имён сущ.
-Мужской род
-Средний род
|
3
|
комбинированный
|
Определить род, склонение сущ.
|
Заполнение таблицы
|
Закрепить понятие о роде имён сущ.
|
1.02
4.02
5.02
|
|
|
21
22
|
|
3 склонение имён существительных
|
2
|
Практическая работа
|
Определить род сущ.
|
Записать начальную форму сущ.
|
Закрепить знания о роде и склонении имён сущ.
|
6.02
7.02
|
|
|
23
24
|
|
Контрольные вопросы и задания.
склонение имён сущ.
-Работа над ошибками.
|
2
|
обобщающий
|
Выписать сущ.по род,
определить склонение.
|
Подобрать сущ. 1, 2, 3 скл., определить грамматические призна
|
Закрепить знания о склонении сущ.
|
8.02
11.02
|
|
|
25
|
|
1 склонение имён сущ. в ед. числе.
|
1
|
Комби нированный урок
|
Склонение сущ.
|
Выделить окончания сущ.
|
Проверить знания по теме
|
12.02
|
|
|
26
|
|
1 скл. Р.п. сущ.
|
1
|
Сообщение новых знаний
|
Склонение сущ.
|
Работа в парах
|
Проверить знания
|
13.02
|
|
|
27
|
|
1 скл. Д. п. сущ.
|
1
|
Сообщение новых знаний
|
Склонение сущ.
|
Указать скл., определить падеж
|
Знать склонение и падеж сущ.
|
14.02
|
|
|
28
|
|
1 скл. Т.п
|
1
|
комбинированный
|
Склонение сущ.
|
Указать падеж сущ.
|
Знать склонения сущ.
|
15.02
|
|
|
29
|
|
1 скл. П.п.
|
1
|
комбинированный
|
Определить склонение сущ.
|
Заполнение таблицы
|
Закрепить понятие о скл. сущ.
|
18.02
|
|
|
30
|
|
р/р Рассказ. Берёзы зимой.
|
1
|
Практическая работа
|
Связь слов в предложении
|
Ответить на вопросы
|
Закрепить знания о склонении имён сущ.
|
19.02
|
|
|
31
32
|
|
Контрольные вопросы и задания.
1склонение имён сущ.
-Работа над ошибками.
|
2
|
обобщающий
|
Выписать сущ.по род,
определить склонение.
|
Подобрать сущ. 1 скл., определить грамматические признаки
|
Закрепить знания о склонении сущ.
|
20.02
21.02
|
|
|
33
|
|
2 склонение имён сущ. в ед. числе.
|
1
|
Комби нированный урок
|
Склонение сущ.
|
Выделить окончания сущ.
|
Проверить знания по теме
|
22.02
|
|
|
34
|
|
2 скл. Ударные и безударные окончания сущ.
|
1
|
Сообщение новых знаний
|
Склонение сущ.
|
Работа в парах
|
Проверить знания
|
26.02
|
|
|
35
|
|
2 скл.И.п. и В. П. сущ.
|
1
|
Практическая работа
|
Ответить письменно на вопросы
|
Контроль учителя
|
Закрепить понятие о склонении имён сущ.
|
27.02
|
|
|
36
|
|
2 скл. имён сущ. Р. п.
|
1
|
комбинированный
|
Определить склонение сущ.
|
Заполнение таблицы
|
Закрепить понятие о скл. сущ.
|
28.02
|
|
|
37
|
|
2скл. имён сущ.Т.п.
|
1
|
Практическая работа
|
Определить род сущ.
|
Записать начальную форму сущ.
|
Закрепить знания о склонении имён сущ.
|
01.03
|
|
|
38
|
|
р/р. Изложение. Храбрый сторож
|
1
|
Практическая работа
|
Связь слов в предложении
|
Закрепить знания о скл. сущ.
|
Закрепить знания о скл. сущ.
|
4.03.
|
|
|
39
40
|
|
Контрольные вопросы и задания 2 скл. сущ
-Работа над ошибками.
|
2
|
обобщающий
|
Выписать сущ.
