Главная страница

Цель: знакомство с биографией, творчеством В. М. Шукшина. Задачи


Скачать 91.86 Kb.
Название Цель: знакомство с биографией, творчеством В. М. Шукшина. Задачи
Дата 15.02.2016
Размер 91.86 Kb.
Тип Документы

Поговорим о В.М.Шукшине

Литературный вечер для учащихся 9-11 кл.

Цель: знакомство с биографией, творчеством В.М.Шукшина.

Задачи:

Оборудование: портрет писателя В.М. Шукшина, компьютер, проектор.

Оформление: презентация, портрет В.М.Шукшина, запись на доске: «Жизненный путь В.М.Шукшина невелик: всего 45 лет, но этих лет оказалось достаточно, чтобы написать более 120 рассказов, 2 романа, снять 5 фильмов, сыграть 20 ролей», названия прочитанных рассказов и имена героев.

Предварительная подготовка: знакомство с произведениями В.М. Шукшина («Волки», «Охота жить», «Чудик», «Сураз», «Срезал», «Ноль-ноль целых», «Ванька Тепляшин», «Обида», «Верую»), учащиеся готовят наизусть стихи о В.М. Шукшине.

  • Звучит песня «У моей России», на экране портрет В.М.Шукшина и высказывание В.Некрасова: «Шукшин один из тех людей, без которых Россия перестала бы быть Россией. Человек кристальной честности и правдивости»

  • Учитель: «Твой сын, Россия, горячий брат наш…»- проникновенно точно В.Распутин назвал свою статью о Шукшине. Редко о ком из писателей можно сказать так. О В.М.Шукшине – можно. Он, рожденный Россией, ее народом, действительно стал нашим братом…

Всех собравшихся в этом зале объединяет одно: интерес к творчеству В.Шукшина.

Оно зовет к спору, к обсуждению.

Любой разговор о В.Шукшине невозможен без обращения к его истокам, без понимания сокровенной связи с родным Алтаем. В литературу он пришел со своей родиной, недаром, по точному замечанию В.Астафьева, личностью своей, внешностью своей «он был похож на свою родину».

  • Ученик: Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку.

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьет в берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки-

Это родина Шукшина.

  • Ученики: (Из биографии В.Шукшина)

- Родился 25 июля 1929 года в селе Сростки, Бийского района, Алтайского края. Родители- крестьяне-середняки, после 1930 года- колхозники. Отец в 1933 г был взят органами ГПУ и расстрелян в 1937. В1956 году полностью реабилитирован посмертно за отсутствием состава преступления.

- В1943 году окончил 7 классов Сросткинской средней школы… Работал в колхозе, потом, в 1946 году ушел из деревни. Работал в Калуге.., во Владимире.., на стройках Подмосковья. Работал попеременно разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком…

- В 1949 году был призван служить на флот… Сперва он матрос на Балтийском море, затем - радист на Черном море, в Севастополе. Литературная деятельность началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. После мобилизации приехал домой.

- Во все времена много читал. Решил, что смогу, пожалуй, сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости. Сдал… Считаю это своим маленьким подвигом- аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал. После этого работал учителем вечерней школы рабочей молодежи…

- (Из статьи В.Шукшина «Монолог на лестнице») «Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось им рассказать что-нибудь важное, интересное и интересно. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье.

- (Из воспоминаний В.Шукшина) «Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приемной комиссии…

Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни, о литературе…»

«Ужас экзамена вылился для меня в очень человеческий и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла еще отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич…

- Белинского знаешь?

- Да,- говорю.

- А где он живет сейчас?

В комиссии все затихли.

- Виссарион Григорьевич? Помер,- говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский «помер». Ромм все это время молчал и слушал. На меня смотрели все те же бесконечно добрые глаза… Мне везло… на умных и добрых людей».

  • Учитель : «Мне везло… на умных и добрых людей»… Стоит задуматься над этой фразой. Анализ биографических фактов, кажется, не дает повода так думать. Но В.М. Шукшин – человек в высшей степени совестливый, умеющий критически относиться к себе и с пониманием - к другим.



  • Ученик: В стихотворении Л.Попова, на мой взгляд, позиция поэта в главном перекликается с жизненной позицией В.Шукшина:

Поздно: учиться «петь-танцевать»,

Шаркать подошвой по жаркому кругу.

Стыдно: поклоны впрок раздавать,

Пылко влюбляться в столичную вьюгу,

Верить пожатью казенной руки,

Честью платить за натужную милость.

Время: свои подытожить долги,

Благо достаточно их накопилось.

Время: припомнить былые грехи,

Чтоб понапрасну душа не гордилась.

Время: вчитаться в чужие стихи,

Чтоб от своих голова не кружилась.

Время: последнюю выгрести медь,

Но до копейки за все расплатиться

И до рассвета успеть умереть,

Чтоб на рассвете свободным родиться.

(Участники сидят по обеим сторонам сцены, но принимают участие в обсуждении и те учащиеся, которые находятся в зале).

  • Учитель : Хотелось бы услышать мнение участников вечера о прочитанных вами произведениях, о тех проблемах, которые автор ставит перед читателями. (о чем, как, что затронуло, заставило задуматься, удивило, понравилось…)

(Спор и обмен мнениями о внешней грубости и внутренней беззащитности героев, о проблеме города и деревни, многотемности, особых героях, которые нередко кажутся примитивными, наивными, о назначении искусства…)

  • Учитель : В.Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.

