Главная страница

Проектная деятельность ученического самоуправления гимназии №1 г о Жуковского Московской области Актуальность проблемы развития ученического самоуправления


Скачать 402.42 Kb.
Название Проектная деятельность ученического самоуправления гимназии №1 г о Жуковского Московской области Актуальность проблемы развития ученического самоуправления
страница 1/3
Дата 02.03.2016
Размер 402.42 Kb.
Тип Документы
  1   2   3

Козырева Виктория Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель технологии

Ратникова Елена Владимировна, педагог-организатор, психолог.
Проектная деятельность ученического самоуправления гимназии № 1 г.о Жуковского Московской области
Актуальность проблемы развития ученического самоуправления. Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.

Проектная деятельность обучающихся в гимназии - форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще используется в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, до сих пор еще не сформировалось окончательное представление о том, какой она должна быть. Проектом может быть работа самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой на научно-практической конференции. Под проектом понимается любая совместная работа ради познания чего-либо в той области, которая является важной и актуальной для учащихся.

В гимназии № 1 г.о. Жуковский разработан и применяется в течение 3-х лет совершенно новый вид проектной деятельности обучающихся. Его можно назвать творческим, практико-ориентированным, так как это и коллаж, и спектакль, и агитбригада и научное исследование. Проект организуется по принципам интеграции, т.е. объединяет в себе несколько разновидностей проекта. Рассмотрим интеграционную модель проекта.



Выполнение тематических проектов

по параллелям с 5 по 11 классы
Актуальность проектной деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать идеи сотрудничества учителя и ученика, участия каждого ученика в улучшении окружающей жизни, помогает раскрывать индивидуальные творческие, организационные, эвристические, художественные способности гимназистов. Но самое важное: проектная деятельность организуется и контролируется Советом ученического самоуправления гимназии при поддержке классных руководителей. Работа над проектом началась с совещания классных руководителей, на котором были высказаны проблемы каждой параллели. Решение этих проблем стала проектная деятельность - как средство формирования и развития всесторонней высокоразвитой личности.

Организована работа по пяти проектам по параллелям. Пятые классы работают над темой: «Дружба»; шестые классы выбрали тему «Мой город: вчера, сегодня, завтра»; седьмые - «Мир профессий»; восьмые - «Мир культуры»; девятые - «Здоровый образ жизни»; 10-11 «Самореализация».

Выбирая тему для проектов, классные руководители исходили из актуальных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся в разные возрастные периоды. Каждая параллель выбирала тему, актуальную для возраста и интересов учащихся. Итогом стала Программа по развитию ученического самоуправления - программа роста социальной активности и гражданской ответственности обучающихся, их политической культуры и правовой грамотности. Цель программы - формирование знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности; развитие самостоятельности учащихся по решению школьных вопросов; сохранение традиций гимназии; воспитание чувства ответственности за результаты собственной деятельности.

Программа реализуется в 2007 – 2013 г. по этапам:

• 1 этап (подготовительный) - 2007 - 2008 гг.: изучение научно-методической литературы, существующего опыта инновационных учебных заведений, формирование психологической готовности детского коллектива к положительному восприятию данного проекта; совещание классных руководителей по разработке концепции и плана проектной деятельности ученического самоуправления; старт программы, выстраивание системы мероприятий в соответствии с возрастными категориями обучающихся, общее планирование деятельности.

• 2 этап - (практический) - 2008 - 2012 гг.: апробация созданной модели проектной деятельности Ученического самоуправления;

• 3 этап - (обобщающий) 2012 – 2013 гг.: мониторинг эффективности работы созданной модели проектной деятельности ученического самоуправления через анкетирование, учёт мнений учащихся, педагогов и родителей в результате бесед; новое целеполагание; обобщение опыта работы, подведение итогов по реализации Программы, где ожидается получение следующих результатов:

- повышение самооценки; сплоченности классных коллективов;

- повышение социометрического статуса;

- развитие гражданской позиции;

-навыки самоопределения; формирование профессиональной мотивации;

- формирование нравственной позиции;

- положительное отношение к здоровью.
Для того, чтобы досуговая деятельность гимназистов была для них интересной, работа над проектом должна включать четыре этапа:

1. Организационно-подготовительный этап. Включает сбор материала по теме, проведение классных часов, тренингов с психологом, встречи с людьми разных профессий. На этом этапе в каждом классе проводится диагностика отношения личности к теме проекта. Динамика изменения отслеживается на контрольном, исследовательском этапе.

2. Этап Портфолио (смотр-конкурс). Сбор и составление портфолио каждым классом. Портфолио имеет разную форму: это и оформление папок, и стендов, стенгазет, фотоколлажа. Все они отражают основную идею и сюжет темы.

