Главная страница

«Уроки французского» уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)


Скачать 94.13 Kb.
Название «Уроки французского» уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Дата 05.04.2016
Размер 94.13 Kb.
Тип Урок

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Уроки французского» - уроки доброты (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Планируемые результаты:

1. Личностные: сформированность гуманистических ценностных ориентаций; сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

2. Предметные: определить смысл названия рассказа; определить, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика;

3. Метапредметные:

  • познавательные: сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации для выполнения учебных заданий; сформированность устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; сформированность умения строить логическое рассуждение;

  • регулятивные: сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • коммуникативные: сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методические приёмы: технология проблемного диалога, элементы исследовательской деятельности, частично-поисковый метод (нахождение эпизодов в тексте)

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы с отрывком из текста, маркеры.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный.

Здравствуйте, сегодня на нашем уроке литературы будут гости. Давайте их поприветствуем и приступим к работе.

Проверка готовности к уроку, приветствие.

  1. Мотивационный.

1.Знакомство с эпиграфом.

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Л.Н.Толстой

2. Размышления учащихся.

Как же связаны эта строки с рассказом В. Распутина «Уроки французского»?

Оценивая то, что сделала для него Лидия Михайловна, Распутин пишет: «… добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе».

Так о чём мы будем говорить на уроке? Какова будет тема урока?

«Уроки французского» – уроки доброты . - Записываем тему.

Какую цель поставим перед собой на уроке?

Запись в тетрадь.

В произведении мы видим, как одни люди и события прошли, не оставив в душе мальчика никаких положительных воспоминаний, только горечь и обиду, другие, как учительница французского, своей добротой и участием запомнились на всю жизнь.

Учащиеся высказывают свои мысли и предположения (О доброте.)

Выяснить, чему учит рассказ.


  1. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы познакомились с биографией Валентина Григорьевича Распутина. Как полученная информация помогла нам в чтении рассказа?

Почему рассказ называют автобиографичным?

Какова тема рассказа?

Но все ли события были взяты писателем непосредственно из своей жизни? Почему же писатель включает в свой рассказ вымышленные события?

Рассказ отчасти автобиографичен.

Автобиографическими

называют художественные произведения, в которых автор использовал материал событий из своей личной жизни.

Рассказ «Уроки французского» – автобиографическое произведение.

Детство Валентин Распутин провел в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа.

Он повествует о скромном деревенском мальчике, который вырос в Сибири, на берегу Ангары, вынужденном уехать в районный центр, чтобы продолжить среднее образование. На новом месте, вдали от семьи, живя у чужих людей, он чувствует одиночество. Жизненные трудности помогает преодолеть учительница французского языка. (Выводы прошлого урока, с использованием тетради).

Жизнь школьников в послевоенное время.

Таков авторский замысел, чтобы передать главную мысль рассказа.

  1. Постановка проблемы.

Какое слово в теме сегодняшнего урока, в названии рассказа привлекает наше внимание? (Опережающее задание.)

Какие значения этого слова вы знаете? Вы дома выписали из словаря толкования этого слова и к каждому значению привели пример из текста.

Какое значение вкладывает в это слово автор?

Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа?

Кто преподает уроки мальчику? (Было вашим опережающим заданием.)

Слова из воспоминаний самого Распутина: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

УРО́К, -а, муж.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.

2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.

Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа.

Прямое значение: школьная дисциплина и задания на дом.

Мать:
Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Тетя Надя:
Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Ученики: Вадик и Птаха, Тишкин:
Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
Будь принципиальным. Не льсти.
Лидия Михайловна: Будь добрым и отзывчивым, люби людей.


  1. Осмысление.

Какой была Лидия Михайловна? Какой впервые увидел её герой? Найдите и прочитайте портрет Лидии Михайловны.

Так каким же должен быть учитель? Почему Лидия Михайловна говорит: «Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца… Иной раз полезно забыть, что ты учительница… Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому»? (Стр.147)

Как вы думаете, когда и почему обратила Лидия Михайловна внимание на мальчика?

Найдите подтверждение из текста, каким предстаёт мальчик в восприятии учительницы.

Почему так складываются их отношения: это дружба или борьба?

Чем близки учительница и ученик, в чём вы видите сходство их характеров?

Почему Лидия Михайловна избрала такой способ помощи мальчику, ведь она знала, что за игру на деньги выгоняли из школы?

Но понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально?

Зачем? С какой целью?

Стр.139-140 – внешность, стр.133 – голос, стр.148 – в детстве.