определить склонение.
|
Подобрать сущ. 2 скл., определить грамматические признаки
|
Закрепить знания о склонении сущ.
|
5.03
6.03
|
|
|
41
|
|
3 склонение имён сущ. в ед. числе.
|
1
|
Комби нированный урок
|
Склонение сущ.
|
Выделить окончания сущ.
|
Проверить знания по теме
|
7.03
|
|
|
42
43
|
|
3скл. Р.п., Д.п., П.п. сущ.
|
2
|
Сообщение новых знаний
|
Склонение сущ.
|
Работа в парах
|
Проверить знания
|
1103
12.03
|
|
|
44
|
|
3скл. имён сущ. И.п., В.п.
|
1
|
Комби нированный урок
|
Склонение сущ.
|
Выделить окончания сущ.
|
Проверить знания по теме
|
13.02
|
|
|
45
|
|
1 скл. Т.п. сущ.
|
1
|
Сообщение новых знаний
|
Склонение сущ.
|
Работа в парах
|
Проверить знания
|
14.03
|
|
|
46
|
|
Р/р Рассказ по плану.
Пожар.
|
1
|
Практическая работа
|
Склонение сущ.
|
Рассказ по плану
|
Проверить знания по теме
|
15.03
|
|
|
47
48
|
|
Контрольные вопросы и задания
-работа над ошибками
|
2
|
Обобщающий урок
|
Склонение сущ.
|
Вопросы и задания
|
Проверить знания по теме
|
18.03
19.03
|
|
|
49
|
Повторение. Падежи и падежные окончания сущ.
|
1,2,3 скл. сущ.
|
1
|
комбинированный
|
Указать род и скл. сущ.
|
Определить скл.сущ.
|
Знать скл. сущ.
|
20.03
|
|
|
50
|
|
р/р Деформированный рассказ. Кормушка.
|
1
|
комбинированный
|
Объяснить правописание окончаний
|
Определить падеж
|
Знать скл. сущ.
|
21.03
|
|
|
4 четверть - 39 час 5 класс
№ п/п
|
Наименование раздела, тема
|
Всего часов
|
Количество часов, отводимых на работы практического характера, экскурсии
|
Количество часов, отводимых на работы контрольного характера
|
|
|
|
|
|
1
|
Повторение.
|
21
|
5
|
3
|
2
|
Предложение.
|
18
|
3
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема раздела, программы
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Тип урока
|
Основные виды деятельности
|
Виды контроля за уровнем усвоения
|
Планируемый результат
|
Дата проведения
|
Примечание
|
план
|
фактически
|
1
|
Повторение.
Слово.
Имя существительное.
|
Склонение существительных.
|
1
|
комбинированный
|
Назвать и выписать падежи по вопросам
|
Сигнальные карточки
|
Уметь различать падежи по вопросам
|
01.04
|
|
|
2, 3
|
|
1скл.
Правописание падежных окончаний сущ.
|
2
|
комбинированный
|
Определить склонение существительных
|
Заполнить таблицу
|
Уметь различать тип склонения существительного.
|
02,04. 03.04
|
|
|
4
5
|
|
2 скл. сущ. в ед. числе.
|
2
|
практический
|
Определить падеж
|
Заполнить таблицу
|
Уметь склонять существительные
|
4.04
5.04
|
|
|
6
7
|
|
3 скл. сущ. в ед.
|
2
|
комбинированный
|
Найти подлежащее в предложении
|
Подчеркнуть сущ.
|
Связный рассказ по вопросам
|
8.04
9.04
|
|
|
8
9
|
|
Диктант с заданием. Склонение сущ.
