|
Программа деятельности педагога-организатора отдела воспитательной работы «Повышение уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов-организаторов учебных курсов»
ПРОГРАММА
деятельности педагога-организатора отдела воспитательной работы
«Повышение уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов-организаторов учебных курсов»
ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»
на 2012-2013 учебный год
1. Введение.
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников. Педагог-организатор должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. От уровня подготовки педагогов-организаторов во многом зависит успех воспитательной работы. Работа с детьми требует от педагога-организатора самых разнообразных знаний и умений. Она строится на основе широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о возрастной психологии, об управлении процессом развития личности обучающегося и суворовского коллектива. Педагог-организатор должен быть профессионалом, при этом непременно оставаться духовным наставником, формирующим их мировоззрение и характер, способствующим их личностному росту.
Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, нужны опыт и искреннее желание работать в детском коллективе. Краткосрочные семинары, эпизодические занятия не обеспечивают в полной мере высокого уровня готовности к работе с обучающимися.
Программа «Повышение уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов-организаторов учебных курсов» направлена на круглогодичную подготовку педагогических кадров. Данная программа поможет повысить качество воспитательной работы и профессиональное мастерство педагогов-организаторов. Занятия должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения участников. Реализация программы ведется через работу постоянно-действующего семинара для педагогов-организаторов.
2. Цели программы:
Повышение уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов-организаторов Ульяновского гвардейского суворовского военного училища..
3. Задачи:
сформировать представление педагогов-организаторов о многообразии направлений их деятельности;
сформировать представление о множестве факторов, которые необходимо учитывать при работе с обучающимися разных возрастных категорий;
подготовить педагогов-организаторов к включению в инновационную деятельность, к освоению современных технологий воспитания.
4. Участники программы:
Педагоги-организаторы учебных курсов, обучающиеся учебных курсов, отдел воспитательной работы.
5. Сроки реализации программы: 2012-2013 учебный год.
Время действия программы – один год.
Периодичность проведения занятий- 1 раз в месяц.
Продолжительность одного занятия – 2 часа.
6. Разделы программы:
Основы организационно-методической деятельности (6 часов)
Принципы построения воспитательной работы в училище: сущность и структура воспитательного процесса. Характеристика личностных качеств педагога-организатора его функциональные обязанности. Программа работы педагога-организатора. Планирование работы педагога-организатора курса: назначение, функции плана, требования к планированию, виды и структура планов. Постановка целей и задач. Формы и направления работы. Принципы внеурочной деятельности. Методика организации анализа жизни и деятельности в училище: анализ дня, анализ дела, самоанализ. Формы диагностики эффективности воспитательных средств, степени их влияния на результаты воспитательного процесса.
Лаборатория педагога-организатора (5 часов)
Методика организации подготовки и проведения творческих мероприятий на курсе и в училище. Методика конструирования и организация коллективно-творческого дела. Этапы КТД: идея, создание, организация, проведение и анализ. Разработка Конкурсно -игровых программ. Конкурсно- игровая программа: идея, содержание, создание, организация, проведение. Игровая деятельность в работе педагога-организатора. Этапы организации игры, подготовка, проведение, анализ. Стенная печать. Информационный уголок. Наглядный материал в организации и проведении творческих мероприятий и работе педагога организатора.
-
Формирование умения использовать творческий подход к организации и проведению мероприятий, оформление мероприятий изготовление грамот и призов, оформление стенной печати и информационного уголка курса.
Коллектив как воспитательная система (7 часов)
Развитие коллектива в условиях обучения в училище. Понятия: коллектив. Значение возрастных особенностей обучающихся в коллективе. Роль диагностики в работе по созданию коллектива. Формы диагностики развития коллектива. Формы и методы работы с группой. Микрогруппы, инициативная группа.
Создание и развитие детского самоуправления на курсе: модель самоуправления, структура самоуправления, функции органов самоуправления, содержание их деятельности, документы, регулирующие функционирование самоуправления. Требования к организации работы по развитию самоуправления. Программа развития самоуправления на учебном курсе.
6. Ожидаемые конечные результаты программы:
В ходе занятий по программе «Повышение уровня профессионально-педагогической компетентности педагогов-организаторов учебных курсов» участники приобретут определенные знания и умения.
Знания:
Умения:
диагностические (диагностика индивидуальных особенностей личности, диагностика уровня развития коллектива);
проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми, определение конкретных целей и задач, создание программы воспитательной работы, планирование собственной педагогической деятельности);
конструктивные (разработка КТД, мероприятий);
-
организаторские (организация жизнедеятельности детей на курсе, деятельности органов самоуправления, координация собственной деятельности);
аналитические (анализ собственной деятельности, анализ деятельности органов самоуправления);
прикладные (оформление стендов, информационного уголка, изготовление призов).
7. Методы контроля реализации программы:
собеседование;
практические работы в ходе занятий;
заранее подготовленные практические работы;
создание программы воспитательной работы на курсе;
-
создание программы по организации досуга обучающихся;
создание информационных уголков, стенгазет;
итоговый отчёт педагога-организатора;
открытые мероприятия на курсах;
взаимопосещение мероприятий педагогами- организаторами.
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ занятия
|
Раздел
|
Количество часов в разделе
|
Тема занятия
|
Практическая работа
|
1.
|
Основы организаторской деятельности
(6 ч.)
|
1 ч.
|
Принципы построения воспитательной работы. Педагог-организатор и его функциональные обязанности.
|
|
2.
|
|
1 ч.
|
Планирование работы педагога-организатора.
|
П/р «Составление плана работы педагога-организатора, плана выходного дня, отчетной аналитической справки.
|
3.
|
|
2 ч.
|
Программа воспитательной работы педагога-организатора. Формы и направления воспитательной работы.
|
|
4.
|
|
2 ч.
|
Методика организации анализа жизни и деятельности обучающихся в училище. Формы диагностики эффективности воспитательных средств.
|
П/р «Проведение анализа дела, самоанализа по типовому плану».
|
5.
|
Лаборатория педагога-организатора
(4 ч.)
|
1 ч.
|
Система самоуправления. Понятие, сущность, формы. Методика создания и развития системы самоуправления на курсе.
|
|
6.
|
|
1ч.
|
Планирование, методы и формы работы с активом учебного курса.
|
|
7.
|
|
2 ч.
|
Программа развития самоуправления.
|
П/р
Составление программы самоуправления
|
8.
|
Организация досуговой деятельности
(2 ч.)
|
1 ч.
|
Методика конструирования и организация КТД.
|
П/р «Разработка КТД».
|
9.
|
|
1 ч.
|
Разработка конкурсно- игровых программ.
|
П/р «Составление сценария конкурсно- игровой программы».
|
10.
|
Коллектив как воспитательная система (5 ч.)
|
1 ч.
|
Развитие коллектива в условиях учебного курса. Формы диагностики развития коллектива.
|
|
11.
|
|
1 ч.
|
Методика работы с группой.
|
|
12.
|
|
2 ч.
|
Программа по организации досуга обучающихся.
|
|
13.
|
|
1 ч.
|
КТД в училище. Игровая деятельность на курсе.
|
П/р «Разработка подвижной игры, игры с большим количеством участников» «Разработка общеучилищного мероприятия»
|
14.
|
Оформительские умения в работе педагога-организатора
(1 ч.).
|
1 ч.
|
Наглядное отражение структуры самоуправления. Стенная печать, информационный уголок.
|
|
|
ИТОГО:
|
18 ч.
|
|
6 практических работ
|
|
|
|