Заметив следы побоев на лице и после рассказа Тишкина, что герой играет на деньги, учительница выяснила, что мальчику нужны деньги, он голодает. Лидия Михайловна придумала способ помочь мальчику.

«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, …со следами вчерашней драки» (стр.134)

Оба они – люди честные, совестливые, правдивые и упрямые в достижении своей цели. Главное для мальчика – выучиться! Ради этого он играет на деньги, и, чтобы помочь своему ученику, учительница предлагает ему опасную игру, опасную для себя самой.

Лидия Михайловна знала, что никакой помощи просто так мальчик не примет, он возьмёт только то, что сам заработал.

У него вначале были сомнения: «Я по себе знал, что, когда что-то не выходит, всё делаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься… Мне казалось, что Лидия Михайловна всё время ожидающе присматривается ко мне…» (стр.144)

Сомнения оставались, когда учительница пыталась ему подыграть, но… затем она начала мошенничать.

Вероятно, она решила его раззадорить, чтобы мальчик не думал, что игра идёт ради него.

  1. Исследование. Лингвистический анализ.

1. Исследование (работа в парах).

Перед Вами отрывок из текста.

К какому типу речи вы отнесёте отрывок? Докажите.

Сколько глаголов в этом отрывке? Выделите их маркером и подсчитайте.

Установит время и вид глаголов.

Для чего в отрывке так много глаголов?

2. Видеофрагмент игры.


В повествовании говорится о последовательных, сменяющих друг друга действиях. Это значение передаётся глаголами.

Прошедшее время, несовершенный вид.

Передают азарт игры, экспрессию, динамику.

Просмотр видеофрагмента.


  1. Осмысление

В чем состоит главный урок, который преподала учительница?

А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок?

А как Вы считаете, справедливо ли это?

Почему Лидия Михайловна не раскрыла истинную причину игры на деньги директору школы?

О чём говорят нам слова, сказанные учительницей на прощание: «Учись спокойно, тебя никто не тронет…?» (стр.153)

Какой приём использует Распутин, показывая людей одной профессии?

Давайте всмотримся в образ директора. Найдите в тексте, как он разговаривал с провинившимися учениками.

Смог бы такой человек-робот, «человек в футляре», человек в наглухо застёгнутом френче понять учительницу и ученика?

Показательна сцена «разоблачения», когда прозвучал твёрдый, звенящий голос директора: «Вы играете с этим…» - затем поправился : с учеником». (стр.153)Существовали ли вообще для директора ученики, дети?

Какими словами директор определил поступок Лидии Михайловны?

«Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учителя. Но что сохранил на всю жизнь мальчик?

Чем стал для него поступок учительницы?

Так почему же герой потом, будучи взрослым, испытывал чувство вины перед учительницей? (стр.115)

Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью. Добро, сделанное тобой, возвращается.

Урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость.

Директор. Он отчитывает ее за игру на деньги с учеником и увольняет.

Он всё равно не понял бы. Это принципиальный, чёрствый, бездушный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона.

Можем догадаться, что всю вину учительница взяла на себя и ничего не стала объяснять директору.

Антитезу.

Стр.131

Стр.153: «Это преступление. Растление. Совращение…»

Благодарность. Она не только помогла выжить мальчику в послевоенные годы, не только взяла всю «вину» на себя, но и открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделить горе.

Уроком подлинной человечности. Он понял, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.

«Не за то вовсе, что было в школе, а за то, что сталось с нами после». (Стр.115)

  1. Рефлексия.

Вернёмся к эпиграфу. Как теперь Вы его понимаете?

Соответствует ли рассказ «Уроки французского», наш урок этому эпиграфу?

Сегодняшний урок был посвящен…

На уроке мы …. персонажей, … их поступки, … выводы

Нашей основной задачей было …

Автор учит нас тому, что …

Сегодня на уроке я понял, что …


Да, мы говорили о добре, самопожертвовании, о моральных, нравственных качествах человека. Моральный человек – высоконравственный Учитель.

О школе, об учениках, учительнице, директоре, но в большей степени – о совестливой памяти, о благодарности учителю и вообще учителям.

Распутин пишет о том, что добро бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

Главная мысль автора - это мысль о любви к детям, готовность заслонить их собой от беды. Ибо нет большего счастья, чем творить добро.


  1. Домашнее задание.

Подумайте над проектом «Эра милосердия»
1. Вот несколько предложений :
предложите социальную рекламу по теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.

2. Подберите пословицы о добре и милосердии, стихотворения, фрагменты из фильмов, произведений.






Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

Фонограмма песни «Мой добрый учитель».