Василий Макарович унаследовал от русской литературы главное: обнаженную совестливость, как высший нравственный принцип, как непосредственное условие художественности, народную нравственность, которой он проверяет человеческую ценность своих героев, великую обеспокоенность главным вопросом: Что такое жизнь? Зачем жить? Как жить? Высокую гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба Родины неразделимы.

Писатель ненавидел людей сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В.Шукшин писал: «Как у всякого что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения «интимные»- письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п… А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живет за стенкой сосед, который работает, выпивает по выходным (иногда шумно), бывает ссорится с женой… В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба; благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой».

В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.

  • Ученик:

КАК ОН ПЕЛ!...

Как пел он…

Надо было слышать

Слова бессильны рассказать о том.

В любом, пусть даже шумном слишком,

В кругу друзей,- спокойней, тише

Вдруг становилось за столом

Не для оваций, не для сцены,

Рассчитывая на успех,-

А для друзей, самозабвенно

Он пел,

И песня постепенно

Лилась, захватывая всех.

В ней простоватой, неумелой, иных умелых поверней,

То удаль русская звенела,

То вдруг печаль стонала в ней.

То голос тише был, то глуше,

А то взрывался как обвал…

Не подпевать хотелось- слушать.

Поскольку собственную душу

Перед людьми он открывал.

Он пел,

И с этой песне жил он,

И пеня в нем самом жила,

И прибавляла людям силы,

И что-то давнее будила,

К чему-то доброму звала…

Да жаль короткою была.

  • - Звучит одна из любимых песен Василия Макаровича «То не ветер ветку клонит»

  • Ученики: Шли по стране его прекрасные фильмы: «Живет такой парень, «Печки-лавочки», «Калина красная». Со страниц журналов смотрели на нас его герои: Шоферы, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнала себя в его героях и полюбила В.Шукшина.

  • Сразу после появления фильма “Живет такой парень” (в основу его легли новеллы “Классный водитель” и “Гринька Малюгин”) Шукшину ставили в укор, что Пашке Колокольникову не хватает культуры, чтобы стать настоящим героем, то есть по существу, советовали сделать из него “глянцевый манекен, гладкий и мертвый, от которого хочется отдернуть руку”.

  • Некоторые рецензоры как бы не замечали этого главного в этом герое (как и во многих других странных, чудаковатых людях), того, что скрывалось за кажущейся легкостью отношения к жизни, - его доброты и бескорыстности.

  • Что хотел сказать Шукшин в “Калине Красной” убивая, своего героя Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни? Да? Он хотел сказать, наверное, что воровской мир очень жесток, что за все в жизни надо платить, и это тоже урок.

  • При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено искусство. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения” Так это и случилось. Умер он на съемочной площадке исполняя роль одного из шолоховских героев в будущем фильме “Они сражались за Родину”. Фильм поставлен режиссером Сереем Бондарчуком по одноименному роману М.А. Шолохова. В главной роли Лопахина снялся В.М. Шукшин, в роли Гликерии – Лидия Федосеева-Шукшина.

  • - О “Калине Красной” немало писали и спорили. Причем высказывалось даже мнение, что успех картины объясняется, в основном, великолепной игрой Шукшина и его партнеров. Если обратиться к истоку картины – киноповести, следует признать: не обладай она достоинством незаурядного литературного произведения, видимо, не было бы фильма подобного звучания. В тексте есть главное – это выпуклые характер и подлинная драматичность. Давайте, к примеру, посмотрим эпизод первого и такого во многих отношениях ответственного посещения Егором Прокудиным дома родителей Любы Байкаловой. Все тут живо, точно, полно присущей прозе Шукшина психологической динамики.

  • И облака плывут над головой,

И небо обнимается с Пикетом,

А мне опять

На круче вековой

Недюжить наступающим рассветом.

В настроенной сторожко тишине

Душа горит,

Корежась, как береста.

Непросто говорить о Шукшине,

Живое слово подобрать непросто.

Все это происходит оттого,

Что сам бывал

Раним слепым зарядом,

Что бунтари и «чудики» его

По всей земле со мною жили рядом.

Еще держу связующую нить,

Но и о спуске думаю отлогом,

О Шукшине непросто говорить,

О нем бы петь и петь высоким слогом

  • (Из рабочих записей В.Шукшина).

- «Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь».

- «Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро - это доброе дело, это трудно, это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!»

- «Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то плохо»

-« Те, кому я так или иначе помогаю, даже не подозревают, как они-то мне помогают»

- «Я сын, я – брат, я - отец… Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно уходить»

  • Учитель: Многие годы отделяют нас от того дня, когда остановилось сердце В.Шукшина. А его искусство, талант живут и тревожат души читателей.

«Пройдут годы, все так же будут шуметь березы, все так же будет катить воды Катунь, но я уверен, что слава этого человека, облик его будет в годах все более благороден и светел, и на гору Пикет с каждым годом будет приходить все больше и больше народу. Не обязательно по приглашению, а просто так, как приходят к Пушкину», - говорил Виктор Петрович Астафьев»