|
Программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (8 вид)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса (8 вид)
Курс рассчитан на 140 часов из федерального компонента.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации
Рабочая программа по чтению разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
I. Международные акты в области защиты прав и законных интересов ребенка
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация о правах умственно отсталых лиц. Провозглашена резолюцией XXVI Генеральной ассамблеей ООН 20.12.1971 г.
- Декларация ООН о правах инвалидов. Принята на XXX сессии ООН 09.12.1975 г.
- Конвенция о правах ребенка
II. Федеральные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобразования РФ от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2002 года № 1277 «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Приказ Минобразования РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образование)». Принят Гос. Думой 02.06.1999 г.
- Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997г №48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-8 вида" (с изменениями от 26.10.2000г.)
- Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, (утв. Постановлением Правительства РФ 12 марта 1997г. №288)
III. Регионального уровня
- Закон РТ « Об образовании»
IV. Локального уровня
- Устав школы
- Образовательная программа школы
- Положение о специальном (коррекционном) классе 8 вида для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
- Школьный учебный план специальных (коррекционных) классов 8 вида на 2015-2016 учебный год.
Программа курса чтения для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида ,5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по чтению.
Пояснительная записка.
На уроках чтения в 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
ЗАДАЧИ:
формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 6 классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 6 классе используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 8 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 6 классе- 140 часов в год, 4 часа в неделю.
Распределение учебных часов по четвертям осуществляется следующим образом:
6 класс
Четверть
|
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
|
I
|
35
|
II
|
30
|
III
|
40
|
IV
|
35
|
Год
|
140
|
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками
осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика с 5 по 9 класс. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.
Навыки чтения ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведений и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; Объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.
Для реализации программного содержания курса «Русский язык» используются следующие учебники:
Учебник чтения для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М.Бгажноковой, Е.С.Погостиной. - Изд. «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для учащихся 6 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида разработана на основе авторской программы «Специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» под ред. В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «Владос», 2013 г.)
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, 140 часов в год из федерального компонента. Программа соответствует учебному плану школы, реализуемому стандарту.
На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения; правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разных жанров и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведениях; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно- следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным.
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережком отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны.
Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение (Внеклассное чтение проводится один раз в месяц.)
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учите." называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
П. П. Бажов «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были».
А. Р. Беляев «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды»,
В. В. Бианки «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок».
А.М. Волков «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
А. П. Гайдар «Тимур и его команда».
Л. А. Кассиль «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына».
В. Я. Катаев «Белеет парус одинокий».
С. Я. Маршак «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледянок остров», «Приключения в дороге».
А. Я. Мамин-Сибиряк «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
Я. Я. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Ю. К. Олеша «Три толстяка».
К. Г. Паустовский «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание с летом»,
Е. А. Пермяк «Волшебные истории»^ «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
М М Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Г. А. Скребщкий «Длинноносые рыболовы», „Замечательный сторож».
А. Я. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на конец учебного года
Учащиеся должны уметь:
читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Методическая литература
«Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы» под редакцией
В.В.Воронковой \ сборник 1, М.: ВЛАДОС, 2013 г.
Чтение. Учебник для 6 класса \ И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина\М.: Просвещение, 2014г.
М.В. Вербицкая «Чтение» (справочник для учителей и родителей), Москва «Дрофа» 1997г.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)\ Б.П.Пузанов\ Академия\Москва,2006
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития \ периодическое издание
Современный урок \ периодическое издание
Начальная школа \ периодическое издание
Педагогическое творчество \ периодическое издание
Календарно-тематическое планирование
-
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Краткое содержание темы
|
Обязательный минимум
ЗУН
|
1.
|
Устное народное творчество — коллективное творчество народа
|
12
|
Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры — игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла. Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
|
УДУ:
• читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;
• читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
• делить текст на части под руководством учителя;
• пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
• определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
• выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
отвечать на вопросы учителя; выделять главную мысль произведения;
• выучить наизусть 8—10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
УДЗ:
Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, сказки
Названия рассказов, фамилии писателей
8-10 стихотворений наизусть
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник».
|
2.
|
Люблю природу русскую
|
39
|
Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
|
3.
|
О далеком прошлом России
|
12
|
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6 класса).
О. Тихомиров «На поле Куликовом»,
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…»,
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
|
4.
|
Животные в нашем доме
|
7
|
Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт. Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),
К. Паустовский «Кот Ворюга»,
Б. Житков «Про обезьянку»,
Э. Асадов «Дачники»,
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны»,
С. Михалков «Будь человеком».
|
5.
|
Будь человеком, человек!
Внеклассное чтение
|
5
|
Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»,
О. Бондарчук «Слепой домик»,
В. Осеева «Бабка»,
А. Платонов «Сухой Хлеб»,
В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд»,
Р. Рождественский «Огромное небо».
|
6.
|
Они прославили Россию
|
5
|
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники)
|
7.
|
Смешное и веселое
|
24
|
Юмористические произведения разных жанров. Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася»,
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести),
В. Медведев «Фосфорический мальчик»,
Л. Воронкова «Дорогой подарок»,
Я. Аким «Твой друг».
|
8.
|
Вечный свет подвига
|
4
|
Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.
|
9.
|
Писатели мира — детям
|
21
|
Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки),
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок),
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки),
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
|
10
|
Внеклассное чтение
|
11
|
П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».
|
УДУ:
читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
УДЗ:
Названия рассказов
|
|
|
|