Главная страница

Роль школьного музея в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника


Скачать 80.58 Kb.
Название Роль школьного музея в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника
Дата 07.03.2016
Размер 80.58 Kb.
Тип Документы

«Школьный музей это взгляд из прошлого в будущее».
Тема: Роль школьного музея в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника

1. Роль музеев в воспитательной деятельности

2. Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей.

3. Средства и формы музейной деятельности: эффективность воздействия на личность

Введение

На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества и особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда разрушены старые идеалы, но и не созданы новые . Идея патриотизма во все времена занимала особое место в формировании подрастающего поколения, хотя на протяжении последнего десятилетия развития нашего общества все более деформировалась, обрастая , политическими или даже чисто спекулятивными наслоениями. Новые реалии стимулируют поиск актуального содержания патриотической идеи как духовной опоры общеест- венного сознания, как важнейшей составляющей общенациональной идеологии. В этих условиях опре­деление сущности и специфики современного российского патрио­тизма, методологических и теоретических основ патриотического воспитания, и прежде всего молодежи, становится все более акту­альной задачей.

Особенно настоятельна необходимость в создании новых, зна­чительно более оптимальных условий организации и проведения пат­риотического воспитания в современной России, находящейся на крутом историческом переломе. Разрушение советской системы пат­риотического воспитания молодежи произошло практически без замены ее какой-либо иной системой. Вследствие это­го российское государственное здание лишилось важнейшей опоры. Перестройка этого здания, проведение экономических реформ вряд ли возможны или, точнее, вряд, ли будут успешными, если система образования, культуры, формирования и развития молодого поколе­ния россиян будет лишена столь необходимого им компонента, как патриотизм. Абсолютно понятно, что включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом.

Полагаю, что в этом процессе учреждения дополнительного образования должны рассматриваться во взаимосвязи двух составляющих- обучения и воспитания, активизирующих личность на овладение знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями. Дополнительное образование не просто предоставляет возможность обновления и приобретения новых знаний, но и формирует потребность личности в постоянном самосовершенствовании, позволяет ей развиваться, удовлетворяя свои духовные потребности независимо от колебаний социокультурной конъюнктуры.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм начинается и идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнить свой конституционный долг, активизацией деятельности.

В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, где среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В законе отмечается, что содержания образовательной деятельности общества должно быть ориентировано на воспитание патриотизма и гражданственности через формирование человека, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

К сожалению, в процессе педагогического воздействия на личность образовательная и воспитательная деятельность общества подразделяется на самостоятельно существующие элементы. Но здесь нельзя забывать о том, что все структурные элементы являются частью одной, педагогической, системы общества. Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций образования есть обязательная составляющая общественного развития, поэтому в процессе воспитания различные направления воспитательного воздействия должны соединяться в единую систему.
Общество при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал музейной практики. Музей как социокультурный институт предлагает более широкий спектр форм и методов воспитательного воздействия на личность, что расширяет возможности общества в становлении патриотически-воспитанной личности.

Именно в школьном музее обучение и воспитание, пропаганда знаний о природе и обществе, истории и культуре страны и ее отдельных регионов ведется на основе подлинных памятников материальной и духовной культуры народов. Именно подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям особую убедительность и достоверность.

Воспитательная и образовательная роль музея многократно возрастает благодаря сотрудничеству со школой. Они дополняют друг друга, координируя свои усилия в деле становления молодой личности, и способны достигнуть и достигают значительных результатов. Примером такого сотрудничества может быть работа музея и школы по развитию краеведческого движения школьников. Планомерная и систематическая, эта работа развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Формы краеведческой деятельности: поисковые экспедиции, археологические раскопки, походы по местам боевой, революционной и трудовой славы, вырабатывают у детей не только определенные навыки, но и формируют чувство гордости и причастности к событиям родной истории.
2. Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания общечеловеческих ценностей.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, идет о формировании качеств личности, которые могут быть определены следующими признаками: нравственным (гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность), правовым (правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода); социально-политическим (гражданская активность, политическая культура, патриотизм).