3. Практический этап. Проведение викторин, конкурсов агитбригад, фестивалей, постановки тематических спектаклей, сценок, конкурсов инсценированной песни, литературных монтажей, рыцарских турниров или КВНов. Идея выступления на сцене позволяет учащимся выразить себя, через сценическое искусство по-новому раскрыть заданную тему. Самовыражение и презентация своих достижений на сцене способствует повышению самооценки, развитию лидерских качеств.

Особенностью практического этапа является то, что отчеты в виде выступлений демонстрируются учащимся на класс ниже. Так, на проект «Дружба», подготовленный учащимися 5-х классов, приглашаются 4-е классы; на презентацию шестиклассников о своём городе приглашаются учащиеся 5-х классов и так далее. Так создается преемственность и передача эстафеты.

4. Исследовательский этап. Включает методологический аппарат исследования, гипотезу, диагностику отношения учащихся к проектной деятельности, описание результатов исследования в каждой параллели и выступление на ежегодной научно-практической конференции обучающихся гимназии. С докладами выступают старшеклассники, которые в течение года проводили исследования по темам проекта в каждой параллели.

Подобная работа помогает учащимся всей гимназии укрепить дружеские и товарищеские отношения. Ребята в работе поддерживают друг друга, подсказывают пути решения возникающих проблем, распределяют обязанности, взаимодействуют друг с другом.

Рассмотрим цели и задачи каждого проекта:

5-е классы. Тема: Дружба.

Проблемы: адаптация к обучению в среднем звене гимназии; сплочение коллектива, самопознание, принятие другого, интолерантность.

Цель: формирование адекватной самооценки, толерантных отношений в классном коллективе; психологическое сопровождение пятиклассников в период адаптации.

Задачи:

- разработать программу адаптации учащихся в период перехода в старшую гимназию;

- проводить в течение года тренинг толерантности;

- диагностика самооценки и адаптации в пятиклассников в среднем звене;

- развивающие занятия по снижению школьной тревожности и повышению самооценки.

Проекты:

1 четверть – классные часы по теме проекта; тренинг с психологом «Мой класс - дружная планета»; психологический мгры на песке «Мосты и берега»- как разрешить конфликт между мальчиками и девочками. Учащиеся собирают материалы по теме, а именно: стихи, рисунки, фотографии.

2 четверть - портфолио «Дружба», «Толерантность» и т.д.

3 четверть - фестиваль «Дружба»; викторина.

4 четверть - исследовательская работа обучающихся гимназии на тему: «Роль самооценки в социальной адаптации пятиклассников».
6-е классы. Тема: «Мой город: вчера, сегодня, завтра».

Проблемы: дисциплина, взаимоотношения друг с другом, конфликтность, пассивная жизненная позиция.

Цель- формирование конструктивных отношений в классном коллективе; формирование позиции активного гражданина.

Задачи: разработать программу воспитательных мероприятий подчинить ее общей идее «Мой город: вчера, сегодня, завтра» (варианты: «Я и мой город»).

Проекты:

1 четверть – классные часы «История моего города» и т.п., исследовательские экскурсии по городу.

2 четверть - портфолио «Мой город», карта города «Где я могу провести досуг со своей семьей, друзьями», фотогазета и др.

3 четверть - викторина «Знаешь ли ты свой район; город», литературный салон (конкурсы стихов, посвященных городу, конкурсы сочинений).

4 четверть - исследовательские работы «Личность в истории моего города» и «Улицы города носят имена героев».
7-е классы – Тема: «Мир профессий».

Проблемы: снижение интереса к учебе, пассивность мальчиков, нежелание нести ответственность за поручения, дисциплина.

Цель - развитие учебной мотивации; профессиональное самоопределение.

Задачи: разработать программу по профориентации семиклассников.

Проекты:

1 четверть - классные часы по теме проекта, диагностика профессиональных предпочтений; тренинги «Учимся выбирать профессию», встреча со специалистами разных профессий, экскурсии на предприятия города.

2 четверть - портфолио « Мир профессий» (фотографии, статьи, сочинения, информация и т.д.); малые группы (принцип деятельностного подхода).

3 четверть – викторина «Мир профессий», фестиваль профессий, конкурс инсценированной песни.

4 четверть - исследовательская работа на конференции «Мотивы выбора профессии».

8-е классы. Тема: «Мир культуры».

Проблемы: социокультурное взаимодействие, развитие культуры поведения, воспитание нравственно-этических ценностей, социальное самоутверждение личности (основные сферы самоутверждения личности: социальная, полоролевая, деловая, творческая, духовно-нравственная).

Цель: развитие культурологических ценностей.

