Учитель русского языка и чтения: Фомина О.П.
МБС(К)ОУ «С(К)ОШ №19VIII вида»
Требования к уроку
в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Особенности психофизического развития школьников с ОВЗ требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования деятельности, как самого учителя, так и рационального планирования деятельности обучающихся.
Трудность работы в коррекционной школе VIII вида заключается в том, что все обучающиеся школы состоят на учёте у психиатра в связи с тем, что имеют нарушения мыслительной и познавательной деятельности. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, в современной действительности. Следовательно, при организации учебного процесса должно руководствоваться следующими дидактическими принципами:
1) обучение должно быть направлено на коррекцию недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных качеств;
2) методы обучения и виды учебной деятельности на уроке должны быть разнообразны и должны включать в себя наглядность, иллюстративность. На уроке должен быть, дифференцирован раздаточный материл;
3) вся система коррекционной работы должна осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
В связи с этим во время учебного процесса каждый учитель создаёт свои зоны усвоения программного материала, разбивая класс на группы.
I группа - ученики, усваивающие программный материал в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются.
Так, на уроках русского языка ученики овладевают звукобуквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения, усваивают несложные правила правописания. Они понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью.
II группа – испытывают затруднение в усвоении программного материла, нуждаются в дополнительном объяснении. Учитель оказывает активизирующую и организующую помощь. Обучающихся отличает сниженный темп работы, затруднённость в переключении с одного вида деятельности на другой, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость.
На уроках они допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить не могут. Практические знания не применяют на практике.
Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
III группа - ученики, с трудом усваивающие программный материал, необходим контроль над деятельностью на уроке, индивидуализация обучения, разнообразные виды помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже.
Наблюдается достаточно быстрая утомляемость, неустойчивость внимания. Характерно: механическое списывание, непонимание прочитанного, ограниченный словарный запас.
При составлении урока учитель учитывает количество учащихся I, II, III группы, ставит перед собой образовательную, коррекционно - развивающую, воспитывающую цели для каждой группы отдельно, подбирает материал для каждой группы отдельно. Сводит воедино, комбинируя урок так, чтобы деятельность на уроке была результативной.
Например:
При проверке домашнего задания, сильный учащийся проверяет слабого учащегося, то есть проходит взаимопроверка.
- при фронтальной проверке; сильный обучающийся начинает, слабый заканчивает.
При объяснении нового материала, излагать материал учителю нужно так, чтобы материал был доступен для III группы. На этом этапе должна проходить следующая работа:
I группа – работа с учебником;
Например: работа с правилом, заданием учебника:
Слова – имена существительные.
Отвечают на вопросы
Кто? Что?
Обозначают предмет.
Выбрать все существительные из данных слов.
Лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, ёж, лисий, лес.
II группа – работа с дидактическими играми, ребусами;
С помощью игр, ребусов учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя. Правильно называют слова, ставят к ним вопрос.
III группа – применение на уроке наглядности.
Применение наглядности делает урок ярким, красочным, интересным. При опоре на наглядность у учащихся с ОВЗ в памяти остаётся больше воспринятой информации.
Следующий этап, закрепление урока;
III группа – карточки для списывания с требованиями единых орфографических норм;
II группа - карточки с более сложным заданием (вставить пропущенную букву, подчеркнуть имена существительные, подписать вопрос);
В то время как I группа получает задания по сложности программного материала изложенного в учебнике. Они выполняют упражнения, как правило, с данным к нему заданием.
Домашнее задание даётся строго дифференцированно каждой группе, подбирая по возможности их выполнения.
Например:
Стр. 85 Упр. 215 (Женя, Алёна)
По заданию учебника.
Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)
Списать, поставить вопрос к именам существительным.
Работа по карточкам (Петя, Антон)
Списать, поставить над существительными вопрос кто? что?
Из опыта я поняла, что самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности.
На каждом уроке продумываю применение:
Артикуляционных упражнений на проговаривания букв, звуков, слов, слогов.
-
Развитие зрительного и слухового восприятия через орфографические минутки;
Каждое упражнение должно быть направлено на практико - значимую деятельность обучающих (например, режим дня, здоровье, правила дорожного движения, лесные пожары, любовь к родному краю, к животным, к близким.)
Учитель продумывает воспитательную цель урока для развития у учащихся настойчивости, аккуратности, чувства коллективизма.
И здесь главное переключить обучающихся с одного вида деятельности на другой для сохранения темпа работы.
Каждый урок требует от учителя контроля учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу помогает анализ урока.
Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у учащегося с ОВЗ меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 % ,при наблюдении предмета (т.е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.
Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность.
Профессионализм учительской деятельности основан на негласных правилах:
- формирование интереса только через деятельность самих учащихся с ОВЗ;
- совместимость словесности, наглядности, дидактики на уроке;
- мотивация деятельности является решающим в успехе хорошего урока, и это задача учителя;
- перевод внешних мотивов во внутренние - это появление желания учиться.
|