|
Методические рекомендации по формированию Портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края за межаттестационный период
Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования
Руководителям краевых подведомственных министерству образовательных учреждений
19 августа 2014 г. № 02.1-14-9102
О формировании пакета документов
и материалов профессиональных
достижений педагогических работников
Министерство образования и науки края во исполнение части 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (п.36, 37), в целях создания условий по проведению аттестации педагогических работников муниципальных и частных организаций края, осуществляющих образовательную деятельность, установления квалификационной категории разработало и направляет для организации работы рекомендации по формированию пакета документов и материалов профессиональных достижений педагогических работников Хабаровского края за межаттестационный период, далее именуемого Портфолио (Приложение № 1- 4).
Также направляет методики психолого-педагогической диагностики, рекомендуемые для использования аттестуемыми педагогическими работниками в процессе подготовки Портфолио (Приложение № 5).
Просим довести данную информацию до руководителей образовательных организаций района (городского округа) и взять на особый контроль подготовку различных документов, материалов и иных свидетельств достижений в профессиональной деятельности педагогического работника.
Начальник управления
общего образования В.Г. Хлебникова
Приложение № 1
Методические рекомендации
по формированию Портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края за межаттестационный период
Рекомендации по формированию Портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края (далее – Порядок) определяет требования к оформлению Портфолио профессиональных достижений педагогического работника как к способу фиксации и предъявления различных материалов, документов и иных свидетельств достижений в профессиональной деятельности педагогического работника.
Данные рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующих федеральных нормативных правовых актов:
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ;
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2008 г. № 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования";
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 08 августа 2013 г. № 678 г. "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Портфолио представляет собой индивидуальную папку педагогического работника, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учащихся и воспитанников в межаттестационный период. Портфолио демонстрирует уровень профессионализма, профессиональной компетентности и рефлексивную культуру педагогического работника.
Принципы формирования Портфолио: непрерывность самомониторинга, актуальность, достоверность, объективность, логичность, лаконичность материалов и пояснений к ним; наглядность и документальное подтверждение результатов работы; аккуратность и эстетичность оформления.
Портфолио формируется педагогическим работником самостоятельно в период между предыдущей и последующей аттестациями (в межаттестационный период), продолжительность которого не должна превышать пять лет.
В Портфолио не допускается включение недостоверной информации о профессиональных достижениях педагогического работника. В случае выявления данных фактов Портфолио возвращается на переоформление.
Цель формирования портфолио – представление анализа и презентации значимых профессиональных достижений педагогического работника, демонстрирующих его личный вклад в развитие системы образования края, уровень методологической культуры.
Портфолио включает в себя:
1) титульный лист (приложение № 2);
2) перечень основных разделов Портфолио с указанием страниц;
3) раздел 1 «Общие сведения о педагогическом работнике» (приложение № 3);
4) раздел 2 "Информационно-аналитический отчёт педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период".
Раздел 2 "Информационно-аналитический отчёт педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период" составляется согласно перечню критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) (приложение № 4).
Обязательным минимумом при формировании Портфолио с учётом специфики должности, предмета (направления деятельности) является представление профессиональных достижений:
- по критериям 1 - 4 – для педагогических работников по должности «педагог-психолог», «учитель-логопед», «учитель-дефектолог»;
- по критериям 1 – 5 – для педагогических работников по должности «воспитатель» групп продленного дня, детских домов, школ-интернатов, пришкольных интернатов, учреждений начального профессионального образования/среднего профессионального образования; «воспитатель», «музыкальный руководитель», «инструктор по физической культуре» дошкольных образовательных учреждений; «инструктор-методист (включая старшего)»; «концертмейстер»; «старший воспитатель», «методист (включая старшего)»; «педагог дополнительного образования (включая старшего)»; «педагог-библиотекарь»; «педагог-организатор», «старший вожатый»; «социальный педагог»; «тренер-преподаватель (включая старшего)»;
- по критериям 1 - 6 – для педагогических работников по должности «учитель», «инструктор по труду», «преподаватель-организатор ОБЖ» общеобразовательных учреждений.
В перечень критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагогических работников для установления соответствия квалификационной категории включены дополнительные критерии и показатели, по которым педагогический работник по желанию может представить свои профессиональные достижения.
Объём раздела 2 не должен превышать 30 страниц.
