|
Конспект доклада по теме «Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»»
г.Балаково Саратовской области
Конспект доклада по теме
«Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников»
подготовила Алексеева Галина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе высшей категории МОУ «Средняя школа № 16» г. Балаково Саратовской области, руководитель Совета Ресурсного центра по проблемам воспитательной работы
г. Балаково
2010
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетенций в образовании была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом.
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для наших школ, когда школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
В то же время наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и, благодаря которым, они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
При всем многообразии подходов к определению компетенции применительно к общеобразовательной школе наиболее приемлемым можно считать определение, данное Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, академиком Международной педагогической академии, г.Москва: «Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности».
Принято классифицировать компетенции следующим образом:
Базовые компетенции;
Ключевые компетенции;
Предметные компетенции
Сегодня мы остановимся на ключевых компетенциях. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом:
ценностно-смысловые компетенции;
учебно-познавательные,
информационные;
коммуникативные,
социально-трудовые;
общекультурные;
компетенции личностного самосовершенствования.
Мы часто слышим выражение «компетентный человек». Что скрыто под этим определением? Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В ходе учебно – воспитательного процесса у него формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к общеобразовательной школе, то это будет выглядеть так:
искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию;
думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.
Принято считать ключевыми компетенциями следующие компетенции:
1. Ценностно – смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа её жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурная компетенция – круг вопросов, в котором ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной культуры человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки в религии и жизни человека
3. Учебно – познавательная компетенция – это совокупность компетенций у ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать, и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире..
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение разными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. чтобы освоить эту компетенцию в учебно-воспитательном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой системы обучения в рамках изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально – трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско – общественной деятельности (выполнение роли гражданина). В социально – трудовой сфере (права потребителя, покупателя).
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент, который должен быть представлен в содержании учебно – воспитательного процесса таким образом, чтобы востребовать духовность, гражданственность, развивать эмоциональную сферу ребенка. В решении этих задач важная роль отводится педагогам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования. Сегодня каждая школа, если она действительно стремится стать Школой Воспитывающей, имеет свою концепцию воспитания и реализует ее в адекватной воспитательной системе. Процесс формирования воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она в первую очередь является самоорганизующейся системой. В результате педагогического управления воспитательной системой и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития. В ходе учебно - воспитательного процесса происходит интеграция основного и дополнительного образования, что способствует развитию ключевых компетенций школьников.
Понятие «общепредметное» содержание образования имеет синонимическую связь и функциональное пересечение с такими понятиями, как «допредметное», «надпредметное», «метапредметное» содержание образования. Одним из путей решения данной проблемы является создание творческих центров: интеллектуального, краеведческого, эколого-валеологического, эстетического.
Творческий центр – это объединение родственных форм и видов урочной и внеурочной работы с целью их координации и упорядочения. Во главе центра стоит руководитель, который осуществляет планирование и координацию работы с учителями-предметниками, классными руководителями, социальным педагогом, педагогами-организаторами, педагогами дополнительного образования, родителями, администрацией, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта. Общие цели творческих центров:
– сделать досуговую деятельность управляемой и подчиненной целям обучения, воспитания, развития;
– продолжить и дополнить теоретическое усвоение культурологических направлений в практических применениях;
– удовлетворить дополнительные разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности
– предоставить дополнительные возможности для самоопределения в учебной работе.
Особая роль при организации воспитательного процесса в школе отводится ученическому самоуправлению. Человек как субъект активно проявляет себя в деятельности, общении с другими людьми. Эффективным механизмом включения ребенка в эти сферы являются социальная практика и социальные пробы. Общественно значимая деятельность способствует формированию социальных компетенций обучающихся.Ученическое самоуправление – процесс формирования и развития «партнерских отношений между детьми при подготовке и реализации коллективно-творческих дел». В рамках деятельности детской организации ребенок приобретает конкретный социальный и гражданский опыт: учится избирать и быть избранным, осваивает процедуру выборов и правила демократического устройства своей организации, принимает участие в формировании «политики» своего объединения, учится уважать закон.
Основной принцип самоуправления – это не когда одни дети управляют другими, а когда все учатся основам демократических отношений в обществе.
Школьное самоуправление – это не просто дань моде, а осознанная возможность усиления воспитательного потенциала ОУ, создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для успешной социализации.
Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И надо построить процесс обучения так, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить мыслить, привить навыки практических действий обучающимся.
Этому могут способствовать различные формы внеурочной занятости.
Чего ждёт ребёнок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учёбе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром.
Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка. Важное значение имеет прямое общение детей не только на уроке, но и во внеурочное время.
Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах.
Что же приобретает школьник, пройдя через такой процесс обучения и воспитания? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении ситуаций, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию. В этом и заключается смысл всей нашей работы.
|
|
|