Задачи:

-формирование оптимальной мотивации самоутверждения;

-ознакомление с понятиями: самоутверждение, достоинство, честь, авторитет, лидерство;

-формирование уважения к себе, чувства собственного достоинства;

-формирование эмоционально положительной Я концепции: Я нравлюсь, способен, значу; -составление индивидуальной программы коррекции своих качеств в различных сферах самоутверждения;

-формирование способности к активному самопроявлению и самовыражению сообразно своим личностным особенностям.

Проекты:

1 четверть – тематические классные часы (речевой этикет, культура поведения, МХК, имидж, религия, народные ценности, русские музеи, история русской культуры и др.);

2 четверть - портфолио на тему «Культрология» (папки, фотоальбомы и др.)

3 четверть – викторина, тематический спектакль, агитбригада, рыцарский турнир, КВН и др.

4 четверть- исследование: « Роль речевого этикета».

9 класс. Тема: «Здоровый образ жизни».

Проблемы: отсутствие заботы о другом, низкий уровень эмпатии, проблемы здоровья.

Цель: оказать помощь и поддержку подростку в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим здоровьем и состоянием, в развитии умений «властвовать собой».

Задачи:

- ознакомиться с понятиями: здоровый образ жизни, саморегуляция, стресс, самостоятельность;

- ознакомиться с принципами здорового образа жизни;

- сформировать мотивы здорового образа жизни и саморегуляции;

- убедить учащихся в возможностях управления своими состояниями, мыслями, поступками;

- учить самостоятельно снимать с себя психическое напряжение;

- научить регулировать свое настроение;

- дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение.

Проекты:

1 четверть - тематические классные часы; «гимназия - территория здоровья»; профилактическая работа по предупреждению курения, употребления ПАВ, алкоголя, наркотиков с приглашением специалистов;

2 четверть - портфолио «Здоровье»;

3 четверть - «Рациональное питание», «Здоровый образ жизни»- выступление агитбригад;

4 четверть- работа ученической лаборатории «Здоровое питание» (или «Здоровый образ жизни» и выступление на конференции.

10-11 классы Тема: «Самореализация». Совет старшеклассников.
Проблемы: Период детства и юности – это время становления личности, а неповторимая, яркая личность может проявиться только в процессе общения и самоутверждения в коллективе сверстников и единомышленников. Именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, и, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни. На этом возрастном этапе очень важно, где молодой человек найдет себе применение, сможет реализовать свои желания и интересы. Деятельность, которой занимается подросток, может стать ориентиром при выборе будущей профессии. Поэтому очень важно, в какой деятельности подросток сможет найти приложение своим силам, найти возможность для самоутверждения, повышения своего статуса в своих глазах и глазах сверстников.

Цель: содействие развитию молодежного движения, формирование у старшеклассников активной гражданской позиции.

Задачи:

- создание развивающей культурно-интеллектуальной среды для развития полноценной личности на базе детского объединения.

- развитие творческих способностей ребят в процессе коллективной деятельности.

- развитие лидерских качеств.

- организация дискуссионного клуба.

Формы работы:

- тематические классные часы;

- развитие учебно-профессиональной мотивации старшеклассников: диагностика, тренинг «Самореализация»;

- организация культурно-массовых мероприятий в гимназии, работа с лидерами;

- беседы о профессии;

- оформление личностного портфолио;

- посещение профессионального центра, диагностика профессий.

Формы проведения:

- диспут, ток-шоу, конкурс на тему «Самоопределение»

Проект: «Пути развития личности».




Класс


Тема проекта

и задачи

проекта


Этапы проектной деятельности


Ответственный

I четверть

Организационно-подготовитель-ный этап

II четверть

Этап портфолио (смотр-конкурс)

III четверть

Практический (отчетный)

IV четверть

Исследовательский этап





5

«а», «б»

Дружба



Тренинг «Мой класс-дружная планета», классные часы на тему «Дружба», «Толерантность»

Диагностика сплоченности классного

коллектива


Оформление портфолио (в виде папки, стенда, коллажа, газеты и т.д.) от каждого класса на тему: «Толерантность», «Дружба»


Организация и проведение

презентации по теме «Дружба» в 4-х классах с целью преемственности. Викторина «Дружба»


Исследова-тельский проект:

«Толерант-ность-путь к успешной адаптации»


Члены Совета 5-х классов

Кл. рук.

5-х кл;

педагог-организа-тор.

6 «а», «б»

«в»

Мой город: вчера, сегодня, завтра


Развитие гражданской позиции Литературный салон: конкурс стихов, сочинений, рисунков о моем городе.

Диагностика ценностных ориентаций гражданской позиции

Оформление фотоколлажа (мультиме-дийной презентации,стенда «Мой город: вчера, сегодня, завтра»


Экскурсионная программа: встреча с родным городом.



