Главная страница

ПО. 01. Музыкальное исполнительство по. 01. Уп. 01. Специальность и чтение с листа дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»


Скачать 0.77 Mb.
Название ПО. 01. Музыкальное исполнительство по. 01. Уп. 01. Специальность и чтение с листа дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств «Фортепиано»
страница 1/5
Дата 28.02.2016
Размер 0.77 Mb.
Тип Документы
  1   2   3   4   5



муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа станица Советская»


ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПО.01.УП. 01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств

«Фортепиано»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 8 (9) ЛЕТ

2013г.


«Рассмотрено»

Методическим советом

МКОУ ДОД «ДМШ ст.Советская»

11.02.2013года


«Утверждаю»

Директор- Белевцова Е.В.

______________

(подпись)

11.02.2013г.


Разработчик - Ирина Павловна Храмешкина, преподаватель
Рецензент - Т.Б.Левадная, заведующая фортепианным отделением

ГБОУ СПО СКСКМК им.Сафонова, ПСК фортепиано.


Рецензент - Н.Н.Покрепина, преподаватель высшей категории

МКОУ ДОД «ДМШ ст.Зольская»


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка………………………………………стр 4

1.Характеристика учебного предмета, его место и

роль в образовательном процессе...............................................стр4

2.Срок реализации учебного предмета………………………….....стр 4

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным

планом образовательного учреждения на реализацию

учебного предмета…………………………………………………….стр 5

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий……………..стр 5

5.Цели и задачи учебного предмета…………………………………стр 5

6.Обоснование структуры программы учебного предмета……стр 6

7.Методы обучения…………………………………………………… .стр7

8.Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета……………………………………………………..стр8

II. Содержание учебного предмета……………………………….....стр 9

1.Сведения о затратах учебного времени……………………….....стр 9

2.Годовые требования по классам…………………………………...стр11



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся…………...стр 47

  2. Формы и методы контроля, система оценок………………..стр 49


1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание…………………стр 49

2.Критерии оценки…………………………………………………….. стр 49

V. Методическое обеспечение учебного процесса……………...стр 52

1.Методические рекомендации педагогическим работникам….стр 52

2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся………………………………………………………………стр 54

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы…..стр 56

1.Список рекомендуемой нотной литературы…………………… стр56

2.Список рекомендуемой методической литературы………….. стр 59
Приложение-требования по гаммам………………………………..стр 63

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет "Специальность и чтение с листа" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Специальность и чтение с листа»:

Таблица 1 Срок обучения - 8-9 лет


Содержание

1 класс

2-8 классы

9 класс

Количество часов на аудиторные занятия

592

99

Общее количество часов на аудиторные занятия

691

Общее количество часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

1185

198

Максимальная учебная нагрузка в часах

1777

297


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока -30- 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Цели:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося
    на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;

  • выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному

творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти,
    музыкальности и артистизма;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических
    приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического
    мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
    впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету " Специальность и чтение с листа" должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.

Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
II. Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа"
1Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2





Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

99

691

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1185

198

1383

Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)

5

5

6

6

7,5

7,5

8,5

8,5

9

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1777

297

2074

Объем времени на

консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8


Общий объем времени на консультации

62

8

70


Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими .

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
2. Требования по годам обучения

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
1 класс

Специальность и чтение с листа 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3- х часов в неделю

Консультации 6 часов в год

Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 небольших произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.

1 полугодие


№ п.п.

вид аттестации

срок проведения

место проведения

программа

система оценки

1

зачёт

октябрь

класс

-Пьеса

-Пьеса

оценка

2

академ

концерт

декабрь

зал

- Пьеса

-Этюд

оценка


2 полугодие


№ п.п.

вид аттестации

срок проведения

место проведения

программа

система оценки

1

к.урок

февраль

класс

1гамма, читка с листа

зачёт/не зачёт

2

зачёт

март

класс

-Пьса

-Пьеса

оценка

3

к.урок

апрель

класс

1гамма, читка с листа

зачёт/не зачёт

4

экзамен

май

зал

-Крупная форма

-Этюд

-Этюд

-Полифония

оценка



Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
  1   2   3   4   5