|
ПО. 01. Музыкальное исполнительство по. 01. Уп. 01. Специальность и чтение с листа дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»
муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа станица Советская»
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПО.01.УП. 01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств
« Фортепиано»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 8 (9) ЛЕТ
2013г.
«Рассмотрено»
Методическим советом
МКОУ ДОД «ДМШ ст.Советская»
11.02.2013года
|
«Утверждаю»
Директор- Белевцова Е.В.
______________
(подпись)
11.02.2013г.
|
Разработчик - Ирина Павловна Храмешкина, преподаватель
Рецензент - Т.Б.Левадная, заведующая фортепианным отделением
ГБОУ СПО СКСКМК им.Сафонова, ПСК фортепиано.
Рецензент - Н.Н.Покрепина, преподаватель высшей категории
МКОУ ДОД «ДМШ ст.Зольская»
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка………………………………………стр 4
1.Характеристика учебного предмета, его место и
роль в образовательном процессе...............................................стр4
2.Срок реализации учебного предмета………………………….....стр 4
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным
планом образовательного учреждения на реализацию
учебного предмета…………………………………………………….стр 5
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий……………..стр 5
5.Цели и задачи учебного предмета…………………………………стр 5
6.Обоснование структуры программы учебного предмета……стр 6
7.Методы обучения…………………………………………………… .стр7
8.Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета……………………………………………………..стр8
II. Содержание учебного предмета……………………………….....стр 9
1.Сведения о затратах учебного времени……………………….....стр 9
2.Годовые требования по классам…………………………………...стр11
Требования к уровню подготовки обучающихся…………...стр 47
Формы и методы контроля, система оценок………………..стр 49
1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………стр 49
2.Критерии оценки…………………………………………………….. стр 49
V. Методическое обеспечение учебного процесса……………...стр 52
1.Методические рекомендации педагогическим работникам….стр 52
2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся………………………………………………………………стр 54
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…..стр 56
1.Список рекомендуемой нотной литературы…………………… стр56
2.Список рекомендуемой методической литературы………….. стр 59
Приложение-требования по гаммам………………………………..стр 63
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:
Таблица 1 Срок обучения - 8-9 лет
-
Содержание
|
1 класс
|
2-8 классы
|
9 класс
|
Количество часов на аудиторные занятия
|
592
|
99
|
Общее количество часов на аудиторные занятия
|
691
|
Общее количество часов на внеаудиторные
(самостоятельные) занятия
|
1185
|
198
|
Максимальная учебная нагрузка в часах
|
1777
|
297
|
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:
индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока -30- 45 минут.
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Цели:
обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося
на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
развитие интереса к классической музыке и музыкальному
творчеству;
развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,
музыкальности и артистизма;
освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
-
овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
-
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
приемов);
практический (работа на инструменте, упражнения);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность и чтение с листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.
Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"
1Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
|
Распределение по годам обучения
|
Классы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
|
32
|
33
|
33
|
33
|
33
|
33
|
33
|
33
|
33
|
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
2,5
|
3
|
Общее количество часов на аудиторные занятия
|
592
|
99
|
691
|
Количество часов на самостоятельную работу в неделю
|
3
|
3
|
4
|
4
|
5
|
5
|
6
|
6
|
6
|
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу
|
1185
|
198
|
1383
|
Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)
|
5
|
5
|
6
|
6
|
7,5
|
7,5
|
8,5
|
8,5
|
9
|
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)
|
160
|
165
|
198
|
198
|
247,5
|
247,5
|
280,5
|
280,5
|
297
|
Общее максимальное количество часов на весь период обучения
|
1777
|
297
|
2074
|
Объем времени на
консультации (по годам)
|
6
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Общий объем времени на консультации
|
62
|
8
|
70
|
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими .
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
выполнение домашнего задания;
подготовка к концертным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения
Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс
Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю Самостоятельная работа не менее 3- х часов в неделю
Консультации 6 часов в год
Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 небольших произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.
1 полугодие
№ п.п.
|
вид аттестации
|
срок проведения
|
место проведения
|
программа
|
система оценки
|
1
|
зачёт
|
октябрь
|
класс
|
-Пьеса
-Пьеса
|
оценка
|
2
|
академ
концерт
|
декабрь
|
зал
|
- Пьеса
-Этюд
|
оценка
|
2 полугодие
№ п.п.
|
вид аттестации
|
срок проведения
|
место проведения
|
программа
|
система оценки
|
1
|
к.урок
|
февраль
|
класс
|
1гамма, читка с листа
|
зачёт/не зачёт
|
2
|
зачёт
|
март
|
класс
|
-Пьса
-Пьеса
|
оценка
|
3
|
к.урок
|
апрель
|
класс
|
1гамма, читка с листа
|
зачёт/не зачёт
|
4
|
экзамен
|
май
|
зал
|
-Крупная форма
-Этюд
-Этюд
-Полифония
|
оценка
|
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
|
|
|