Одно из условий формирования патриота— воспитание правдой. Только активная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практической деятельностью школьников.

Патриотическое воспитание должно пониматься как, гражданский долг, ставший нравственным принципом, осознанной готовностью, решимостью действовать во имя интересов общества, личности, проявляющейся в побудительном мотиве к деятельности.
3. Роль музея в патриотическом воспитании личности школьника

Сегодня включение форм и средств музейной деятельности в образовательный процесс может рассматриваться как инновация,

Собственно понятие «инновация» есть «внутренняя новация, новизна» которая определяет место новых методик образовательной и воспитательной деятельности: они должны быть включены в имеющиеся уже формы и методы педагогического процесса, как проверенные временем и практикой.

Историческое знание сегодня – знание особое, целью его и его содержанием является формирование исторического мышления, которое наполнено содержанием всего человеческого существования. Поэтому обучение истории должно быть наиболее приближено к требованиям личности, должно активизировать личностно-ориентированный процесс познания, формировать историческое мышление с самых ранних стадий формирования личности.
Следует понимать, что предметность, убедительность и эмоциональность музейной информации создают важнейшую предпосылку для выполнения музеем образовательно-воспитательной функции, его научно-просветительной деятельности. Важная роль принадлежит музеям в эстетическом воспитании, в освоении культурного наследия молодым поколением. И эти возможности музеев должны широко использоваться современной российской школой.

Плюс ко всему - содержание социальных функций в деятельности музея обусловлено конкретными общественно-историческими условиями.

Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции, но школа эта необычная, так как пришедший сюда ребенок не только получает знания, но и учится быть личностью.
(Когда в 1998 году зарегистрировали объединение музейных педагогов России, специалисты регистрационной палаты недоумевали «что такое музеи, мы знаем » - кто такие педагоги тоже знаем. А вот кто такие музейные педагоги, непонятно.

Жизнь показывает, что о музейной педагогике мало знают не только в регистрационных палатах, но и в школах, училищах, вузах.)
Само по себе посещение музея мало, что дает. Нужно, чтобы увиденное стало личным переживанием, состоянием души. Только тогда посещение это будет иметь воспитательный эффект.

Работа со школьниками, показала, насколько важно включать детей в процесс «музейного» воспитания на своем конкретном краеведческом материале

подчеркнуть его связь с землей, на которой он живет и учится, со страной, в которой он родился.

В последние десятилетия усиливается интерес к истории родного края, разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы, и здесь роль школьных и местных музеев неоценима.

В школьных музеях проходят встречи с – ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе школьных музеев действуют многочисленные кружки, клубы, секции.

При этом развиваются сотрудничества музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками и т.д.

Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Формирование системы «музей — школа», для которой, уже созданы немалые предпосылки, — это качественно новый этап в работе каждого из этих учреждений.

Для совершенствования этой системы важно скоординировать усилия научных учреждений, министерств культуры и просвещения.
В сферу деятельности музея должны быть непременно включены все возрастные группы ребят, начиная от дошкольников и младших школьников, ведь чем раньше в сферу воспитания ребенка включится музей, тем эффективнее окажется его воздействие в будущем.

Важная роль в этом принадлежит экскурсоводу — организатору процесса восприятия. От его подготовленности, эрудиции, умения зависит эффективность воспитательного воздействия музея, что особо благоприятно воздействует на подростковую аудиторию.
Использование краеведческого материала дает музейному работнику и учителю, неистощимый материал для всестороннего развития личности подростка, воспитания любви к родному краю, к Родине, к ее природе, способствует развитию любознательности, ответственности у школьников. А это и есть то, что мы называем патриотизмом.

Министерство образования и науки Республики Адыгея

Республиканская научно-практическая конференция
«Патриотическое воспитание детей
и молодежи: состояние и перспективы»


Тема доклада: Роль школьного музея в патриотическом

и гражданском воспитании личности школьника


Автор доклада: Сапожников Юрий Александрович

учитель истории высшей категории

Красногвардейской МОУ СОШ № 11

с. Красногвардейское

с. Красногвардейское

2011