Содержание раздела 2 должно быть согласовано с руководителем образовательной организации и заверено им на каждой странице. В случае отказа руководителя организации в согласовании отчета педагогическому работнику выдается письменное разъяснение руководителя организации о причинах отказа, которое прилагается к Портфолио;
- раздел 3 "Видеозапись уроков, учебных занятий, воспитательных, методических и других мероприятий" (не менее 2-х целостных видеозаписей уроков или 6-и фрагментов по 15 минут каждый)1.
Видеозаписи данного раздела демонстрируют использование педагогическим работником новых образовательных технологий, совершенствование методов обучения и воспитания, компетентность в организации образовательного процесса;
- раздел 4 "Приложения.
Приложения должны быть структурированы в соответствии с критериями и показателями оценки профессиональной деятельности педагогического работника и подтверждать и (или) иллюстрировать данные раздела 2 "Информационно-аналитический отчёт педагогического работника о профессиональной деятельности в межаттестационный период". Объём приложений не регламентируется.
Приложения располагаются и нумеруются в том порядке, в котором на них делаются ссылки в основных разделах Портфолио.
В раздел "Приложения" могут быть включены:
- копии документов, подтверждающие сертифицированные достижения педагогического работника, учащихся, воспитанников; участие педагогического работника в инновационной, экспертной деятельности; распространение собственного педагогического опыта;
- отзывы учащихся, воспитанников, выпускников, их родителей, коллег, представителей общественности о профессиональной деятельности педагогического работника, результаты опросов, анкетирования, благодарственные письма;
- разработанные аттестуемым педагогическим работником продукты инновационной деятельности, разработки 1-2 уроков (занятий, мероприятий, методических занятий), публикации.
Копии документов заверяются печатью и подписью руководителя образовательной организации.
Аттестуемый педагогический работник имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, элементы оформления, презентации (не более 2 – 3), иллюстрирующие его деятельность, фотоматериалы (не более 10 – 12 фотографий).
Портфолио предоставляется на бумажном носителе и в электронном виде (далее – электронное Портфолио). Материалы электронного Портфолио представляются на компакт-диске (формат диска СD или DVD) с указанием на нем фамилии, имени, отчества, должности педагогического работника, наименования образовательного учреждения, муниципального района (городского округа).
Материалы электронного Портфолио должны соответствовать следующим требованиям:
- объём презентаций не должен превышать 20 слайдов. Презентации сохраняются в формате Power Point 97 – 2003 (ppt). Растровые изображения в презентациях должны быть адаптированы для электронной почты (96 пикс. на дюйм);
- размер файлов, содержащих фотографии, не должен превышать 100 Кбайт, видео – не более 200 Мбайт;
- разрешение растровых изображений – не менее 800 х 600;
- текстовые документы предоставляются в формате Word 97 – 2003 (doc, rtf) или в формате pdf.;
- документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате ipg или pdf. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1.
Электронное Портфолио формируется в соответствии с вышеуказанными требованиями.
Текстовые документы, вне зависимости от формы предоставления (на бумажном носителе или в электронном виде), должны соответствовать следующим требованиям:
- поля (верхнее, нижнее) – 2,0 см, левое – 2,0 см, правое – 1,2 см, шрифт Times New Roman, размер 12, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине, абзац с 1,25 см;
- в текстах не допускаются сокращения названий и наименований;
- все страницы нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на первой странице не ставится), в колонтитуле на каждой странице указываются фамилия, имя и отчество аттестуемого педагогического работника.
Портфолио на бумажном носителе формируется в одной папке-накопителе с файлами в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению Портфолио.
Портфолио оценивается согласно перечню критериев и показателей в баллах. Максимальная сумма баллов устанавливается для каждой должности педагогических работников с учётом обязательных критериев и показателей.
Для установления соответствия заявленной квалификационной категории необходимо набрать:
- на первую квалификационную категорию – не менее 60% от максимальной суммы баллов;
- на высшую квалификационную категорию – не менее 80% от максимальной суммы баллов.
Педагогический работник, имеющий достижения по одному или нескольким показателям, отраженным в дополнительном критерии «Высокие сертифицированные достижения педагогического работника», в случае, если количество баллов является достаточным для установления соответствия заявленной квалификационной категории, имеет право не представлять информацию по другим критериям.
Портфолио аттестуемому не возвращается, отзыв на портфолио не даётся.
Портфолио (на бумажном носителе и электронное) педагогических работников, прошедшие экспертизу, хранятся в Краевом государственном бюджетном учреждении "Региональный центр оценки качества образования" один год.
Начальник отдела аттестации
и повышения квалификации О.Л. Просекова
|
|
|