Исследова-тельский проект:

«Диагностика и формирова-ние гражданской позиции учащихся средних классов»



Кл. рук.

6-х кл, учителя рус.яз., ИЗО,

библиотекарь.

7 «а», «б», «в»


Мир профессий

Профориента-ция.

Развитие навыков

делать

выбор. Тренинг «Учимся выбирать профессию», классные часы на тему: «Мир профессий», встречи с представителями разных профессий

Портфолио «Профессии, актуальные для нашего города»


Викторина «Мир профессий», конкурс инсценирован-ной песни.

Исследова-тельский проект:

«Мотивы выбора профессии»


Кл. рук., психолог, педагог-орг., члены Ученического Совета 7- классов

8 «а», «б», «в»

Мир куль

туры


Развитие дховно-нарвственн

ой культуры

Классные часы на тему культурология.

Тренинг «Ценностные ориентации». Диагностика отношения к нравственным ценностям.

Оформление стенда, портфолио на тему «Мир культуры»

Викторина «Культура речи»

Исследова-тельский проект: «Влияние школьного социума на поведение учащихся 8-х классов»

Кл. рук.; педагог-орг., члены Ученического Совета 8-х классов

9 «а», «б», «в»



«Здоровый образ жизни»


Организация классных часов на тему: «Здоровый образ жизни». Тест-анкета: «Изменение в образе жизни и состояние здоровья»; Самооценка школьниками показателей своего здоровья.

Оформление портфолио, стенда на тему Здоровый образ жизни


Выступление агитбригады «Рациональное питание» викторина «Мое здоровье»

Исследова-тельский проект:

«Формирование мотивов здорового образа жизни»

Повышение уровня положитель-

ного отношения к здоровью


Кл. рук., психолог, педагог-орг., члены Ученического Совета 10 - 11 классов


10-11 классы

«Самореализа-ция»

Тематические классные часы;

Развитие учебно-профессиональной мотивации старшеклассников.

Оформление личностного портфолио;

посещение профессионального центра,

диагностика профессий.


диспут, ток-шоу, конкурс на тему «Самоопределение»


Проект: «Пути развития

лич

ности».



Таблица. Интеграционная модель проектной деятельности

В процессе проектной деятельности ожидаются следующие результаты:

- повышение самооценки;

-развитие гражданской позиции;

-навыки самоопределения;

-формирование нравственной позиции;

- положительное отношение к здоровью.

Интеграционная модель проекта способствует достижению главной цели воспитательного процесса- формированию у обучающихся гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях, развивать

социальную активность и ответственность, политическую культуру и правовую грамотность.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., и др. Я сам строю свою жизнь.- СПб., 2003.-216 с.

2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. –СПб.,2002. -151 с.

3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов- сихологов.-Новосибирск,1999.-173 с.

4. Кон И.С. Открытие «Я». -М, 1978.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. -М., 1983.

6. Кон И.С. Психология старшеклассника.-М., 1980.

7. Кочетов А. И. Как заниматься самовоспитанием. -Минск, 1991.

8. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников. -Минск, 1990.

9. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н.Чистяковой, А.Я. Журкина.-М., 1997.

10. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигмы, модели, стратегия. - М., 2001.

11. Леви В. Искусство быть собой. - М, 1973.

12. Микляева А.В. Я-подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии .-СПб.,2003.-110 с.

13. Маленкова Л.И. Человековедение. - М., 1993.

14. Маленкова Л.И. Я - Человек! Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. - М., 1996.

15. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М., 1990.

16. Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности: тексты. -М. - 1982.

17. Мастеров Б.М, Психология саморазвития; психотехника риска и правила безопасности. - М, 1994

18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М, 1998.

19. Мцаканян Л.К Личность и оценочные способности старшеклассников. - М., 1991.

20. Немов Р.С. Психология: В 3-х томах. -М, 1998.

21. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10-11 классов. -М., 1995

22. Петрусинский В.В. Игры. Тренинг. Досуг. - М., 1994.

23. Попов С.В. Валеология в школе и дома. -СПб., 1998.

24. Прихожан А. Психологический справочник для неудачника. -М, 1994.

25. Прутченков А.С. Школа жизни: Методическое пособие для социально-психологических тренингов. –М.,2000. – 192 с.

26. Пряжников И.С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, методики. -М., 1991.

27. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн.-СПб.,2003.-273 с.

28. Разумихииа Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив: Беседы о семье.- М., 1999.

29. Ремишидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М, 1994.

30. Рогов Е. М. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1995.

31. Рожков М.И. Социальное становление личности учащихся. - Ярославль, 1995.

32. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М,,1999

33. Селевко Г.К. Домината в развитии личности.-Народное образование.-1995.-№ 5.
  1   2   3