-Работа над ошибками.
|
2
|
Практический
|
Поставь вопрос, найди сущ. в предложении
|
Грамматический разбор сущ.
|
Уметь определять падежи сущ.
|
10.04
11.04
|
|
|
10
|
Предложение.
|
Главные члены предложения.
|
1
|
Практический
|
Выполнить задание
|
Определить главные члены предложения
|
Уметь находить главные члены предложения
|
12.04
|
|
|
11
|
|
Подлежащее.
|
1
|
Комбинированный
|
Определить падеж сущ.
|
Памятка
|
Закрепить знания о падежах
|
15.04
|
|
|
12
13
|
|
Второстепенные члены предложения.
|
2
|
комбинированный
|
Определить части речи
|
Связь слов в предложении.
|
Уметь определять части речи
|
16 .04
17.04
|
|
|
14
15
|
|
Нераспространённые и распространённые предложения.
|
2
|
комбинированный
|
Определить части речи.
|
Подчеркнуть сущ. в И.п.
|
Закрепить понятие о склонении сущ.
|
18.04
19.04
|
|
|
16
|
|
Р/р. Деформированный текст. Лес ранней весной.
|
1
|
комбинированный
|
Определить главные члены предложения
|
Подчеркнуть главные члены предложения.
|
Закрепить знания о главных членах предложения.
|
22.04
|
|
|
17
|
|
р/р. рассказ по серии картин. На рыбалке.
|
1
|
практический
|
Составить рассказ по картинкам.
|
Установить связь слов в предложении.
|
Проверить знания по теме.
|
23.04
|
|
|
18
19
|
|
Контрольные вопросы и задания. Предложение. Работа над ошибками.
|
2
|
комбинированный
|
Писать правильно сущ. по теме
|
Образец учителя
|
Закрепить понятие по теме
|
24.04
25.04
|
|
|
20
21
|
|
Однородные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
|
2
|
комбинированный
|
Найти подлежащее и сказуемое
|
таблицы
|
Знать главные члены предложения.
|
26.04
29.04
|
|
|
22
|
|
Второстепенные члены предложения
|
1
|
комбинированный
|
Найти и подчеркнуть однородные члены предложения
|
Назвать однородные члены предложения
|
Закрепить понятия по теме
|
30.04
|
|
|
23
24
|
|
Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
|
2
|
Практическая работа
|
Ответить письменно на вопросы
|
Расставить знаки препинания
|
Закрепить понятие об однородных членах предложения
|
6..05
7.05
|
|
|
25
26
|
|
Контрольные вопросы и задания. Однородные члены предложения.
Работа над ошибками.
|
2
|
комбинированный
|
Определить однородные члены предложения
|
Выполнить стандартные задания
|
Закрепить знания по теме
|
8.0
10.05
|
|
|
27
|
|
Р/р. Изложение. П.И.Чайковский.
|
1
|
Практическая работа
|
Ответить на вопросы.
|
Подчеркнуть однородные члены предложения
|
Закрепить знания об однородных членах предложения.
|
13.05
|
|
|
28
29
|
Повторение пройденного.
|
Состав слова
|
2
|
комбинированный
|
Разбор слова по составу.
|
Подобрать однокоренные слова.
|
Закрепить знания о составе слова
|
14.05
15.05
|
|
|
30
|
|
Склонение имён существительных
|
1
|
комби нированный урок
|
Грамматические признаки сущ.
|
Выделить окончаниеслова
|
Проверить знания по теме
|
16.05
|
|
|
31
32
|
|
Контрольный диктант с задание. Работа над ошибками.
|
1
1
|
Обобщающий
|
Стандартные задания по пройденному материалу
|
Контроль учителя
|
Проверить знания
|
17.05
20.05
|
|
|
33
34
35
|
|
Р/р Деформированный текст. Косматый великан.
Аистята
Мой товарищ
|
1
1
1
|
комбинированный
|
Записать текст по плану
|
Установить связь слов в предложении
|
Знать склонение сущ.
|
21.05
22.05
23.05
|
|
|
36
37
|
|
Предложение. Знаки препинания при однородных членах
|
2
|
комбинированный
|
Поставить знаки препинания
|
Подчеркнуть однородные члены предложения
|
Уметь ставить вопросы
|
24.05
27.05
|
|
|
38
39
|
|
.Р/р Изложение Акула И. И. Шишкин
|
2
|
комбинированный
|
Поставить знаки препинания.
|
Установить связь слов в предложении
|
Знать склонение сущ.
|
28.05
29.05
|
|
|
|
|
|